КАЗАХСКИЙ РЕНЕССАНС, КАК ИДЕЯ, РЕАЛИЗОВАННАЯ В ХХI ВЕКЕ

Многое было подвергнуто изменениям в период перехода от советской империи к независимости Казахстана. В этот период опасным представлялось многое, но мы благополучно преодолели полосу трудностей, и, хотя переходное время принесло много испытаний, казахстанцы с честью выдержали всё, закалились, окрепли духом. Независимость, обретенная вместе с рынком, прошла экзамен на предмет утверждения и самодостаточности. И сейчас мы можем открыто говорить о казахском ренессансе, возрождении вековой мечты народа.

У ИСТОКОВ
Мы росли, представляя ренессанс, в частности, в средневековой Европе, чем-то далеким и недосягаемым, не относящимся к нашей жизни, ибо знали, что это культурно-исторический феномен Запада. Время ренессанса рождает титанов, и на Западе это было время таких титанов, как Леонардо да Винчи, Альберт Дюрер, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Уильям Шекспир, Николо Макиавелли, Николай Кузанский, Джордано Бруно, Мишель Монтень, Николай Коперник, Галилео Галилей и другие.
В истории Казахстана того времени тоже был золотой век расцвета. Это обретение казахами в 1456 году государственности. Мухаммед Хайдар Дулати в своем труде «Тарих-и Рашиди» указывает, что государство казахов в известные периоды именовалось то Казахской Ордой, то Казахским ханством. До 1822 года, целых три века, продолжалось время ханского правления. Национальной идеей политического объединения казахов была идея Асана Кайгы о земле обетованной (жер уйык). Именно эта идея и стала первой формой государственного мышления и мечты о независимости моих соотечественников. Казахи в течение пяти веков не забывали о ней. Следующей исторической формой национальной идеи был «Алаш», провозглашенный Алиханом Байменовым, Ахметом Байтурсыновым и другими алашовцами, многое сделавшими для пропаганды и приближения независимости Казахстана.
В наши дни время родило такого политического титана, как Нурсултан Назарбаев. На этапе формирования информационного общества, когда на стыке веков духовное наследие народа входит в цивилизованное пространство, появление такой личности было востребовано самим временем. И это изменило саму судьбу Казахстана, ставшего суверенным.
Новое время обязывает нас по-новому думать, осмысливать пройденный путь, выстраивать будущее, создавать предпосылки для максимального выражения лучших черт и качеств народа, и иметь возможность показать их всему миру. Ренессанс – это всегда эра философии, эра понимания, выдающихся личностей, интеллектуалов, мыслителей, деловых, предприимчивых, способных реализовать свой талант для блага людей. Таковым должен стать и казахский ренессанс, — время которого наступило.
Говорить о том, что казахский ренессанс, как идея, начался в 1991 году, было бы неправильным. Эта идея, зародившись в период создания Казахского ханства, не была предана забвению, и в годы потери независимости, тому доказательством служат национально-освободительные восстания Исатая и Махамбета, попытка Кенесары Касымова сохранить национальное единство казахов, народные волнения 1916 года под руководством Амангельды, Бекболата и другие. Об этом писали многие ученые, такие как Жанузак Касымбаев, Талас Омарбек. Замечу, что жертвы во имя свободы, справедливости, пролитая кровь тысяч и тысяч людей были не напрасными. Они открыли дорогу к декабрьским событиям 1986 года. Об этом в обществе всё ещё много толков, пересудов. Полагаю, что мы еще не настолько отдалились от тех лет, чтобы дать справедливую оценку и осознать то, что случилось. Но уже сейчас можно сказать, что уроки декабря 1986 года не прошли даром.
Несмотря на политическое бесправие своего народа, хаким Абай наставлял людей чтить слово, передавал им в дар свои стихи. Наверное, он верил, что слово, оставленное им, не даст народу потеряться, исчезнуть, раствориться в гуще веков. С горечью нужно признать, что находятся те, кто в эпоху независимости государства, с сомнением смотрит в будущее казахов, призывает отречься от старых ценностей, и пытается утвердить новые измерения. Я же считаю своим долгом от лица среднего поколения вспомнить тех, кто, напротив, будил наше воображение и сознание мыслями и идеями о национальном возрождении, кто вкладывал в это дело душу и разум. Это Салык Зиманов, Зейнолла Кабдолов, Серик Кирабаев, Абиш Кекильбаев, Мукагали Макатаев, Абдижамиль Нурпеисов, Кадыр Мырзалиев, Мухтар Магауин, Туманбай Молдыгалиев, Саин Муратбеков, Мухан Шаханов и другие. Стихи Кадыра Мырзалиева были особенно популярны среди молодежи, близки народу гражданским накалом идей свободы и патриотизма. В семидесятые годы с книгой «Аз и Я» выступил Олжас Сулейменов. Число людей, вовлеченных в процесс возрождения, огромен. Не было человека, равнодушного к судьбе народа, все говорили об этом, и каждый внес в дело обретения независимости свой посильный вклад. Декабрьские события 1986 года явились прямым следствием этих настроений.

