БЕНЗИНОВЫЕ СТРАДАНИЯ ПРИБЛИЖАЮТСЯ К АТЫРАУ
Бензиновая лихорадка, если можно так выразиться, постепенно охватывает и наш нефтеносный регион. Правда, в отличие от многих областей Казахстана, где ощущается острая нехватка горючего, в Атырау ситуация пока не критическая. Бензин АИ-80 и АИ-92 можно залить на большинстве заправок. Сложнее с АИ-95-м — в продаже он имеется, но залить в бак высокооктановый бензин можно только по талонам. Однако эксперты не исключают, что рано или поздно бензиновый кризис дойдет и до Атырау. Мы попытались выяснить, почему такое может произойти в области, где работает свой нефтеперерабатывающий завод?
Сегодня Атырауский нефтеперерабатывающий завод является огромной строительной площадкой, где идет полная реконструкция производства. А вернее сказать, в рамках государственной программы ФИИР реализуются крупномасштабные проекты — сооружаются комплексы по выпуску ароматических углеводородов и глубокой переработке нефти стоимостью в несколько миллиардов долларов. Реализация этих проектов предусматривает строительство и ввод в эксплуатацию современных технологических установок и объектов общезаводского хозяйства, направленных на расширение линейки выпускаемой продукции. В том числе и нефтехимической — 133 тысячи тонн бензола и 496 тысяч тонн параксилола в год. Но в первую очередь направленных на выпуск дополнительных объемов производства социально значимых нефтепродуктов — автобензина и дизельного топлива, соответствующих экологическим требованиям класса 4 и класса 5. Однако завод ни на один день не останавливает выпуск горючего.
— За 8 месяцев мы должны были переработать по плану 3 миллиона 220 тысяч тонн нефти. Сверх плана мы переработали 19 тысяч тонн нефти. При этом сверхустановленного министерством задания дополнительно получили 10 тысяч тонн автобензина. Если говорить более подробно, то с начала года выпущено 397 612 тонн бензина, 899 822 тонны дизельного топлива, 112 852 тонны печного топлива. А также произведено 14 956 тонн авиакеросина. Если сравнивать данные по отгрузке нефтепродуктов за 8 месяцев с аналогичным периодом прошлого года, то наблюдается положительная динамика по всем производственным показателям. Поскольку разговор сегодня в основном идет о бензине, то можно сказать, что в этом году мы отгрузили бензина на 115 тысяч 812 тонн больше. На 7 тысяч 456 тонн увеличилась отгрузка сжиженного газа. И еще об одном нужно сказать. В этом году при фактическом увеличении объема переработки нефти доля производства мазута снижена на 61 669 тонн. Это является положительным показателем сбалансированной работы производственных процессов на технологических установках завода, — рассказал генеральный директор ТОО «Атырауский нефтеперерабатывающий завод Кайрат Уразбаев.
По словам руководителя предприятия, технологические установки завода до конца года должны выполнить весь объем плановой переработки. Тем не менее, как уже было отмечено выше, бензиновый кризис, с августа начавшийся во многих регионах Казахстана, приближается и к Атырау. Бензин АИ-80 и АИ-92 на заправках области пока можно залить. Сложнее с АИ-95-м — в продаже он имеется, но по талонам. Редко, но начинают наблюдаться перебои и с АИ-92-м.
По словам специалистов, причин дефицита горючего несколько. В России из-за аварии на год остановился Ачинский НПЗ, перерабатывавший до 8 миллионов тонн нефти. Часть бензина из Ачинска шла на рынок нашей страны. Но даже если бы ачинский бензин к нам и не шел, то все равно в России эту потерю на нефтяном рынке заметили, и значит, часть бензина, который раньше шел к нам, направили на свои внутренние потребности. Но вряд ли это основная причина. Все-таки главный вопрос, конечно, в цене. Цены на горючее в России выше, чем в Казахстане. Стоимость АИ-93 у соседей в некоторых регионах перешагнула рубеж 33 рублей, что более 165 тенге. Поэтому завозить бензин для компаний, которые этим занимались, стало или малорентабельным, или даже убыточным.
А достаточного объема своего высокооктанового бензина, как известно, в Казахстане не производится, и мы недостающие объемы вынуждены закупать в основном в России, поскольку возить из более дальних стран, даже если горючее там дешевле, невыгодно. Так что надежда только на перспективу. В этом году на Атырауском НПЗ завершается создание комплекса ароматики, что позволит предприятию заметно увеличить глубину переработки нефти.
— Сегодня завод имеет возможность производить бензин порядка 550 тысяч в год. Из них лишь 40 процентов составляет доля высокооктанового бензина. Остальное — темные, более дешевые и менее востребованные нефтепродукты. После ввода в эксплуатацию КПА завод получит возможность производить бензин порядка 600-650 тысяч в год. При этом здесь важно не увеличение объемов, а то, что львиная доля выработанного объема горючего будет иметь высокое октановое число, — говорит заместитель директора департамента по нефтепереработке АНПЗ Василий Гацко.
Как он пояснил, это в том случае, если комплекс будет работать в топливном варианте. Иными словами, комплекс запрограммирован так, что может выпускать бензол и параксилол. Если же по каким-то причинам эта продукция не востребована, то он переходит на выпуск бензина. Вот такой универсальный комплекс.
Но и такие объемы не решат проблемы. Кардинально ситуация с высокооктановым горючим, по крайней мере, в нашей области, решится лишь в 2016 году, когда на Атырауском НПЗ завершится создание комплекса глубокой переработки нефти.
— Мы ожидаем увеличение производства автобензина в 2-2,5 раза. Хотя объем переработки нефти значительно не возрастет, выпуск бензина составит 1 миллион 500 тысяч — 1 миллион 600 тысяч тонн в год. Достигнуто это будет за счет резкого увеличения глубины переработки нефти — извлечения из нее светлых нефтепродуктов. Весь бензин будет высокооктановым, — говорит Василий Гацко.
Этого объема будет вполне достаточно, чтобы полностью отказавшись от поставок российского бензина, обеспечить горючим стандарта Евро-5 весь западный регион Казахстана. К этому времени завершится реконструкция Павлодарского и Шымкентского заводов, где также в разы увеличится производство высокооктановых бензинов. Это позволит нашей стране экспортировать недостающие объемы бензина, который пока, наоборот, завозится. Пока же аналитики едины во мнении: цена на горючее в Казахстане и соседней России должна уравняться. Собственно, это стало понятно сразу, как только начались первые перебои с бензином. Обосновать их повышением стоимости нефти на мировом рынке нельзя — эта стоимость, наоборот, летом снизилась с 110 долларов до примерно 102 долларов за баррель. Но, как видим, нашлась другая причина. Повысить резко стоимость АИ-92 почему-то не решились, подняв цену за литр с 115 до 128 тенге. Думаю, что ждать осталось недолго, чтобы узнать, какова будет новая цена.
Виктор СУТЯГИН