В 2013 году День работников транспорта и связи в Казахстане отмечается 4 августа.
Более 68% всего грузооборота и свыше 57% пассажирооборота страны приходится на долю железных дорог. В железнодорожной отрасли занято более 125 тысяч человек, что составляет почти 1% населения Казахстана.
Железнодорожный транспорт является основой транспортной системы страны и должен своевременно и качественно обеспечивать потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики и национальной безопасности государства. Он играет большую роль в формировании рынка транспортных услуг и позволяет эффективно развивать предпринимательскую деятельность во взаимодействии с другими видами транспорта.
Модернизация железнодорожного транспорта — это основное условие перехода экономики страны на инновационные рельсы. Без развития данного сектора казахстанская экономика не сможет эффективно функционировать. В свою очередь строительство новых железных дорог было и остается системообразующим фактором освоения территорий нашей страны и имеет огромное социальное значение. Ведь вслед за проложенными рельсами, построенными тоннелями и мостами возникают дома и школы, открываются новые производства, строятся промышленные предприятия.
Особым пунктом подчерк-нута важность развития казахстанских стальных магистралей и в Послании Главы государства «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Называя железные дороги локомотивом экономики страны, Нурсултан Назарбаев обозначил основные приоритеты, стоящие перед отраслью в свете вхождения нашего государства в число 30 ведущих стран мира. И в канун профессионального праздника мы по традиции беседуем с директором Атырауского отделения дороги филиала АО «Национальная компания «Казахстанские железные дороги» Буреханом Сматулловичем БЕРКЕМБАЕВЫМ о буднях и победах, высоких достижениях и перспективах данной стратегически важной отрасли.
А поезда мчатся и мчатся
Одним из приоритетных направлений в деятельности Атырауского отделения железных дорог является улучшение качества и модернизация обслуживания населения, обеспечение максимально комфортных условий пассажирских перевозок. И в этом деле есть определенные подвижки. Свидетельством тому служит то, что в начале июня с участием акима области Бактыкожи Измухамбетова запущен в эксплуатацию скоростной пассажирский поезд из новых вагонов завода «Тулпар-Тальго» сообщением «Атырау — Алматы». В сентябре текущего года планируется пуск второго скоростного поезда «Атырау — Астана», путь следования которого по времени сокращен более чем в два раза.
В целях модернизации предприятия в июле этого года в Атырауское эксплуатационное локомотивное депо прибыло 10 тепловозов для грузового движения серии Evolution ТЭ33А с асинхронным тяговым приводом. Эти машины выпускаются отечественным заводом АО «Локомотив курастыру зауыты» в г. Астане. Данный локомотив может следовать с проездом, масса которого составит свыше 6000 тонн, с установленной скоростью по участку с нулевым профилем.
Будни локомотива
Естественно, положительный конечный результат и грандиозные планы основаны на успехах атырауских железнодорожников. А любая победа — это результат самоотверженного коллективного труда. В пределах границы Атырауского отделения дороги осуществляют свою деятельность более 50 структурных подразделений железнодорожного транспорта, на которых трудятся свыше шести тысяч человек. Эксплуатационная длина стальной магистрали составляет664,7 км, а развернутая длина1096,9 км. И граничит Атырауское отделение по внутреннему стыковому пункту с Актюбинским отделением до станции Кульсары включительно, по внешним международным стыкуется с Приволжской железной дорогой исключительно до станции Кигаш.
Отделение состоит из 47 раздельных пунктов, которые в зависимости от объема и характера работы делятся по классам. Так, 4 станции относятся к первому классу, 2 станции работают по второму, 2 станции — по третьему, 8 станций — по четвертому и 31 станция относится к пятому классу. Оперативное же руководство движением поездов осуществляет диспетчерский аппарат на 6 кругах.
Нужно отметить, что атырауские железнодорожники, как всегда, встречают свой праздник высокими достижениями. За первое полугодие текущего года они перевыполнили планы эксплуатационных показателей. Так, оборот местного вагона составил 106 процентов, что по сравнению с прошлым годом возросло на 21,4 процента, оборот транзитного вагона на 105,8 процента, увеличив прошлогодние показатели на 48,1 процента.
И положительная тенденция в деятельности отделения дороги продолжает расти. В июне эксплуатационный грузооборот составил 106 процентов, погрузка — также 106 процентов, статистическая нагрузка — 102 процента, оборот местного вагона — 110 и транзитного вагона — 105 процентов, а производительность грузового вагона повысилась на 102 процента. Не снижены темпы и объемы и в июле.
Безусловно, достигнутые трудовые успехи служат хорошим посылом в решении амбициозных задач, стоящих перед предприятием.
Плюсовая динамика
Планы на текущий год определены большие. На 2013 год по Атыраускому отделению магистральной сети запланировано провести капитальный ремонт61,59 кмпути на новых материалах, а также средний ремонт хозяйственным способом на5,5 кмдороги. На сегодняшний день из запланированного ремонт произведен на пути протяженностью26 км.
Совершенствование технологического процесса по средствам применения комплекса машин, обеспечивающего повышение уровня механизации ремонтно-восстановительных и планово-предупредительных работ по содержанию пути, — одна из важных задач предприятия.
Для увеличения пропускной способности и обеспечения безопасности движения в этом году планируется открытие разъезда №6 на перегоне «Разъезд №7 — Ганюшкино». Более того, в планы 2014 года вошло строительство еще трех разъездов на перегонах «Разъезд №377 — Жамансор», «Жантерек — Кенбай», «Жантерек — Мукур», реконструкция разъезда Нарын и разъезда №4, укладка двух дополнительных путей на разъезде имени Д. Нурпеисовой. Кроме того, запланировано обустройство приграничной станции Ганюшкино, газификация поста ЭЦ на станции Доссор, модернизация автоблокировки по всему отделению дороги в 2015-2016 годах, обновление основных средств восстановительных и пожарных поездов, строительство ВОЛС на участке Сагиз — Макат — Кульсары.
Социальный аспект
Не менее важны и всегда актуальны вопросы социального характера. С этой целью Атырауским отделением дороги успешно реализуется программа развития инфраструктуры по хозяйствам пути, сигнализации и связи, электроснабжения, по обслуживанию пассажиров на поездах. Целенаправленно внедряется программа по обеспечению служебным жильем работников компании, проживающих на станциях 3, 4 и 5 классов. Согласно этой программе, на сегодня ведется строительство жилья на 115 квартир на станции Макат, из которых 54 служебные квартиры будут предоставлены работникам железнодорожной отрасли. И ключи счастливые новоселы получат прямо во время празднования Дня железнодорожника.
Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий на рабочем участке. В связи с этим хотелось бы отметить, что на завершающей стадии строительство нового резерва проводников, расположенного за чертой города. Новое здание будет оснащено всем оборудованием, отвечающим современным требованиям экологии и санитарных норм.
Также в связи с предстоящей эксплуатацией месторождения Кашаган в 2013-2014 годах планируется развитие станции Махамбет для улучшения ее пропускной способности.
И все же забота о работниках отделения остается самым главным приоритетом в деятельности руководства компании. С учетом совершенствования трудового процесса и стимулирования работников с января прошлого года внедрена новая система оплаты труда. Теперь, согласно ей, железнодорожники получают к отпуску дополнительно оздоровительные в размере одного оклада. Помимо этого, компания заботится о семье и детях работника. Нынешним летом 250 детей работников компании отправлены отдыхать в детский лагерь «Энергетик» г. Актобе, двое — в Шри-Ланку, двое — в Тайланд.
Каждый профессиональный праздник — это всегда подведение итогов. Атырауское отделение тоже встречает свой день достойно. И в каждой победе есть вклад каждого члена многотысячного коллектива, покорителей железных магистралей. И в этот день звучат имена лучших из лучших. Сегодня это: поездной диспетчер Аскар Хайролла, ведущий инженер отдела грузовой и диспетчерской работы Гульназия Джубаниязова, старший электромеханик Акжайыкской дистанции сигнализации и связи Гиният Кожахметов, инженер технического отдела Атырау-ской дистанции сигнализации и связи Майра Бигалиева, составитель поездов станции Махамбет Жексен Жетибаев, электромеханик РЭЦ Атыраус-кой дистанции электроснабжения Мурат Садыков. Все они за добросовестный труд и вклад в развитие железнодорожной отрасли и в честь профессионального праздника заслуженно отмечены руководством.
Насип ШАЛАБАЕВА,
фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА