Бизнес

Недобросовестные закупщики

В практике работы специализированного межрайонного экономического суда Атырауской области рассматривается большое количество дел о признании потенциальных поставщиков и поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок.

Как известно, 4 декабря 2015 года принят новый Закон РК «О государственных закупках», который введён в действие с 1 января 2016 года. В настоящее время судами наработана солидная практика рассмотрения гражданских дел, а Верховным Судом принято соответствующее нормативное постановление, что в совокупности положительно отразилось на качестве рассмотрения дел данной категории.

Анализ показал, что суды в основном правильно применяют нормы законодательства о госзакупках. Законом сохранено наличие тридцатидневного срока для обращения заказчика в суд с требованием о признании недобросовестным поставщиком. Но установлены сокращенные сроки рассмотрения дела об оспаривании решений, заключений, предписаний уполномоченного органа по итогам проверки проведения государственных закупок, которые рассматриваются и разрешаются в течение десяти рабочих дней со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству. Также по этой категории установлен сокращённый срок апелляционного обжалования – 10 рабочих дней.

Одной из новелл закона о госзакупках стало то, что теперь суды по основаниям уклонения от заключения договора не рассматривают иски, а это является прерогативой уполномоченного органа.

Согласно новому закону, в случае наличия жалобы на итоги закупок заключение договора приостанавливается до рассмотрения жалобы, а потенциальные поставщики, уклонившиеся от заключения договора, в автоматическом режиме веб-порталом включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Судами же рассматриваются иски в отношении поставщиков, с которыми заказчики в одностороннем порядке расторгли договоры о государственных закупках, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации), или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которого заключен такой договор. Или в отношении поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.

Одной из особенностей Закона от 1 января 2016 года является то, что реестр недобросовестных участников государственных закупок формируется не только на основании решения суда, но и в предусмотренных законом случаях на основании решения уполномоченного органа.

Реестр недобросовестных участников государственных закупок формируется на основании решения уполномоченного органа о признании потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок. Нормы данного закона определяют, что в случаях уклонения потенциальных поставщиков, определённых победителями конкурса, но уклонившихся от заключения договора о государственных закупках, решение о признании такого потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок принимается уполномоченным органом.

За 9 месяцев 2017 года в СМЭС Атырауской области рассмотрено 658 дел о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок. Из них по 400 делам исковые требования удовлетворены, по 229 делам отказано в удовлетворении исковых требований, по остальным принято решение об оставлении без рассмотрения или прекращены. Основными причинами отказа в удовлетворении исковых требований зачастую являются выполнение договорных обязательств с нарушением установленного срока без негативных последствий для заказчика.

Рустем ЖАНСЫКБАЕВ,

председатель специализированного межрайонного экономического суда Атырауской области

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button