ВыборыНовости

Прямые выборы сельских акимов: что нужно знать

Как известно, 25 мая Главой государства был подписан Конституционный закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан. Законом вводятся прямые выборы акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев в Послании Президента народу Казахстана от 1 сентября 2020 года подчеркивал, что запрос на выборность акимов исходит от общества.

Действительно, за годы независимости политическая культура граждан перешла на новый качественный уровень. И введение прямых выборов акимов на местах позволит закрепить результаты модернизации политической системы страны.

Выборность акимов была и раньше, но она была не прямой. Акимов избирали маслихаты. Теперь согласно дополнениям в Конституционный закон «О выборах», граждане будут сами избирать акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов.

Кандидатов на пост акима могут выдвигать зарегистрированные политические партии. Также правом выдвижения кандидатов наделен аким района, но он может воспользоваться им только в том случае, если на день окончания срока выдвижения выдвинуто менее двух кандидатов. Еще важно, что граждане сами могут выдвигать свою кандидатуру на пост акима. Для этого им необходимо собрать подписи в свою поддержку от одного процента избирателей в округе.

Процесс проведения выборов пройдет согласно Календарному плану основных мероприятий по подготовке и проведению выборов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов Республики Казахстан.

Выборы будут объявляться за 40 дней, а сами выборы пройдут за 10 дней до истечения срока полномочий действующего акима. После проведения выборов в течение 3 дней подводятся итоги.

В течение 7 дней после проведения выборов территориальная избирательная комиссия регистрирует избранного акима, после чего он вступает в свои полномочия.

Одно и то же лицо не может быть избрано акимом одного и того же города районного значения, села, посёлка, сельского округа более двух раз подряд.

Как введение прямых выборов повлияет на эффективность работы акимов?

В сельской местности проживает около 40% населения страны. У сельчан есть свои запросы и потребности, отличающиеся от потребностей горожан. Следовательно, кандидат в акимы должен будет знать специфику жизни в сельской местности и конкретную повестку дня своего региона. В противном случае избиратели могут не отдать за него свои голоса.

Каждый, кто будет участвовать в выборах в качестве кандидата, скорее всего, будет иметь программу действий, направленных на решение проблем конкретного села, поселка или сельского округа. Так сельчане смогут через прямое голосование выразить доверие тому кандидату, который лучше всего подходит на пост акима в их селе. Это повысит эффективность управления на местах.

Сейчас управление на местах становится более самостоятельным. Как известно, местные сообщества в селах уже участвуют в управлении бюджетами четвертого уровня, когда жители могут определять, на что расходовать местный бюджет. Принятые дополнения в закон о выборах позволят ещё больше повысить самостоятельность местных органов государственного управления и самоуправления.  

Очевидно, что именно на местах лучше знают, какие проблемы наиболее актуальны и требуют незамедлительного решения. Избранный аким будет нести ответственность перед избирателями и местным сообществом. Сообща местные органы государственного управления и самоуправления смогут более эффективно и оперативно реагировать на запросы общества.

Почему выборы сельских акимов состоятся 25 июля?

Именно в это время полномочия сельских акимов, избранных маслихатом, заканчиваются. Кроме того, полностью проработано организационное и нормативно-правовое обоснование проведения выборов. Это, в свою очередь, позволит проводить выборы в соответствии с установленными сроками, не откладывая их на потом.

Уже начался процесс выдвижения кандидатов. Голосование пройдёт 25 июля. Выберут, как ожидается, 730 сельских акимов. Выборы остальных акимов сельских округов будут проведены после истечения сроков их полномочий.

Как отметил Глава государства, это событие является «знаменательной вехой в истории Казахстана». Это ещё одна ключевая инициатива из пакета политических реформ Президента Казахстана, которую успешно реализуют на практике.

Повышение качества жизни и решение самых злободневных социальных проблем на селе. Вот одни из главных тезисов, которые легли в основу инициативы Касым-Жомарта Токаева о проведении выборов сельских акимов.

Претендентов на кресло акима определяют несколькими способами: путём самовыдвижения или в качестве кандидата от партии. Кстати, аким района также сможет предложить свою кандидатуру. Но, это только в том случае, если участвовать в выборах пожелают меньше двух человек. Схема стандартная. Выдвижение и регистрация претендентов, предвыборная агитация, день тишины и выборы.

Прямые выборы акимов сельских округов позволят повысить активность граждан в полноценной реализации своих конституционных прав, усилить доверие населения к власти и подотчётность акима перед населением, повысить оперативность реагирования сельского акима на потребности и проблемы населения, а также в полной мере реализовать концепцию «Слышащего государства».

Кто могут выдвигать кандидатуры на должность акима?

Кандидатов на пост акима могут выдвигать зарегистрированные политические партии. Также правом выдвижения кандидатов наделен аким района, но он может воспользоваться им только в том случае, если на день окончания срока выдвижения выдвинуто менее двух кандидатов.

Самое главное, то что граждане сами могут выдвигать свою кандидатуру на пост акима. Для этого им необходимо собрать подписи в свою поддержку от одного процента избирателей в округе.

Сельские жители могут выдвинуть свою кандидатуру путем самовыдвижения. Так претендующий на пост акима кандидат-самовыдвиженец непосредственно вовлекается в политический процесс с низового уровня. Важно и то, что избрание сельских глав путем прямого голосования является непосредственным выбором самих сельчан не просто своего акима, а его предвыборной программы, которая должна включать в себя пути решения актуальных проблем в этой местности.

Нельзя забывать и о том, что выдвижение кандидатов политическими партиями, что также предусматривается поправками, крайне важно для партийного строительства «снизу-вверх». Это позволит партиям на местах, в регионах наращивать свой электоральный потенциал. Сельские избиратели со своей стороны получают еще один канал участия в процессах, проходящих в парламентских партиях.

Как повлияет выборы сельских акимов к участию граждан в процессы принятия решений?

Если обратиться к международной практике, то развитая система самоуправления включает в себя ряд элементов, среди которых выборы глав сельской администрации, функционирование сельского совета либо активное участие самих граждан в собраниях, формирование самостоятельного бюджета и расширение его доходной части и изменение характера отношений местной и вышестоящей власти.

Таким образом, новая система избрания акимов в Казахстане в первую очередь направлена на формирование устойчивого развития сельских территорий посредством вовлечения граждан в процессы принятия решений.

В целом, тема выборов и электоральные процедуры для жителей сел не являются чем-то малоизвестным. Можно говорить о достаточной готовности населения к прямым выборам акимов городов районного значения, сельских округов и сел. Это подтверждено и высокой активностью сельских избирателей на президентских и прошедших в текущем году парламентских выборах.

Внедрение практики прямых выборов сельских акимов окажет позитивное влияние на социально-экономическое развитие сельских территорий. Во-первых, открытая и конкурентная борьба среди кандидатов в акимы поз­волит выявить наиболее компетентных и профессиональных руководителей, знающих специфику местных проблем и способных найти ключ к их решениям. Во-вторых, избранные акимы будут лично заинтересованы в исполнении своих предвыборных обещаний, налаживании коммуникаций с местным сообществом, а также привлечении необходимых инвестиций в село для развития агросектора, туризма и других направлений.

В этом контексте индикатором эффективности деятельности акимов будет последующий уровень электоральной поддержки. То есть главы администраций, сумевшие продемонстрировать успешный менеджмент, будут иметь высокие шансы на победу в следующих выборах.

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button