Цифровизация  как магистраль  для медицины

czifrovizacziya kak magistral dlya medicziny Здоровье

«Задачей цифровизации является ускоренный обмен данными между организациями, автоматизация процесса, освобождение медработника от несвойственных функций. Благодаря этому качественные медицинские услуги в полном объеме должны быть доступны всем гражданам, независимо от места проживания. Поэтому нам надо расширять сети первичной медико-санитарной помощи в «шаговой доступности».

Касым-Жомарт ТОКАЕВ,

Президент Республики Казахстан

Чтобы внедрить цифровизацию в медицину, несколько лет назад в Казахстане была создана новая структура по названием «Электронное здравоохранение», которая помогает как простым жителям, так и самим медицинским организациям внедрить новую систему. Реализация Концепции электронного здравоохранения была поддержана в государственной программе развития здравоохранения «Денсаулык» на 2016-2019 годы и получила продолжение в государственной программе развития здравоохранения на 2020-2025 годы. 

В течение последних лет новая система внедрена во всех государственных медорганизациях. Новый подход в работе особенно помог в период пандемии, когда из-за карантинных мер жители записывались к врачам онлайн, через приложение могли узнать результаты своих анализов. С учетом этого, министерство отменило обязательность ведения на бумажном носителе отдельных видов и форм медицинской документации. То есть, амбулаторной карты у нас давно нет, и в этом уже нет необходимости.

Более подробно о медицинской информационной системе, ее новшествах и видах рассказал руководитель Атырауского областного филиала республиканского центра «Электронное здравоохранение» Айбек ОРЫНБАСАРУЛЫ.

— Медицинская информационная система или МИС, как мы коротко ее называем, это совокупность информационных, организационных, программных и технических средств, предназначенных для автоматизации медицинских процессов и организаций. Это такая комплексная автоматизированная информационная система для автоматизации деятельности лечебно-профилактических учреждений, в которой объединены система поддержки принятия медицинских
решений, электронные медицинские записи о пациентах, данные медицин-
ских исследований в цифровой форме, данные мониторинга состояния паци-
ента с медицинских приборов, средства общения между сотрудниками, фи-
нансовая и административная информация. Как видите, возможности у нас большие.

Такое глобальное информационное поле, внутри которого объединены и связаны между собой все элементы и участники сферы здравоохранения — пациенты, врачи, оборудование и исследовательский комплекс, органы управления отраслью – уже несколько лет работает успешно. Для руководства больницы теперь стало удобно в оперативном режиме получать информацию об объеме и качестве лечения, более точно планировать бюджет, автоматизировать контроль над расходами денежных средств, лекарств, изделий, оперативно реагировать на снижение уровня санитарно-­эпидемиологического благополучия населения, повысить качество медицинской помощи, защитить личную информацию пациентов. Для населения это можно рассматривать как повышение медицинской информированности, степени сознательности к состоянию своего здоровья, возможность выбора страховой организации, лечебного учреждения и доктора, перевести получение услуг в электронную форму, упростить выдачу документов на бесплатное или льготное медицинское обеспечение.

— Какие направления есть у МИС?

— Самое легкое, распространенное и доступное – это мобильное приложение электронных медицинских сервисов DamuMed. С его помощью пользователи могут записаться на прием или вызвать врача на дом, посмотреть выписанные рецепты и результаты лабораторных исследований, скачивать больничные листы. Функция «Тревожная кнопка» позволяет родителям детей в возрасте до пяти лет, беременным и пациентам по отдельным группам диспансерного наблюдения экстренно, в один клик, вызвать врача на дом. Главное преимущество DamuMed – экономия времени врачей и пациентов. Приложение ускоряет процесс обращений и получения результатов, предоставляет пациентам необходимую медицинскую информацию в доступном виде, улучшает коммуникации между врачом и пациентом, помогает пациенту правильно выполнять назначения, а также напоминает ему о необходимых мероприятиях, касающихся его здоровья.

Внедрение DamuMed позволило значительно уменьшить, а в перспективе ликвидировать очереди в медицинских учреждениях. Кроме этого, есть такие электронные услуги, как запись для вакцинации, услуга «Бала туу», регистрация на санаторно-курортное лечение, получение бесплатных лекарственных средств — всего 22 вида услуг МИС. Информационные системы в медицине позволяют освободить врача от рутинной монотонной работы, а, значит, он может уделять пациенту больше времени. Такой подход значительно повышает качество и эффективность оказания медицинских услуг.

— А какие из них работают?

— Работают все. Сейчас ни одна процедура не работает вручную, все делается через электронную систему. Такое требование дало возможность оперативно внедрить МИС.

— Но далеко не все граждане пользуются этой системой.

— Пользуются активно. Просто не изменяют своей старой привычке. Достаточно просто понять, насколько она удобна.

— А кто должен объяснять про эти новшества цифрового здравоохранения?

— Врачи и медсестры на местах. Это в их интересах, так как это новая система значительно упрощает их работу. Кроме того, человек сам может самостоятельно установить это приложение.

— Что дает нам такая система?

— МИС повышает качество обслуживания пациентов, предоставляет удобный и быстрый доступ к большим объемам медицинской информации, снижает организационные и временные издержки при подготовке отчетов, значительно облегчает и упрощает работу медперсонала.
Наша цель – снизить вызов скорой медицинской помощи и посещение поликлиники, так как рекомендации или консультации люди получили бы через интернет. То есть в народе идет понимание, когда и как должны работать медицинские услуги. Нас радует, что сейчас у нас в медицине много молодых специалистов – врачи, медсестры, лаборанты, которые уже обу­чены работе по цифровой медицинской информационной системе (МИС). А все медучреждения, без исключения, у нас цифровой техникой обеспечены.

Марина КУАНЫШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна