До начала промышленной добычи нефти на Кашаганском месторождении остается не так много времени. Напомним, ранее речь шла о декабре 2012 года, но потом зашла речь о начале лета следующего. Об этом управляющий директор «Аджип ККО» Умберто Каррара сообщил акиму Атырауской области Бактыкоже Измухамбетову, который посетил морской комплекс 26 августа. Ознакомившись с ходом работ, глава региона отметил, что сохранение экологии является главной задачей.
С запуском Кашагана Казахстан войдет в пятерку нефтедобывающих стран мира. Однако добыча нефти на шельфе Каспия принесет не только огромные объемы нефти и газа, но и большие экологические риски. К слову, сейчас компания «Аджип ККО», отвечающая за стадию опытно-промышленной разработки, готовится к запуску первых технологических линий по предварительной подготовке и транспортировке на наземный комплекс «Болашак» углеводородного сырья в объеме 300 тысяч баррелей в сутки (на первом этапе).
В таком вопросе, как охрана окружающей среды на мировом проекте Кашаган, без учета мнения общественности, экологов, обойтись невозможно.
На днях специалисты компании-оператора Кашаганского проекта НКОК, отвечающие за экологию и безопасность, рассказали общественности о том, какие средства вкладывает международный консорциум в сохранение природного баланса Северного Каспия. Однако, озвученные суммы не очень впечатлили представителей НПО, многолетние вопросы которых так и остались без ответа.
«ЗЕЛЕНЫЕ»
МЕРОПРИЯТИЯ
Генеральный менеджер по охране здоровья, труда и окружающей среды компании НКОК («Норт Каспиан Оперейтинг Компани Б.В.») Роберт Херст сообщил, что в этом году на природоохранные мероприятия выделено 2 млрд 187 млн 590 тыс. тенге, из которых уже потрачено 55%.
В частности, в 225 миллионов тенге обошлась система очистки сточных вод. Одним из преимуществ компания называет то, что очищенная вода вывозится на сушу с искусственных островов специализированным морским транспортом. Причем, ее планируется использовать вторично, для пылеподавления, полива деревьев и производственных нужд. На морских объектах — 15 комплексных установок, на буровой «Сункар» — еще две.
За восемь месяцев было выполнено 77 рейсов четырьмя танкерами, 120 тысяч кубометров хозяйственно-бытовых вод перевезено для очистки в порты Актау, базы Баутино и Курык в Мангистауской области. По словам Роберта Херста, обязательства в части соблюдения условий «нулевого сброса» и отсутствия сброса сточных вод и отходов в море выполняются. На все эти работы выделено 600 миллионов тенге.
Но самым главным раздражителем экологов является риск разлива нефти. В случае аварии, беспокоятся они, всему живому в мелководной части Северного Каспия придет конец. Да и, в целом, водоему будет нанесен непоправимый ущерб. Представители НКОК на эти опасения твердо заявляют о готовности к аварийным ситуациям и способны предпринять своевременные меры по устранению негативных последствий. Специальное оборудование по сбору и нейтрализации нефтепродуктов не лежит без дела, его, как и спасателей, постоянно проверяют и испытывают в деле на учениях.
ШЛАМ В НЕДРА
Одной из солидных статей расходов при разработке морских нефтепромыслов являются производственные отходы, в частности, буровой шлам. Его будут закачивать в подземные горизонты, освобождающиеся по мере добычи от углеводородов. Для опытного испытания оборудования выделено 1 млрд 50 млн тенге. Как пояснили специалисты «Аджип ККО», это снизит объемы транспортировки буровых шламов, тем самым позволит свести к минимуму риск аварийных ситуаций и воздействие на акваторию Каспия, животный мир, а также объемы эмиссий на наземных объектах при переработке и размещении отходов, то есть шлама на суше, примерно, наполовину.
