Вокруг ОСИ

В казахстанском секторе глобальной «паутины», социальных сетях, да и в обществе в целом вновь распространились слухи о предстоящем реформировании сферы ЖКХ. Появились разговоры, в частности, о том, что с 2020 года на смену кооперативам собственников квартир придут загадочные ОСИ – объединения собственников имущества. Так это или нет, мы попытались выяснить у руководителей компетентных органов.

Особенности ОСИ

Руководитель городской жилищной инспекции Кайрат Хабиев отказался давать какие-либо комментарии, сказав, что в течение двух лет ведется разработка законодательства по изменению формата работы существующих КСК.

На сегодня, как известно, законопроект был одобрен и принят в первом чтении в Мажилисе Парламента РК, затем направлен в Сенат, откуда с изменениями возвращен на доработку в нижнюю палату Парламента. К слову, о том, что Казахстан находится на пороге очередной жилищно-коммунальной пертурбации, мы действительно читали в центральных СМИ, начиная с 2017 года. И самым революционным из предлагаемых новаций является планируемая ликвидация КСК и организация ОСИ едва ли не в каждом жилом доме. Конечной целью таких реформ является ликвидация диктата председателей КСК и непрозрачности в сфере распределения денежных средств, поступающих от жителей многоквартирных жилых домов. Принцип «один дом — один ОСИ» в теории должен сократить издержки в содержании жилья в виде зарплаты председателя КСК и аппарата управления объекта конодоминиума. А руководители гипотетических ОСИ должны избираться собственниками квартир в каждом жилом доме. По законопроекту, если первое лицо не выбрано в течение месяца, то это право переходит к жилищной инспекции, которая на конкурсной основе выберет наемного управленца. Отметим, что на руководителей ОСИ возлагается подготовка материалов для собраний и голосований, размещение протоколов собраний в новой Единой информационной системе жилфонда и жилищно-коммунального хозяйства, а также договоров с сервисными компаниями. Так или иначе, роль государства в регулировании жилищных инспекций горакиматов возрастет.

В доме Советов

«ПК» обратилась к председателю городской Ассоциации КСК Гульнар Салиховой с просьбой прокомментировать предстоящие новшества в Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищно-коммунального хозяйства».

Она ответила, что интересы КСК в совместной рабочей группе защищали коллеги из столичной и алматинской ассоциаций КСК. Связь с ними поддерживается постоянно, а на последней из конференций, прошедшей в Алматы, атырауские сторонники кооперативов собственников квартир тоже высказали свои предложения. Атыраусцы выразили свое несогласие с рядом пунктов проекта закона в новой редакции, изложив свои замечения и пожелания к разработчикам законопроекта.

— Возможно, в декабре текущего года закон утвердят и подпишут, — считает Гульнар Салихова. — Потому что там до 1 июля 2020 года дается срок на начало реорганизации структуры управления жилфондом, которая будет кардинально меняться в течение трех лет — до 2022 года. Но опять-таки, если это одобрит Сенат Парламента.

Как мы отметили выше, реорганизация структуры управления жилищным фондом пойдет по принципу «один дом — один ОСИ». По словам Г. Салиховой, в первую очередь в каждом жилом доме будет организован и создан Совет дома из трех членов, один из которых является председателем. Он наделяется правом регистрации ОСИ — объединения собственников имущества. За Советами домов закрепляются контрольно-надзорные функции за финансово-хозяйственной деятельностью ОСИ. При этом, у каждого объединения открывается два счета на жилой дом: один — расчетный (текущий) и второй — сберегательный (накопительный) в банках второго уровня на капремонт коммуникаций и других крупных проектов.

Тень ФОМСа

— Единственное, конечно, что мне не нравится в накопительном счете, это — обязаловка, — продолжает Гульнар Сапаргалиевна. — То есть, жители будут обязаны на этот накопительный счет откладывать денежные средства. Это не зависит от того, утвердит или не утвердит собрание жильцов размер накопительного сбора. Размер процента на накопительный счет четко пропишут в законе, хотя есть надежда, что он будет незначителен. Текущий же тариф на содержание жилья будет утверждаться на уровне сессии местных маслихатов.

