ПРЕДУПРЕЖДЕН — ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН?
С четвертого июля 2013 года все сигареты в Казахстане должны будут продаваться только с изображением на пачке болезней, которые может вызвать курение. Размещать на упаковках сигарет 12 специально утвержденных устрашающих картинок предписывает производителям Постановление Правительства РК от 22 ноября 2011 года. А некоторые компании, даже не дожидаясь вступления постановления в силу, уже выпустили в продажу сигареты с новым визуальным эффектом.
Практика размещения подобных устрашающих картинок уже опробована во многих странах мира. Что же касается эффективности этого метода, то тут нет единого мнения. Так, по оценкам органов здравоохранения, в Канаде, которая в 2001 году первой ввела подобные изображения на пачках сигарет, количество курильщиков в стране сократилось на 7%, а в Таиланде после принятия этой меры от никотиновой зависимости избавилось 4% курильщиков. Правда, нет точных доказательств, что такое сокращение связано именно с появлением на табачной продукции картинок, демонстрирующих пораженные органы, так как ни одна страна не проводила у себя исследований, выявляющих причинно следственную связь между появлением предупреждающих изображений и отказом населения от курения. Это, кстати, стало одним из оснований для отмены подобного законопроекта в США по решению суда. По словам судьи Дженис Роджер Браун, нет никаких доказательств того, что «страшные» изображения помогут сократить число курящих, а попытки пробудить у курильщиков негативные эмоции она назвала «бессовестными».
Неоднозначно оценивают новшество и казахстанские психологи. «Для того чтобы выявить эффективность данной акции, желательно провести исследование и на основе его результатов сделать выводы, — считает магистр психологии, тренер-консультант Альбина Балабаева. — На сегодняшний день можно лишь предположить, что для группы не курящих лиц эти фотографии будут являться сдерживающим фактором. Что касается людей, которые уже курят, картинки могут и не перевесить фактор удовольствия». А психолог Евгения Араджи полагает, что вспоминая картинки во время очередной затяжки, впечатлительный человек может усилить вредный пси-эффект. То есть курильщик, рассматривая пачки с фотографиями серьезных заболеваний, может заложить в свой мозг некую программу и действительно готовиться получить рак.
Что касается казахстанского Министерства здравоохранения, то оно смотрит на новшество с оптимизмом и, ссылаясь на экспертные оценки, ожидает, что нововведение поможет отказаться от вредной привычки около 1 миллиона казахстанских курильщиков.
Ситора Мустафаева