КАМЕРЫ СЛЕДЯТ ЗА ПОРЯДКОМ В ГОРОДЕ
Окупаемость работы интеллектуальных камер видеонаблюдения, контролируемых центром оперативного управления (ЦОУ) УВД ДВД Атырауской области, выясняла постоянная комиссия по соблюдению законодательства, правовой дисциплины и депутатской этики областного маслихата. В ходе встречи с представителями правопорядка комиссия заслушала доклад о деятельности ЦОУ.
Установка уличных видеокамер по городу Атырау проходит в два этапа. В 2010 году на первом этапе было установлено 200 видеокамер. Вторым этапом предусматривается установка еще 300 камер видеонаблюдения. В рамках программы «Безопасный город», поддерживаемой руководством Атырауского региона, полицейские путем увеличения количества «умных глаз» намерены снизить применение практики ежедневного патрулирования городских улиц, но при этом поднять уровень предупреждения и раскрытия преступлений посредством видеонаблюдения. Интересно то, что электроника в таких видеокамерах способна распознавать бегущего или лежащего более пяти минут без движения человека. Также под «подозрение» попадают скопления людей, где возможно возникновение драки. Аппаратура фиксирует это и звуковым сигналом предупреждает оператора, который в свою очередь сообщает об этом патрульной группе отряда «Тоскауыл».
Как сообщили полицейские, в последнее время наблюдается следующая картина — местные жители все больше предпочитают парковаться или гулять именно в тех местах, где установлены камеры.
— Встречаются и личности, которые, заметив «умные глаза», поспешно стараются уйти из зоны видимости. Правда, на главных улицах и в основных крупных районах Атырау это получается редко — ушел от наблюдения одной камеры, «поймает» другая, — комментирует начальник центра оперативного управления, полковник полиции Аманкос Назаров. — С помощью камер мы повысили раскрываемость преступлений, а также подняли окупаемость вложенных средств до 51,6 %. Я считаю, что это хороший показатель. Кстати, любой человек, который не согласен со штрафными санкциями, применяемыми к нему, может прийти к нам в ЦОУ, и мы продемонстрируем его нарушение на видео. Данные сохраняются.
Выслушав доклад, комиссия перешла к выявлению проблем. Основной вопрос, который задал председатель комиссии Талгат Мукатанов, — насколько целесообразно используются «умные глаза» на территории нефтяной столицы, и почему некоторые из них находятся в нерабочем состоянии? В частности, речь шла о скоростомерах системы «Red Speed». Данный фоторадар способен фиксировать превышение скорости на участках дороги, маневрирование автомобиля, представляющее угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия, проезд на красный свет.
— Дело в том, что нужно участить контроль над этими камерами. Техническая поддержка для каждого вида оборудования никогда не бывает лишней, а тем более — для такого дорогостоящего, — сообщил Игорь Гуревич, сотрудник ТОО «Научно-технический центр новые проекты», занимающегося установкой камер слежения. — Для «Рэд Спидов», находящихся на балансе ЖКХ, установлен график — проверка один раз в год. Этого недостаточно. А причин выхода из строя много. Влияют, например, внешние воздействия. Сейчас на улице очень жарко, может выйти из строя вентилятор, встроенный в корпус скоростомера. К тому времени, когда начнется техпроверка, «Рэд Спид» перегорит просто.
Есть и хулиганские выходки жителей, которые наносят повреждения таким видеокамерам дорожного слежения.
— Это творится не только в Атырау — по всей республике, — отмечает Игорь Гуревич. — Палками бьют, из травматических пистолетов стреляют.
На встрече было предложено рассмотреть возможность замены датчиков «Рэд Спидов» на системы, основанные на доплеровском эффекте. Однако, камера с такой «начинкой» при фиксации скорости может выдать неверный результат.
— Мы используем датчики, которые контролируют движение по полосам, — рассказал Игорь Гуревич. — Идет четкое определение — какое именно авто на дороге нарушило Правила дорожного движения. При «доплеровском» датчике есть вероятность ложной фиксации. То есть, нарушила одна машина, а фоторадар показывает другую, схожую по габаритам и прочим параметрам. Разделения по полосам в таких камерах видеонаблюдения нет. В свое время в Российской Федерации один за другим вспыхивали судебные процессы из-за таких нюансов, поскольку за несовершенные нарушения на крупные штрафы нарывались невиновные водители.
Участники встречи сошлись на том, что нужно еще раз четко проработать взаимодействия сторон по установке и обслуживанию «умных глаз» и конкретно определить, кто за что отвечает, чтобы напрасно не тратились государственные средства.
Евгений САМАРИН
На перекрёстке улиц Азатык и 8 марта стоит видеокамера и прямо напротив неё таксисты постоянно нарушают ПДД и санитарные правила, устанавливая свои машины в недопустимой близости от стен домов и прямо на тротуаре, перегораживая движение по тротуару для взрослых и детей, направляющихся в детский сад и обратно. И дети с родителями вынуждены двигаться по проезжей части дороги, в то время как авто стоят на тротуаре. И всё это прекрасно видно через видеокамеру. А каков результат? Да никакого. То есть оператор видит нарушение Закона РК, но никаких действий не предпринимает. И что нам толку от этих видеокамер? Считаю, что операторами при этих видеокамерах должны быть гражданские люди, специально обученные, а МВД от этого процесса надо отодвинуть подальше.