Председатель неправительственной организации «Глобус» Галина Чернова поинтересовалась наличием мирового опыта закачки буровых отходов в пласт, имеется ли разрешение на подобные работы. Выяснилось, что необходимое согласование получено на различных уровнях — областном, республиканском, в том числе в Министерстве охраны окружающей среды. Выполнен технический проект, который также прошел все экспертизы на местном уровне, получено положительное заключение. Подана также заявка в Атырауский департамент экологии, но она пока не утверждена, так как вышли новые правила — прежде чем дать «добро», должны быть проведены общественные слушания…
Что касается мирового опыта закачки буровых отходов, то подобное не является новшеством. У подрядчика компании имеется 20-летний опыт работы в данной сфере, реализовано свыше 200 таких проектов по всему миру.
— Почему шлам нужно закачивать на море, а не перевозить на сушу? — спросили экологи.
— Мы провели ряд оценок и выявили «морское» преимущество. С точки зрения охраны окружающей среды и техники безопасности, снижается риск загрязнения. Уменьшается риск, связанный с наземным транспортом, персоналом, погрузкой-разгрузкой, и, в конце концов, ведет к финансовой выгоде, — ответили операторы.
ТАЙНА ТЮЛЕНЬЕГО ВЫЖИВАНИЯ
Немало вопросов у участников общественных слушаний возникло по «больной» теме, связанной с выживанием каспийского тюленя. Его популяция, как известно, снижается год за годом, зафиксирована неоднократная массовая гибель морских животных. Руководитель группы охраны окружающей среды НКПОК Ник Тангни сообщил о проводимой научно-исследовательской работе по изучению биоразнообразия в Каспийском регионе, мониторингу популяций каспийского тюленя.
— Исследовательская работа проводится ежегодно, это необходимо для сохранения вида, предотвращения негативного влияния производственных процессов, отработки путей движения судов вне лежбищ тюленей, мест их питания и размножения. Изучаются и места гнездования и пути миграции птиц, — сообщил Ник Тангни, заметив при этом, что причина гибели тюленей до сих пор не найдена.
ЗА ЗДОРОВЬЕ
КТО ОТВЕТИТ?
Руководитель НПО «Каспий Табигаты» Махамбет Хакимов предложил включить в план мероприятий нефтяной компании обязательство по охране здоровья населения. Завод на Карабатане — аналог Тенгизского нефтяного гиганта — имеет санитарную зону радиусом в десятки километров.
— У вас есть контракт на Кашаган, но нет контракта на испытание нашего здоровья, — заявил эколог.
— Мы обсудим этот вопрос, — проявили дипломатичность представители консорциума.
Начальника Жайык-Каспийского департамента экологии Ербола Куанова интересовал вопрос опытного испытания оборудования при закачке бурового раствора в горизонт.
— Вы хотите провести опытную закачку, а как поведет себя пласт? Соответствующих исследований нет.
— Пока идет речь о пробной партии — порциями, по 36 кубов в дневное время в течение 8 часов. Предстоит закачать в общей сложности 164 тысячи тонн. За температурой скважины будет следить специальная мониторинговая система. Сам проект предполагает проведение полного контроля за процессом закачки бурового раствора в пласт.
Итак, очередные общественные слушания завершены, но экологи остались, что называется, при своем мнении, которое отличается от позиции нефтяников. Они заверяют, что при освоении Кашагана применяются и будут применяться самые лучшие технологии, уже испытанные в мировых проектах и способные минимизировать ущерб природе и людям.
Несомненно, крупнейший проект нефтедобычи на Каспийском море важен для Казахстана. В любом случае здесь начнется добыча «черного золота». Другое дело, что простых жителей Прикаспия волнует одно — чтобы это происходило без ущерба для экологии и здоровья. В скором времени состоятся общественные слушания по обсуждению природоохранных мероприятий на Кашагане на 2013 год. У представителей общественности появится еще одна возможность обсудить столь важную тему.
СПРАВКА «ПК»
Компания НКОК Б.В. — оператор проекта Кашаган, который обеспечивает деятельность производственных подразделений — Агентов — в части планирования, координирования работ по освоению морского месторождения Кашаган. А те, в свою очередь, занимаются планированием и выполнением Плана природоохранных мероприятий.
Основные Агенты компании НКОК Б.В. — «Аджип ККО» и НКПОК.
Светлана НОВАК,
фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА