Спасет ли канал гибнущий Урал?

spaset li kanal gibnushhij ural Выбор редакции

«ПК» уже сообщала эту громкую для нашего региона новость. Напомним, что неожиданную помощь получила наша обмелевшая, лишившаяся рыбных богатств река Урал: астраханские мелиораторы приступили к расчистке Урало-Каспийского канала.

Быль о «Худате»

Но сначала немного о реке. Причин обмеления, на наш взгляд, две. Первая, конечно, это – катастрофически малое количество воды, попадающей в реку с верховьев. Вторая, не менее важная причина в том, что и Урал, и расположенные по его берегам нерестилища не расчищали от ила почти три десятилетия – с момента развала Союза.

Это мы видим, знаем и об этом постоянно говорим с болью. Но не все знают, что несколько лет назад река оказалась практически оторванной от моря. Канал, ведущий от устья на глубину, обмелел, перекрыв путь и судам, и рыбе. К расчистке этого канала и приступила одна из компаний – газохимический комплекс, выделив на работы несколько миллиардов тенге и наняв астраханских специалистов.

Работы по расчистке Урало-Каспийского канала начались с его морской части. Сейчас его глубина – и в это трудно поверить – 30-40 сантиметров! Расчистка ведется с двух сторон – непосредственно с устья, где Урал соединяется с морем, и со стороны Каспия. Техника идет навстречу друг другу. После завершения работ глубина канала достигнет отметки в 2,5 метра. Это при выгоне воды. При нагонных водах глубина будет больше. И тут главное условие в том, чтобы при любой погоде или ветрах она не опускалась ниже 2,5 метра. Согласно проекту, ширина канала – 35-40 метров. Длина канала, связывающего устье Урала с морем, – пять километров. За почти десятилетия оставшаяся один на один река, по которой ранее переправлялись миллионы тонн грузов, потеряла статус судоходной. Старожилы и люди среднего возраста еще помнят и многочисленные баржи, перевозящие щебень и ПГС из Индера и Уральска. И снующие буксиры, пароходы. Кому посчастливилось, те увидели и наверняка запомнили и величественный пароход «Худат», на котором можно было отправиться в Астрахань. Поскольку железной дороги, соединяющей наш город с соседним, тогда не было. Она только строилась. На «Худате» можно было отправиться на целый день и на морскую прогулку. Вот такой небольшой экскурс по недавней истории знаменитой реки, имевшей статус заповедной.

Белужья яма

Отметим, газохимическому комплексу – а это будет огромное предприятие в районе Карабатана – нужно много крупного и нестандартного оборудования. Доставить его железной дорогой невозможно. Вот компания и пошла на достаточно большие затраты, решив возродить водный путь. По Черному морю грузы из Европы проследуют по Волго-Балтийскому каналу, реке Волге до Астрахани. Пересекут Каспийское море и войдут в Урал. Его тоже, где надо, углубят. Хотя, как нам пояснили, до речного порта и так глубина по фарватеру достаточная – местами до четырех метров доходит. Это так называемые зимовальные ямы, где когда-то зимой скапливалась белуга и другая крупная рыба, чтобы по весне отправиться в верховья. Эти зимовальные ямы испокон веков считались святая святых. Их оберегали. Если рыбу и брали, то немного, чтобы не распугать остальную, ушедшую в спячку. Сейчас эти ямы, конечно, пустые. С них, к слову, и началось в девяностые разграбление Урала. Это уже потом браконьеры отправились в море, где лов рыбы до начала девяностых был под запретом. Оттуда и машинами, и даже вертолетами доставляли на берег огромных белуг, севрюг, осетров и еще имевшегося тогда шипа. Уходила эта варварски выловленная рыба колоннами рефрижераторов в основном в Прибалтику.

Но вернемся к каналу.

– В настоящее время в работах задействовано три плавкрана, один земснаряд и две баржи. На подходе буксир и еще одна баржа. Работать будем до ледостава. Всего нам предстоит достать 129 тысяч кубометров грунта, – сообщил начальник участка по расчистке канала Дмитрий Эйдман.

Так что скоро Урал до границ Атырау вновь станет судоходным. Завершения работ с нетерпением ждут и рыбаки, и экологи. В последние годы рыба практически перестала заходить в реку. Она просто не могла преодолеть многокилометровую мель. Зимой канал вообще промерзал до дна. Снасти рыбаков, вышедших в этом году на Урал на осеннюю путину, возвращаются почти пустыми. Если когда-то одно притонение невода приносило несколько тонн рыбы, то сегодня улов можно пересчитать поштучно. Дождавшись одного притонения, мы убедились в этом сами – максимум ведра три карася и шесть небольших жерешков. Не поверил бы, не увидев это сам. Говорят, в начале сентября было немного судака. Но это говорят, ибо сам не видел.

– Попадается лещ, жерех, судака практически нет, – с грустью говорит бригадир рыболовецкой бригады Каиржан Кадесов. – Вообще, рыбы в реке крайне мало.

Путь красной рыбы

Руководитель отдела Атырауской территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Маншук Темешева пояснила, почему ждут завершения работ ученые и экологи:

– Проведение дноуглубительных работ, в первую очередь, улучшит состояние естественного воспроизводства ихтиофауны нашего бассейна. И, на что мы очень надеемся, создаст благоприятные условия для миграции частиковых видов рыбы. А весной – и осетровых, – подчеркнула она.

Ученые надеются, что после расчистки канала ближе к декабрю в Урал впервые зайдет крупная рыба. Может быть, даже белуга, которая не попадалась в реке с десяток лет. И тогда, очень хотелось бы в это верить, знаменитая наша река вновь станет и частично судоходной, и богатой на уловы. Хотя проблема останется – чистить Урал нужно не только в низовьях, а на всем его протяжении. Но этого, увы, даже в планах нет. Да и судьба канала может оказаться печальной. Дело в том, что чистить его надо на постоянной основе. Осенью, чтобы и судоходству путь открыть, и рыбе. Зимой его илом не занесет, поэтому во время весеннего ледостава глубина будет нормальной для прохода рыбы. Но к июню, когда вода сойдет, его вновь занесет илом. И работы нужно будет начинать заново. Не в тех масштабах, конечно, какая-то глубина сохранится. Но не везде.

Знакомый инспектор, проработавший в рыбоохране десятки лет, вспомнил, как 35-40 лет назад наблюдал интересную картину. Летом они ушли в море. Канал еще не начинали чистить. Многочисленная и еще не половозрелая белуга, обитавшая в предустьевом пространстве и не собиравшаяся заходить в Урал, гонялась за воблой. И по неосторожности вошла в устье реки. А тут приключился выгон воды. В итоге десятки или, возможно, сотни огромных рыбин застряли на мелководье. Вот инспекторы и ждали, когда вновь начнется нагон, и рыбины уберутся с дороги. Кстати, о том, что в устье можно было перейти реку по рыбьим тушам, слышал и в редакции «ПК». Работал у нас тогда большой любитель природы Владимир Семенович Арзамасцев. Он писал о путине и по весне не раз бывал на Урале. Он и рассказывал, что там рыба кишмя кишит, и по ней даже можно ходить. К сожалению, мне самому не удалось увидеть такое зрелище. Запомнилось только одно: во время путины приходил невод, полный огромных белуг, осетров, сомов – ячея была настолько большая, что мелкая рыба просто проходила через них…

Виктор СУТЯГИН

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна