«Задачей цифровизации является ускоренный обмен данными между организациями, автоматизация процесса, освобождение медработника от несвойственных функций. Благодаря этому качественные медицинские услуги в полном объеме должны быть доступны всем гражданам, независимо от места проживания. Поэтому нам надо расширять сети первичной медико-санитарной помощи в «шаговой доступности».
Касым-Жомарт ТОКАЕВ,
Президент Республики Казахстан
Чтобы внедрить цифровизацию в медицину, несколько лет назад в Казахстане была создана новая структура по названием «Электронное здравоохранение», которая помогает как простым жителям, так и самим медицинским организациям внедрить новую систему. Реализация Концепции электронного здравоохранения была поддержана в государственной программе развития здравоохранения «Денсаулык» на 2016-2019 годы и получила продолжение в государственной программе развития здравоохранения на 2020-2025 годы.
В течение последних лет новая система внедрена во всех государственных медорганизациях. Новый подход в работе особенно помог в период пандемии, когда из-за карантинных мер жители записывались к врачам онлайн, через приложение могли узнать результаты своих анализов. С учетом этого, министерство отменило обязательность ведения на бумажном носителе отдельных видов и форм медицинской документации. То есть, амбулаторной карты у нас давно нет, и в этом уже нет необходимости.
Более подробно о медицинской информационной системе, ее новшествах и видах рассказал руководитель Атырауского областного филиала республиканского центра «Электронное здравоохранение» Айбек ОРЫНБАСАРУЛЫ.
— Медицинская информационная система или МИС, как мы коротко ее называем, это совокупность информационных, организационных, программных и технических средств, предназначенных для автоматизации медицинских процессов и организаций. Это такая комплексная автоматизированная информационная система для автоматизации деятельности лечебно-профилактических учреждений, в которой объединены система поддержки принятия медицинских
решений, электронные медицинские записи о пациентах, данные медицин-
ских исследований в цифровой форме, данные мониторинга состояния паци-
ента с медицинских приборов, средства общения между сотрудниками, фи-
нансовая и административная информация. Как видите, возможности у нас большие.
Такое глобальное информационное поле, внутри которого объединены и связаны между собой все элементы и участники сферы здравоохранения — пациенты, врачи, оборудование и исследовательский комплекс, органы управления отраслью – уже несколько лет работает успешно. Для руководства больницы теперь стало удобно в оперативном режиме получать информацию об объеме и качестве лечения, более точно планировать бюджет, автоматизировать контроль над расходами денежных средств, лекарств, изделий, оперативно реагировать на снижение уровня санитарно-эпидемиологического благополучия населения, повысить качество медицинской помощи, защитить личную информацию пациентов. Для населения это можно рассматривать как повышение медицинской информированности, степени сознательности к состоянию своего здоровья, возможность выбора страховой организации, лечебного учреждения и доктора, перевести получение услуг в электронную форму, упростить выдачу документов на бесплатное или льготное медицинское обеспечение.
— Какие направления есть у МИС?
— Самое легкое, распространенное и доступное – это мобильное приложение электронных медицинских сервисов DamuMed. С его помощью пользователи могут записаться на прием или вызвать врача на дом, посмотреть выписанные рецепты и результаты лабораторных исследований, скачивать больничные листы. Функция «Тревожная кнопка» позволяет родителям детей в возрасте до пяти лет, беременным и пациентам по отдельным группам диспансерного наблюдения экстренно, в один клик, вызвать врача на дом. Главное преимущество DamuMed – экономия времени врачей и пациентов. Приложение ускоряет процесс обращений и получения результатов, предоставляет пациентам необходимую медицинскую информацию в доступном виде, улучшает коммуникации между врачом и пациентом, помогает пациенту правильно выполнять назначения, а также напоминает ему о необходимых мероприятиях, касающихся его здоровья.
Внедрение DamuMed позволило значительно уменьшить, а в перспективе ликвидировать очереди в медицинских учреждениях. Кроме этого, есть такие электронные услуги, как запись для вакцинации, услуга «Бала туу», регистрация на санаторно-курортное лечение, получение бесплатных лекарственных средств — всего 22 вида услуг МИС. Информационные системы в медицине позволяют освободить врача от рутинной монотонной работы, а, значит, он может уделять пациенту больше времени. Такой подход значительно повышает качество и эффективность оказания медицинских услуг.
— А какие из них работают?
— Работают все. Сейчас ни одна процедура не работает вручную, все делается через электронную систему. Такое требование дало возможность оперативно внедрить МИС.
— Но далеко не все граждане пользуются этой системой.
— Пользуются активно. Просто не изменяют своей старой привычке. Достаточно просто понять, насколько она удобна.
— А кто должен объяснять про эти новшества цифрового здравоохранения?
— Врачи и медсестры на местах. Это в их интересах, так как это новая система значительно упрощает их работу. Кроме того, человек сам может самостоятельно установить это приложение.
— Что дает нам такая система?
— МИС повышает качество обслуживания пациентов, предоставляет удобный и быстрый доступ к большим объемам медицинской информации, снижает организационные и временные издержки при подготовке отчетов, значительно облегчает и упрощает работу медперсонала.
Наша цель – снизить вызов скорой медицинской помощи и посещение поликлиники, так как рекомендации или консультации люди получили бы через интернет. То есть в народе идет понимание, когда и как должны работать медицинские услуги. Нас радует, что сейчас у нас в медицине много молодых специалистов – врачи, медсестры, лаборанты, которые уже обучены работе по цифровой медицинской информационной системе (МИС). А все медучреждения, без исключения, у нас цифровой техникой обеспечены.
Марина КУАНЫШЕВА