КАШАГАН: РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
При возобновлении добычи нефти на морском месторождении Кашаган необходимо минимизировать воздействие на экологию региона. Для этого нефтяные компании должны учесть все ошибки, допущенные на первом этапе освоения Кашагана, приведшие к приостановке проекта. Об этом в Атырау было заявлено на слушаниях, где обсуждался план природоохранных мероприятий компаний «Норт Каспиан Оперейтинг Компани» и «Аджип ККО» на 2015 год.
На природоохранную деятельность в 2015 году участники Северо-Каспийского проекта по освоению месторождения Кашаган планируют выделить около 2 миллиардов тенге. Они будут направлены на защиту экологии Каспия от последствий возможных аварий, вызванных деятельностью компаний, проводящих нефтяные операции, а также снижение пагубных воздействий на биоразнообразие, фоновые исследования и мониторинг воздействия на окружающую среду. Планируется также оказание поддержки осетроводным заводам, изучение популяции каспийских тюленей, ежегодные морские и наземные экологические исследования; мониторинг грунтовых вод, эксплуатация, техническое обслуживание станций мониторинга качества воздуха, охрана прибрежных и водных экосистем от вредоносного воздействия. Кроме того, будет проведен монтаж новой водоочистной установки, задача которой — снижение потребления воды, поступающей из магистрального водовода Астрахань — Мангышлак, увеличение рециркуляции воды внутри установки «Болашак. Производительность новой водоочистной установки составит 200 кубометров воды в час из отпарной колонны кислой воды в дополнение к 25 кубическим метрам на существующей установке деминерализации воды. Из этих объемов примерно 175 кубических метров может быть регенерировано.
Но столь внушительная сумма в 2 миллиарда тенге, да и планы компаний, не впечатлили атырауских экологов, ученых, представителей общественности и журналистов, пришедших на слушания в отель «Ренессанс». В первую очередь много вопросов вызвала авария на трубопроводах, из-за которой была приостановлена добыча нефти.
— На «Болашаке» долгое время горел огромный факел. Что там сжигали, нетрудно догадаться. Изучались ли последствия подобных штатных и нештатных ситуаций? Ведь было выброшено огромное количество кислых газов, — поднял одну из проблем руководитель НПО «Каспий табигаты» Махамбет Хакимов.
Напомним, за нанесенный экологии региона ущерб в период начала добычи нефти компанию оштрафовали на 134 миллиарда тенге. Однако причины произошедшего до сего дня не обнародованы. Не получила общественность ответ и на этих слушаниях. Представители НКОК и не стали скрывать, что ответ пока давать не собираются.
— Мы представили свои отчеты в компетентные органы, — кратко ответил директор по корпоративной деятельности НКОК Мурат Мукашев.
Кстати, выяснилось, что 134 миллиарда тенге штрафных санкций до сего дня не выплачены. Выплачена только та часть штрафа, которая касалась административных нарушений. А штраф за сверхлимитный выброс и воздействие на экологию компания продолжает оспаривать в суде, настаивая на том, что подсчет был проведен неправильно. Естественно, компания пытается доказать, что газа в атмосферу выбросили мало, ущерб если и был, то совсем незначительный. Хотя сам факт аварии и подпорченный в связи с этим имидж, в компании, понимая, что это невозможно сделать, не скрывают.
— Мы понимаем, что часть людей сейчас задается вопросом, мол, как нам можно в будущем верить? Если мы говорим, что у нас все хорошо работает, а на самом деле не сработало. Но тут что делать? Надо работать. И сейчас идет работа, чтобы найти истоки произошедшего, надежно сделать трубопроводы по новой, — заявил заместитель директора по охране окружающей среды «Аджип ККО» Игорь Лукашов.
В упрек компании было поставлено и воздействие на популяцию каспийских тюленей, мимо скоплений которых проходят крупные суда, якобы обходя животных.
— Это практически неосуществимо. Этим мы сами себя обманываем. Не рассматривает ли компания такой выход, чтобы судоходство в зимних условиях прекратить? И по птицам много вопросов. Я имею в виду их гибель. Мы знаем, что конечные итоги от нас скрыли. И мы до конца не могли выяснить причины гибели птиц, — поднял еще две проблемы ихтиолог, один из самых опытных в Казахстане специалистов по тюленям Бостан Сулейменов.
Ответ был краток. Прекращение движения судов в период, когда у тюленей появляются детеныши, невозможно. А история с птицами вообще старая, и лучше к ней не возвращаться.
— На главные вопросы: что произошло с природной средой, водой, недрами, с рыбой, биоресурсами, землей, я не получил ответы. Каковы масштабы аварии, разливов нефти? Тоже никаких ответов, — с горечью констатировал итоги слушаний академик Муфтах Диаров. Участники общественных слушаний потребовали проанализировать и устранить все ошибки, допущенные нефтяниками на первом этапе освоения месторождения Кашаган. Доложить об этом общественности. Чтобы после возобновления добычи нефти регион больше не сталкивался с экологическими проблемами.
Виктор СУТЯГИН