Некоторые индивидуальные предприниматели имеют привычку перечислять налоги в пенсионный фонд и в медстрахование не ежемесячно как положено, а два раза в год, когда сдают отчет за полугодие. Это портит статистику не охваченных медстраховкой, когда получается, что незастрахованных у нас немало. Но самое главное – нанятый предпринимателем человек не может получить положенные медицинские услуги.
О таком положении дел сообщил директор Атырауского областного филиала фонда обязательного социального медицинского страхования РК Байтолла Газизов на совещании по итогам работы ФОМС за восемь месяцев 2021 года под председательством заместителя акима области Бакытгуль Хаменовой.
В областном акимате по этому вопросу в последний раз собирались 13 мая, но за четыре месяца положение не улучшилось. Как были примерно 10-15 процентов незастрахованных, так они и остались на уровне 13,3 процента от общего числа населения на начало сентября. Более того, поликлиники, куда в первую очередь обращаются больные, руководителям которых Бакытгуль Хаменова сделала строгое замечание еще весной с требованием исправить ситуацию за один месяц, все в том же положении. Ссылаясь на сложную эпидситуацию, директора медицинских учреждений не спешат исправляться, хромает менеджмент, и как следствие – недовольный пациент.
— Еще одна постоянная и наиболее часто встречающаяся жалоба, которую приходится слышать практически от всех пациентов, это плохое обслуживание – грубое обращение, прием пациентов не по записи, как положено, а намного позже, отсутствие врача на рабочем месте, отказ в выдаче направления к другому специалисту. Нередко врачи не разбираются или не знают простых нормативов своей работы. Если улучшить обслуживание населения, то всего этого не было бы. Предлагаю мониторить работу поликлиники не ежеквартально и даже не ежемесячно, а еженедельно.
директор Атырауского областного филиала фонда ОСМС РК Байтолла Газизов
Особенно много жалоб на поликлинику №2, которую с 2018 года обслуживает ТОО «Медикер Жайык». На это обратила внимание Б. Хаменова, отметив, что в случае плохой работы медицинской организации облздрав оставляет за собой право отозвать у них госзаказ. По-прежнему в первых рядах по жалобам остается Атырауская городская поликлиника №1. Объяснения ее директора Асии Нарымбаевой понять можно – численность населения почти в два раза превышает нормы, объем работы очень большой – приходится заниматься профилактикой заболевания, вести учет беременных, детей и людей с хроническими заболеваниями, проводить вакцинацию, наблюдение больных после лечения в больницах, заниматься скринингом. На все это не хватает не только врачей, но даже медсестер. Но оправдания Асии Нарымбаевой не удовлетворили заместителя акима области, отметившего, что многое зависит от хорошей организации труда.
— До сих пор наши руководители ведут кабинетный образ работы, не хотят выходить к людям, не спешат идти на контакт с населением. Нет коммуникаций, поэтому народ недоволен. Потеря или отсутствие связи с жителями – вот главная причина недовольства пациентов. Раз пришли на это место, обязаны работать. Байтолла Закарьяевич назвал еще несколько причин жалоб жителей. В первую очередь это связь. С чего начинается наш визит в поликлинику? Со звонка. Вот ответа на звонок приходится ждать долго – трубку на том конце провода поднимают лишь на пятый, если повезет, а чаще всего только на десятый звонок. Или линия бывает все время занята, или долго не берут трубку. У некоторых за оператора регистратуры срабатывает автоответчик. Особенно трудно дозвониться до частных клиник, которые задействованы в системе медстрахования. К сожалению, до сих пор в медицинских организациях не знают все тонкости ФОМСа, а должны бы, так как работают в этой системе. Если театр начинается с вешалки, то поход в поликлинику – с регистратуры. И вот в этой регистратуре не знают объема пакета по медстрахованию – что кому положено за счет фонда или в рамках гарантийного объема бесплатной медицинской помощи. А это только основы положения фонда, о других более глубоких вещах говорить не приходится.
заместитель акима Атырауской области Бакытгуль Хаменова
Чтобы этого не было, чтобы медработники, наконец, пояснили, что означает обязательное социальное медицинское страхование, сотрудники фонда время от времени проводят обучение, семинары для всех медработников. Но медучреждения не используют даже такой возможности. Например, по такой важной теме, как «Обеспечение лекарственными средствами», обучились представители только десяти медицинских организаций. Отсутствовали представители городских поликлиник №№1 и 5, и из Макатской, Махамбетской, Жылыойской, Индерской центральных районных больниц.
В общем, положение в медицине, к сожалению, не улучшается. Не спешат наши медики перестраиваться на новую систему работы, и, как следствие – не меняется отношение населения, так как оно не получает ожидаемого. Конечно, есть хорошие примеры, когда пациента впечатлила работа врача или обслуживание среднего медперсонала, но это только единичные случаи.
Во время совещания были также прослушаны отчеты заместителей районных акимов.
Подводя итоги, заместитель акима области Бакытгуль Хаменова отметила, что надо чаще встречаться и мониторить работу медицинских организаций.
Марина КУАНЫШЕВА