Миссия Александры Ивановны
Александра Грузинцева вот уже 23 года работает с самыми маленькими учениками и ни разу не пожалела о том, что выбрала профессию учителя начальных классов. Преподаватель городской школы-лицея №17 рассказала о роли учителя, современных детях и родителях.
— Александра Ивановна, почему вы выбрали профессию учителя? Ведь это не только проверка тетрадей и составление отчетов, вам, как никому другому, необходимо найти путь к сердцу каждого ученика, все время налаживать контакт с родителями.
— В 90-е годы, когда я окончила школу, были трудные времена, не было особого выбора профессий. А учителя без работы точно не останутся. К тому же, в городской школе №8, где я училась, мои преподаватели всегда твердили, что из меня выйдет хороший учитель. По их советам я поступила в Атырауский гуманитарный колледж имени К. Дутбаевой на факультет дошкольного образования. После продолжила учебу в Атырауском университете имени Х. Досмухамедова. Свой трудовой путь начинала в городской средней школе №20 имени А. Пушкина. Последние 20 лет преподаю в школе-лицее №17. За это время я выпустила сотни ребят. Мои первые выпускники – уже сами мамы и папы, приводят в школу своих детей. За 23 года своей учительской деятельности я ни разу не пожалела, что стала учителем начальных классов.
— По вашему мнению, в чем разница между детьми лет 20 назад и современными учениками?
— Сейчас совсем другое время и дети. Сегодняшние ученики стали намного слабее физически. Когда между уроками устраиваем подвижные игры, некоторые не могут даже прыгать, еще одни трудно преодолевают простые препятствия. Они не играют в прятки, догонялки, классики или резинки, которыми когда-то интересовались мы. Зато эти дети владеют информацией. Причем обширной. Но меня беспокоит то, что они свое время проводят за гаджетами, тем самым ведут малоподвижный образ жизни, ухудшают зрение. Во время родительских собраний я всегда поднимаю данный вопрос. Чтобы ребенок долго не зависал в телефоне, необходимо выстроить график нахождения в интернете. Полностью отказаться от гаджетов невозможно. Но можно ограничить время, чтобы ребенок мог активно подвигаться, погулять на улице и посещать различные секции. Необходимо занимать его время, тогда он не будет сидеть перед телевизором и планшетом.
— Это правда, что современные родители постоянно контролируют процесс обучения и все чаще предъявляют педагогам претензии? Какую роль сегодня играет учитель?
— Раньше слово учителя было наравне с законом. Все с уважением относились к нашей профессии. Учитель чувствовал за собой право что-то изменить, на что-то повлиять и чему-то научить. Меня беспокоит то, что год за годом многие родители к учителю относятся потребительски, их ключевое слово «обязан». Но на моем пути чаще встречаются адекватные родители, которые помогают в обучении детей и организации различных мероприятий. Только работая заодно с родителями, мы можем воспитать умного, всестороннего, ответственного за свою жизнь гражданина. Такие ценности, как уважение к старшим, любовь к Родине, отношение к природе, желание учиться, закладываются в первую очередь в семье. А что касается роли педагога, то ключевой фигурой современного школьного образования, несмотря на использование новых технологий, все равно остается учитель. Меняется его роль на уроке, он перестает быть единственным источником знаний. Сегодня задача учителя — направить ученика на самостоятельный поиск, развить критическое мышление, сформировать навык решать задачи в любой жизненной ситуации.
— Раньше дети в 7 лет в школе учились писать и читать. А сегодняшнее поколение в 5 лет знает алфавит, пишет предложения, считают минимум до 20. Насколько важно приходить в школу уже подготовленным?
— Радует, что родители с ранних лет всесторонне развивают своих детей, отдают в детские развивающие центры, где ребенок начинает познавать мир. Тем не менее, каждый ученик индивидуален. Лично в моей практике дети приходят с разной подготовкой. Кто-то уже умеет читать, а другой не знает ничего. Если ребенок при поступлении в школу не знает ни букв, ни цифр – это не катастрофа. Главное, чтобы ученик был здоровым и имел желание учиться. Обучить детей с нуля – это и есть наша работа.
— Александра Ивановна, расскажите о ваших достижениях.
— Думаю, что мои достижения – это победа моих учеников на республиканских, областных и городских конкурсах, олимпиадах. Многие после школы поступают в престижные вузы Казахстана и России. Большинство моих воспитанников выбирают технические специальности. Так как я сама больше люблю математику, стараюсь углубленно подать детям данный предмет. Мой ученик Данияр Айдар с красным дипломом окончил факультет «Корпоративные финансы» КИМЭП в Алматы и в данный момент работает аудитором в компании PricewaterhouseCoopers LLP. И подобных примеров очень много.
Хотелось бы отметить и положительные изменения в системе отечественного образования. Это нас очень радует, мы этого ждали долго. Поднимается престиж учителя, повышается заработная плата педагога, что немаловажно. Наша профессия обретает свое высокое значимое место в обществе. Особенно это стало ощутимо сейчас, когда многие дети занимаются онлайн, и родители, наконец, поняли, как сложно, как непросто и ответственно быть учителем. Все это помогает поднять наш статус, а с ним общество получит образованное поколение.
Беседовала Ляззат САЛИМОВА