ФОРМУЛА И ИДЕЯ НЕЗАВИСИМОСТИ
Возвращаясь к идее национального возрождения, скажу, что наступившая эпоха для казахов – это время невиданного прежде расцвета, это Золотой век.
Казахский ренессанс в моём понятии — это выражение национальной идеи, более того, его можно назвать формулой этой идеи. Сейчас каждый может реализовать свои возможности. Конечно, везде есть свои препоны и затруднения. Например, такие пороки, как взяточничество, коррупция, местничество, клановость мешают нам войти, полно вписаться в цивилизованное мировое пространство. И, тем не менее, тот, кто намерен реализовать свои желания, идет до конца, и добивается своего.
Помешать осуществлению задуманного может сам человек, например, бывшие советские граждане, не избавившись до конца от установок прежнего социалистического бытия.
Иногда я начинаю даже думать о том, что понимаем ли мы до конца, граждане Казахстана, истинную суть Независимости, которая предполагает самостоятельность в обустройстве, в добывании средств к существованию. Вместе с тем и готовность к познанию мира, готовность перенимать опыт, вступать в конкуренцию, в диалог. Известно, что Президент Нурсултан Назарбаев выдвинул идею войти в число пятидесяти конкурентоспособных стран. Это прекрасная идея. Это золотое основание Казахского ренессанса. Тот, кто хочет достичь большего, думает о будущем. Веками мы были в неволе, теперь настали другие времена, и мы не должны пребывать в робости и нерешительности.
Если мы хотим, чтобы у наших потомков было будущее, каждому казаху необходимо решить, на мой взгляд, две проблемы.
Для каждого казаха история его рода должна стать домашним архивом, хранящим традиции семьи. Слово «казах» содержит в себе понятие человечности, братства, родства, государственности. Когда мы говорим – мы казахи, то это обозначает, что мы граждане своего государства. Казах – это имя гражданства. Возвеличивание отдельного рода, отдельной его истории, что сегодня имеет место, – это идеология, которая, на мой взгляд, наносит вред нашей государственности, да и единству казахов.
К большому сожалению, это простое понятие очень сложно поддается усвоению для современного казахского общества. Мы, казахи, должны отойти от клановых приверженностей, перейти на качественно новый уровень политического, духовного содержания. Доказательством к сказанному является существование государства – Республика Казахстан. Государственные символы несут в себе национальное, а не клановое содержание. Мы гордимся своей культурой, у нас есть религия – ислам. Род, структура его, история рода должны быть объектами научного исследования или же войти в семейные архивные материалы, и этим ограничиться. Ведь в школе, в высших учебных заведениях мы изучаем не историю родов, а историю казахов и казахстанской государственности.
Без сомнения, история рода – это сгусток социального опыта, его практика. Именно поэтому в таких историях содержатся, порой, нападки на соседние кланы, нелицеприятные высказывания, облеченные в родовой этноцентризм. Абай в свое время основательно критиковал это явление. Отрицательную его сторону в свое время отметил Габит Мусрепов в своем «Этнографическом рассказе». Но далее эту тему никто не продолжил, и она, к сожалению, не стала традицией в литературе. Учитывая, что казахи — не самая большая в мире по численности нация, разделение на кланы и роды является большим препятствием на пути к объединению. Об этом я говорю давно, и часто слышу голоса обиженных, и недовольных моими словами, и несогласных со мной.
Абай говорил, что слово «Аллах» произносится легко, но трудно исполняется. Точно также решить проблему клановости в реальной жизни не просто. На людях, в общественном месте вроде бы все соглашаются, что разделение на роды – это плохо, но, придя домой, опять начинают шептаться об этом по углам.
Каков же выход из этой ситуации? Понятно, что профессионализм и компетентность, которые востребованы в рыночных условиях, должны вытеснить кумовство и выдвижение по родовой принадлежности, но у меня есть опасение, что казахи уже вошли с этим в рынок. Или, быть может, надо ждать, когда демократические ценности станут доминантой в обществе, тогда и болезнь пройдет, как грипп? Поживем – увидим.
Сегодня страна динамично и успешно развивается, в сознании граждан Казахстана происходит переоценка ценностей, и, думаю, что некоторые проблемы и трудности не помешают нам двигаться вперёд.
И наступит настоящий расцвет казахского ренессанса, как и наша страна, он войдёт в зенит.

Гарифолла ЕСИМ,
академик Национальной академии наук
Республики Казахстан, депутат сената парламента Республики Казахстан

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна