Актуально

Почему целью молодых стрелков являются образовательные учреждения

В свете новостей о вооруженных нападениях в Казани, Перми молодыми людьми на учреждения образования, в результате которых погибают дети, корреспонденты «ПК» попытались узнать, какие меры защиты от подобных ситуаций применяются в школах и вузах Атырау. А заодно разобраться, почему целью молодых стрелков являются образовательные учреждения.

Самое тревожное, что подобные проявления агрессии, когда люди хватаются за оружие, наблюдаются все чаще. И происходят эти трагедии не только в других странах, а в соседних городах Казахстана. Один звоночек прозвенел в мае этого года в нашем регионе, в селе Бейнеу, когда после проведения последнего звонка в сельских школах между учащимися произошла драка. Благо, конфликт сотрудниками полиции был сразу погашен.

Часть первая, официальная

Прежде всего скажем, что, согласно информации пресс-службы департамента полиции Атырауской области, во всех школах региона установлены камеры наружного и внутреннего видеонаблюдения. «37 организаций образования подключены к центру оперативного управления посредством системы «Сергек». Также в 148 школах области установлены турникеты, в остальных 49 они появятся до конца года. Кроме того, в 17 школах Атырау и в 10 образовательных учреждениях города Кульсары установлены «тревожные кнопки». В случае опасности они сработают, и полицейские прибудут в максимально короткие сроки», – говорится в предоставленной информации.

А в городском отделе образования нам сообщили, что в рамках пилотного проекта 17 школ работают с охранными агентствами, в которых круглосуточно дежурят сотрудники.

Мы посетили три из них.

Часть вторая. Кто охраняет школы?

Несмотря на то, что школа-лицей №17 сотрудничает с охранным агентством, у входа нас встретила женщина-вахтер. И.о. директора Акмарал Блгалиева сообщила, что у них действительно заключен договор с одним агентством до конца этого года.

– Но иногда в дневное время вместо охранника дежурит вахтер. Сотрудники агентства в основном приходят вечером и остаются до утра, – прокомментировала ситуацию директор школы.

Руководитель охранного агентства Канат Кыдыркулов в свою очередь в телефонном разговоре сообщил, что бюджет на охрану школы закладывается на два поста, но его организация заключила договор только на один. По его словам, бюджет одного месяца составляет около 200 тысяч тенге.

– К тому же зарплата у охранника школы маленькая – где-то 60 тысяч тенге, поэтому сотрудники неохотно идут работать в школы. Возможно, если на службу охраны увеличат бюджет, то тогда ситуация улучшится, – высказался директор агентства.

Справедливости ради скажем, что сегодня из-за пандемии учебные заведения имеют три, а то и шесть входов, и обеспечить охрану на все двери не представляется возможным. К тому же, как показала практика, в одну из дверей можно проникнуть беспрепятственно («ПК» №75 от 20.09.21).

Школы №16 и №36, в которых мы побывали, охраняет другое агентство «Серт секьюрити». В этих учебных заведениях сотрудники службы охраны стоят в форме и обеспечены резиновыми дубинками.

По словам директора данного агентства Гайдара Тыныштыкова, его фирма на данный момент обеспечивает охрану 11 школ, и сотрудники работают круглосуточно по сменам.

– Сегодня в городских школах работают 30 сотрудников нашего ТОО. Все они проинструктированы, где должны стоять, что входит в их обязанности. Две основные задачи сотрудника – охрана жизни и здоровья заказчика и защита имущества, – прокомментировал директор. – Также во время нестандартных ситуаций мы должны уладить конфликт мирным путем, не применяя силы.

Кроме того, мы услышали от директора ТОО пожелания.

– Данный пилотный проект требует доработки и согласований с директорами школ и управлениями образования. На мой взгляд, здесь есть еще много нюансов, которые необходимо проработать. Например, в школах нужно создать рабочее место для охранника. Сейчас в школе №16, с которой мы работаем, установили кабинку, куда будет выводиться монитор наблюдения, и «тревож­ная кнопка» должна находиться не на видном месте – в коридоре или в кабинете, как это мы наблюдаем в школах, а под столом сотрудника охраны. Также турникеты в некоторых учебных заведениях не работают или установлены неправильно. Все эти нюансы требуют мониторинга и анализа, – сказал Г. Тыныштыков. Также директор агентства сообщил, что готовит рапорт о проведении совместного аудита с управлением образования и разрабатывает необходимые рекомендации.

– Еще мне хотелось бы озвучить такие моменты: охранник – не медработник, и в его компетенцию не входит замер температуры у учеников, учителей и посетителей или заполнение журнала посещений. Также мы хотим обговорить с директорами школ, чтобы все, кто входит внутрь учебного заведения, добровольно позволяли охране производить досмотр объемных сумок либо рюкзаков. Думаю, это тоже является профилактикой для предотвращения вооруженного нападения на школу, – заметил собеседник.

Часть третья. Мы спросили депутатов

Ректор Атырауского университета имени Х. Досмухамедова, депутат областного маслихата от партии «Nur Otan» и председатель общественного совета по вопросам образования Саламат Идрисов по вопросу обеспечения безопасности в образовательных учреждениях сообщил, что на установку камер видеонаблюдения и «тревожных кнопок» из бюджета было выделено 88 миллионов тенге.

Кстати, избранник народа сообщил, что в скором времени партийная комиссия планирует вынести на заседание проблемы совместного сотрудничества руководителей учебных заведений с представителями охранных агентств.

Если говорить о самом вузе, то в штате службы внутренней безопасности Атырауского университета работают 25 контролеров пропускного пункта, руководитель службы охраны и оператор видеонаблюдения. Университет имеет два контрольно-пропускных пункта для работников, студентов и посетителей. КПП оборудован турникетами и камерами видеонаблюдения. Также функционирует блокпост, в котором установлен специальный шлагбаум для автотранспорта.

По словам ректора С. Идрисова, на территории университета установлено 297 камер видеонаблюдения: 230 из них находятся внутри здания и 67 камер установлены снаружи, 23 из которых подключены к системе видеонаблюдения «Сергек» ДП Атырауской области.

Кроме того, что немаловажно, все собеседники, с которыми нам удалось пообщаться, говорили о необходимости проведения инструктажа в педагогичес­ких коллективах и классных часов для преподавателей и учащихся.

– Нужно научить людей, как вести себя при возникновении угрозы террористического акта или иных противоправных действий. Если люди, попавшие в опасную ситуацию, будут паниковать или вести себя неправильно, то никакие турникеты и видеокамеры не спасут нас от вооруженных нападений. Здесь, конечно, главную роль должны сыграть учителя и охранники, – высказались собеседники.

Например, как сообщил ректор, Атырауский университет провел теоретическое занятие по вопросам организации антитеррористической защиты для контролеров пропускного пункта с участием представителя управления по борьбе с экстремизмом ДП по Атырауской области.

– Также 696 сотрудников университета прошли обучение по теме «Типовая инструкция для руководителей и персонала объекта, УТО при возникновении угрозы совершения террористического акта или иных противоправных действий», которое провело ТОО «Рес­публиканский центр подготовки и повышения квалификации Атамекен», – информирует ректор вуза. – Думаю, такие занятия необходимо проводить и в школах.

Между прочим, директор охранного агентства «Серт секьюрити» Гайдар Тыныштыков выразил готовность проводить в школах уроки и лекции по безопасности во время нестандартных ситуаций.

Часть четвертая. Почему?

Почему нападения происходят на образовательные учреждения, и стрелки, как правило, молодые люди, недавно окончившие школу. Этот вопрос мы задали педагогу-психологу высшей категории городского отдела образования Ляззат Тулеповой.

– Вообще причин деструктивного поведения людей много. Специалисты-психологи говорят, что «школьные стрелки» обычно подпадают под одну из трех психологических категорий: психопатические личности, люди с шизофренией или шизотипическим расстройством и тяжело травмированные личности из-за хронического семейного насилия, стресса. Чаще всего это люди из экономически неблагополучных дисфункциональных семей с криминальной историей или жестокостью.

Но еще одна причина, о которой мне хочется сказать, это систематический буллинг (проявление физического или психологического насилия) со стороны ровесников, одноклассников. Зачастую «школьные стрелки» молчаливы, незаметны для общества и одиноки. Не находят они поддержки и в семье. Никто не знает, что творится в душе этого подростка.

Не секрет, что для взрослых большинство детских трагедий кажутся несерьезными, воспринимаются как подростковые капризы, «понты». На самом деле у ребенка в этот момент может рушиться целый мир.

Наиболее частая мотивация для проявления агрессии – это месть и обида за издевательства. Трагедия одного человека становится причиной трагедии многих. Если «тихий мальчик» вдруг берется за винтовку, то для неадекватного поведения были причины. «Щелчок» в голове подростка или молодого человека происходит в те моменты, когда у него не хватает внутренних ресурсов, чтобы справиться с накопившимися проблемами. Даже если у ребенка все плохо в школе, но дома его поддерживают и любят, искренне интересуются его жизнью, такой ребенок вряд ли будет совершать жуткие поступки.

Например, нам известно много случаев, когда дети с врожденными патологиями становятся полноценными личностями, достигают успехов и в учебе, и в работе, и в спорте, потому что чувствуют, что их любят, уважают, считаются с их мнением, о них заботятся.

Я советую школьным психологам, классным руководителям обращать внимание на «тихих» детей, которые не общаются со своими сверстниками. Необходимо вовремя увидеть «звоночки» нездорового поведения, интересоваться семьей, проявить к нему интерес. Ведь процесс агрессии формируется не за один день, он копится годами, и наступает время, когда из-за отсутствия поддержки у подростка заканчиваются собственные силы. К сожалению, как показывает практика, «щелчок» в голове преступника становится заметен лишь тогда, когда трагедия уже произошла.

Поэтому, чтобы иметь возможность предотвращать подобные эксцессы в школах, в образовательных организациях, обязательно должны быть психологи. А также доступность качественной и своевременной психологической и медицинской помощи, выявление наличия признаков психозов, психических заболеваний, психологических травм, все это – важные условия для предотвращения трагедии.

Анжелика КИМ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button