Рэгби на коне
Кочевник всегда жил в согласии с природой. Девиз XIX-XX веков: человек – венец творения, а потому все, что вокруг, должно служить во благо людей, который и поныне властвует над умами, для номадов был чужд. Наоборот, наши предки приспосабливались к капризам природы, учились у нее, подсматривали за животным миром.
Сам кочевой быт требовал такого симбиоза. Но если с животными наши деды умели найти общий язык, то с себе подобными нередко приходилось драться за место под солнцем. Часто конфликтовали соседние племена из-за пастбищ, особенно из-за воды. И такая жизнь требовала постоянной готовности к борьбе. Каждый держал оружие под рукой, а боевого коня на привязи у юрты. И тренировался. В больших облавных охотах вожди и ханы отрабатывали согласованность войск, но они происходили редко, от силы один — два раза в год. А ежедневно держать себя в тонусе, не терять форму помогали национальные игры.
Кокпар. Само название происходит от көк бөрі, то есть волк. А вот суть игры ученые определяют по-разному. Одни утверждают, что люди подсмотрели, как волчата играют и дерутся из-за туши жертвы, которую взрослые родители приносят им после удачной охоты, что участники состязаний действуют в роли волков. Другие же уверены, что игра зародилась, когда группа кочевников, убив волка, развлекались по дороге в аул. И то, и другое мнение имеет место быть. Но важно другое. Игра в кокпар развивает в спортсменах не только ловкость, не только тренирует тело. Игра воспитывает воинский дух, терпение, смелость, человек учится находить общий язык с лошадью, приучает ее выполнять любое свое желание голосом, ногами, поводьями… Такое единение потом помогает в бою, когда жизнь воина зависит не только от его искусства владеть саблей или копьем, но и от выучки боевого коня. Во время кокпара нередко были случаи, когда игрок получал тяжелую травму и даже погибал. При таких скоростях и плотности борьбы это было неизбежно. Поэтому не каждый джигит отваживался участвовать в таких соревнованиях.
Страсти по кокпару не стихали никогда. Даже в советское время, когда играть в кокпар запрещали, отчаянные смельчаки тайком уезжали в степь, чтобы уважить традиции предков. Кокпар – это не просто развлечение. Он закаляет воинский дух мужчины, воспитывает в нем хладнокровие, честность и, конечно, физические навыки. Молодежь приобретала опыт борьбы на конях, управления ими в экстремальных условиях практически настоящего боя. «Пятьдесят процентов победы в игре зависит от всадника, остальные пятьдесят – от скакуна. Даже если игрок сильный, а лошадь слабая, то, как ни старайся, ничего не сделаешь. Между всадником и жеребцом обязательно должна установиться связь», – говорят кокпаристы. Сейчас кокпар нередко называют симбиозом борьбы, рэгби и верховой езды.
Не секрет, что в западных регионах Казахстана кокпар развит не так хорошо, как, скажем, в южных. В последние годы местные энтузиасты стараются восполнить этот пробел. Прошедшее недавно открытое первенство Атырауской области как раз и было организовано с такой целью. Спортивное мероприятие провели местные любители национальных видов спорта и активная молодежь города. Это – первый подобный турнир, прошедший в Атырау. Но первый блин, вопреки пословице, не вышел комом. Принять участие в соревнованиях изъявили желание девять команд. По правилам в каждой команде должно быть пять человек, а на площадку одновременно выходят только трое всадников, двое других – на замену. Еще одна особенность прошедшего спортивного мероприятия – соперники стремятся забросить тушу в одну цель, то есть это вроде уличного баскетбола, когда кольцо одно на две команды. Поэтому и название эта разновидность кокпара носит «Мәре көкпар» (мәре – конечная цель, финиш).
В результате в историю атырауского Мәре кокпара в качестве первых чемпионов вошла команда «Асау». На втором месте оказались спортсмены команды «Жанаталап», а замкнули тройку призеров кокпаристы «Болашак».
Кайрат САТАЕВ