В Атырау средний тариф на эксплуатационные расходы прогнозируется минимально в районе 35 тенге за 1 кв. метр для жилых помещений. Хотя фактически полноценное содержание 100-квартирного жилого дома в нашем городе, по расчетам специалистов в сфере ЖКХ, составляет около 70 тенге за 1 кв. метр. В новом законопроекте право на утверждение эксплуатационного тарифа ставится в зависимости от региональных особенностей, типа и категории жилых строений, года постройки, технического состояния дома. Отдельно хотелось бы высказаться относительно создания накопительных счетов ОСИ. Государство обосновывает это низким соблюдением нормы о сберегательных счетах. В принципе, возможность открыть накопительные счета у КСК появились еще в 2011 году. Правда, за истекшие годы кондоминиумы не проявляли особой активности в открытии счетов и накоплении там средств на проведение ремонтных работ. На сегодня всякого рода планы по созданию новых накопительных счетов вызывают у казахстанцев стойкое недоверие, мол, «опять отдавай деньги туда, не зная куда». История с частными пенсионными фондами, а ранее — ФОМСом, функционировавшего в конце 90-х, тому лишнее подтверждение.

Добрым словом о КСК

— Ликвидация КСК не улучшит работу по эксплуатации жилья в городах, — продолжает председатель городской ассоциации КСК. — Жителей в таком случае фактически бросают на произвол судьбы. Я понимаю, ОСИ можно создать в элитном доме, где все новое, площади большие, люди состоятельные, и доход стабильный поступает. А что делать домам советской постройки? Сможет ли каждый дом или жители обслуживать сами себя в случае создания ОСИ? Ведь на плечи жителей одного дома ляжет содержание управляющего ОСИ и его бухгалтера, юриста. Кроме того, есть оплата услуг сервисных компаний в лице электриков, сантехников, дворников. Это значит, что финансовая нагрузка на каждый дом, безусловно, возрастет. Что можно сделать, предположим, на 100 тысяч тенге, поступающих ежемесячно от одного дома? К тому же, если не все платят ежемесячно и исправно. КСК же, плохо или хорошо, собирая средства, к примеру, с десяти домов, справлялся с этими задачами — ликвидировал аварии, готовил дома к зиме, закупал материалы. Вспомните, в каком плачевном состоянии передали нам эти дома 20 лет назад. Мы же не развалили их, а сохранили жилфонд. Да, признаю, коррупция в КСК имеет место. А где у нас не воруют? И теперь якобы для обеспечения прозрачности поступлений средств стоило ли затевать все это?

В то же время, по словам моей собеседницы, сами КСК, как орган управления объектов кондоминиума, не исчезнут. Наиболее жизнеспособные КСК, как профессиональные управляющие структуры, останутся и выйдут на конкурентный рынок. Если кооперативы собственников квартир в нынешнем виде представляют собой некоего монополиста, то после запуска реформ их функции станут строго разграниченными по принципу «мухи отдельно, котлеты отдельно».

Новые жилищные отношения

Но складывается интересная ситуация. Есть КСК, которые работали до сего дня стабильно, хорошо содержали свои дома, и жителей они устраивали. Но появился новый закон об ОСИ.

— В таком случае председатель Совета ОСИ может заключить договор со своим КСК на дальнейшее обслуживание его жилого дома, — поясняет Г. Салихова. — Правда, у КСК отнимут сервисные функции по оказанию услуг, и в штате не будет технического персонала: дворников, плотников, сантехников, садовников, электриков, сварщиков. Эти специалисты должны перейти на работу в сервисную компанию, будь это ТОО или ИП. Конечно, за красивые глаза оказывать весь перечень услуг по эксплуатации жилого фонда никто не собирается. Отношения, как ни крути, станут полностью рыночными. И смогут ли председатели ОСИ убедить жильцов пойти на существенное повышение тарифов, тот еще вопрос. Естественно, нынешние председатели КСК не заинтересованы оставлять на улице своих специалистов, знающих едва ли не каждый гвоздь в подъездах. И станут добиваться трудоустройства высвобожденного технического персонала в сервисных структурах.

Год назад атырауские руководители КСК вышли с предложением к разработчикам законопроекта об апробации модели «один дом – один ОСИ» в одном из городских микрорайонов Казахстана, чтобы проверить ее эффективность на деле. Это хоть немного дало бы возможности увидеть сильные и слабые стороны новых преобразований в системе жилищных отношений.

Автор: Тимур КАЗИЕВ