Урал вновь станет судоходным
Без всякого на то преувеличения можно сказать, что на прошлой неделе пришла сенсационная новость. И не только в рамках нашей области, но и всего Казахстана и даже всех прикаспийских стран. На реке Урал начнутся дноуглубительные работы.
Как известно, при сооружении газохимического комплекса в Атырауской области для доставки морским транспортом особо важного крупногабаритного оборудования с портов Черного моря до Каспийского моря привлечен национальный казахстанский перевозчик «КазМорТрансФлот». Перевозка будет осуществляться с лета следующего года. Общий тоннаж перевозимых грузов составит 5500 тонн.
– С финансовой и практической точек зрения наиболее целесообразным пунктом перевалки морских грузов является порт «Атырау». Однако устье реки Урал давно не чистили. Дноуглубление в Урало-Каспийском судоходном канале также не проводилось длительное время. Низкая глубина в устье реки Урал и в канале не позволяет груженым судам проходить в порт. Поэтому в целях обеспечения безопасного прохождения судов с крупногабаритным грузом в порт «Атырау» принято решение о проведении дноуглубительных работ в Урало-Каспийском канале, – рассказал заместитель председателя правления по переработке и маркетингу нефти АО НК «КазМунайГаз» Данияр Тиесов, сообщивший, что для разработки проекта и выполнения работ привлечены местные компании из Атырауской области.
В августе были проведены батиметрические измерения дна Урало-Каспийского канала и разработан рабочий проект. Уже в ближайшие дни ожидается мобилизация необходимых плавсредств и начало проведения дноуглубительных работ.
– Следует отметить, что эти работы носят положительный мультипликативный эффект для экологии и экономики региона в целом. Это улучшение экологического состояния реки, увеличение популяции рыбы в Урало-Каспийском канале, возобновление коммерческого судоходства по реке, – отметил Данияр Тиесов.
Вот такая добрая новость и для канала, и для всего нашего горемычного Урала. Кстати будет напомнить, что Урало-Каспийский канал был прорыт для прохода судов с портов Каспийского моря к городу Атырау: он имеет длину 56 километров. Канал делится на две части – морскую и речную. Речная часть начинается от Атырауского центрального автодорожного моста и заканчивается у полуострова Пешной. Эта часть канала проходит по реке Урал и по рукаву Золотой. Протяженность речной части канала 35 километров. Морская часть канала начинается у полуострова Пешной и заканчивается у светящего буя №33. Длина морской части составляет 21 километр. Гарантированные габариты судового хода составляют 120-150 см глубина, 40-80 м ширина, 375 м радиус закругления.
Немаловажно и то, что в процессе этих работ не придется никому ломать голову: как пророют, когда пророют? Не уйдет ли часть выделенных средств на сторону? Тут уж, поверьте, никаких «подводных течений» с нормами и деньгами не будет. Заказчик оговаривает нужную глубину и после завершения ее проверяет. И закрывать глаза, что где-то глубина чуть меньше, никто не станет. Иначе вся игра просто не стоит свеч – по каналу пойдут групногабаритные суда с грузами. Вот так, опять-таки повторюсь, решилась проблема, о чем мы даже не мечтали. Те работы, что начались год назад в Урало-Каспийском бассейне по дноуглублению, никакого отношения непосредственно к Уралу не имеют: расчищаются рыбоходные каналы в сторону моря и каналы в Курмангазинском районе. За немалое количество миллиардов бюджетных средств, кстати.
Виктор СУТЯГИН