Тема дня

ЯМЩИК, НЕ ГОНИ БЕЗ ПАТЕНТА!

Недавно в редакции раздался звонок. Водитель со стажем, инвалид II группы Александр Голуб рассказал, что выйдя на пенсию, решил заняться частным извозом. Он таксист. Как законопослушный гражданин, Александр оформил все необходимые документы — приобрел патент на предпринимательскую деятельность и теперь исправно платит налоги. Чего не скажешь обо всех его коллегах-таксистах: многие оказывают услуги такси без разрешительных документов. «Но почему одни должны уважать закон, а другие нет? И кто контролирует работу лиц, занимающихся частным извозом?» — вопрошает наш читатель. Корреспонденты «ПК» тоже попытались найти ответы на эти вопросы, и вот что из этого получилось.

ТАКСИ? А У ВАС ЛИЦЕНЗИЯ ЕСТЬ?

19.00. Домой с работы решила поехать на такси. Сажусь в ближайшую машину, стоящую на обочине дороги. Водитель — мужчина среднего возраста. Пытаюсь завести разговор. В удобный момент спрашиваю, есть ли у него патент на извоз пассажиров.
Неловкое молчание. (Явно вопрос застал его врасплох). Потом отвечает, что документов нет. Спешу успокоить, что я — не из контролирующего органа, просто так интересуюсь.
— Не боитесь таксовать без патента? — продолжаю спрашивать.
— Да нет, пока не попадался на этом, — говорит водитель, — да и таксую я редко, в свободное от работы время. По вахтам я работаю…
Ловлю себя на мысли, что при этих словах мой критический настрой рассеивается. А как же: мужчина, будучи на отдыхе, старается заработать лишнюю копейку. Но беру себя в руки и пытаюсь взглянуть на ситуацию с позиции государственника: грабеж посередь бела дня!

НАХЛЕБНИКИ ГОСУДАРСТВА

И все же, положа руку на сердце, трудно себе представить, что всякий раз, останавливая такси, мы у каждого водителя будем спрашивать, есть ли у него патент на извоз или нет. Как же за этим проследить? И кто это должен делать?
«Проследить за действиями каждого автомобилиста, проверяя нарушения регламента, почти невозможно, — прокомментировали нам в управлении административной полиции ДВД Атырауской области. — Единственный выход — это регулярные проверки, которые могут повлечь за собой штрафные санкции, но эффекта от этих разовых акций практически нет. Останавливаем таксиста с полной машиной людей — он говорит, что это его родственники или знакомые. Другое дело — вылавливать таксистов во время посадки пассажиров. Но здесь опять же нужно подтверждение пассажиров, что они оплачивают поездку».
Беда в том, что отловить «нелегалов»-перевозчиков практически нельзя — в законодательстве не прописано, кто это должен делать. Поэтому, чтобы в корне исправить ситуацию на рынке такси, нужно отработать именно правовой механизм, который будет способствовать ограничению развития нелегальной деятельности перевозчиков.
Мы решили послушать и мнения самих таксистов по этому вопросу.
Рустем, нелегальный таксист:
— Я зарабатываю таким образом уже не один год. Шашечки не ставлю, если вы заметили, вместо них у меня и большинства моих коллег есть желтые баночки, которые ставятся возле лобового стекла. Это негласный опознавательный, но недоказуемый знак такси. Когда административные или правоохранительные органы проводят рейд, я просто говорю им, что жду знакомого или родственника. Доказать, что я таксую, они не могут: у меня нет никаких опознавательных знаков, а в этой самой желтой баночке я храню резиновую тряпку для машины. Стоять где я хочу, мне никто не запретит. Даже если попадусь, то проще заплатить штраф, чем регулярно платить налоги, — утверждает нам нелегал со стажем.
По словам Рустема, он работал в одной компании, но потом попал под сокращение. Есть собственный автомобиль, вот и занимается извозом пассажиров. «А что, должен же я как-то содержать свою семью?» — вопрошает мужчина.
Понять его по-человечески, конечно, можно. Но суть происходящего не меняется: бизнес таксистов-нелегалов приводит к сокрытию доходов и, соответственно, систематической неуплате налогов в государственный бюджет. Обидно, что таких, как Рустем, большинство в Атырау. И они даже не задумываются о том, что «плодят» теневую экономику.

ЗАПЛАТИ НАЛОГИ И СПИ СПОКОЙНО

По словам руководителя управления госуслуг департамента госдоходов Атырауской области Эльмиры Искалиевой, у них разработан план рейдовых мероприятий, направленных на выявление нелегальных таксистов, которые они проводят совместно с сотрудниками ДВД.
— Цель этих рейдов — расширение налогооблагаемой базы именно на транспорт. В ходе этих проверок будут выявляться водители, которые осуществляют предпринимательскую деятельность незаконно, на них будут наложены санкции, и нарушителей занесут в базу данных департамента госдоходов, — сказала нам руководитель управления.
Сами налоговики, да и таксисты, согласны с тем, что решить проблему нелегальных перевозчиков можно только с помощью так называемых «контрольных закупок». Правда, осуществлять их надо регулярно: чем активнее власть будет проводить проверки и чем больше их будет, тем лучше. Но вот физически выполнить такую работу кажется неправдоподобным.

ЖИЗНЬ ИЛИ КОШЕЛЕК?

Эту ситуацию прокомментировал нашей газете и депутат Мажилиса Парламента РК Асхат Бекенов, акцентировавший внимание на том, что нерешенность этой проблемы влечет за собой и вопросы безопасности пассажиров.
— Услуги такси — это та сфера, которую достаточно сложно контролировать на государственном уровне, — говорит нам в телефонном разговоре А. Бекенов. — Конечно, проблема существует, но нельзя говорить о том, что этим вопросом никто не занимается. В Астане, например, Министерством по инвестициям и развитию РК разработан План мероприятий по пресечению деятельности нелегальных таксистов в столичном аэропорту. Согласно плану с апреля в аэропорту главного города Казахстана будет работать официальное такси. Сейчас планируется определить на конкурсной основе таксомоторные парки, которые будут впоследствии обслуживать прибывающих пассажиров. Заказать такси будет возможно не выходя из зоны ограниченного доступа аэропорта. Об услуге официального такси при аэропорте авиапассажир будет информирован уже в полете. В ближайшее время также власти города Астаны намерены определить места для парковки такси, в том числе и на вокзале, но эти мероприятия будут применяться пока только в определенных местах города, — проинформировал нас мажилисмен.
Как видим, универсального рецепта, как навести порядок на таксомоторном рынке, пока нет. Заставить всех таксистов приобрести патент не так-то и просто. Спрос на такси есть всегда, соответственно, будут и предложения. Получается, что остается другой основной вопрос — это вопрос той цены, которую каждый из нас готов платить за безопасность, за свою жизнь и здоровье на дорогах. А что важнее для вас, читатели, доступность или безопасность такси?

ВАЖНО ЗНАТЬ

Согласно Закону «Об автомобильном транспорте», «такси — это легковой автомобиль, предназначенный для автомобильной перевозки пассажиров и багажа, оборудованный в соответствии с правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом». По упомянутому Закону, перевозчик такси — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, оказывающее услуги по перевозке пассажиров и багажа такси. Перевозчик должен иметь документы, подтверждающие его квалификацию и профессиональную пригодность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об автомобильном транспорте, а его транспортное средство должно отвечать требованиям технических регламентов. Соответственно, таксисты должны быть зарегистрированы в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивать налоги с доходов, полученных частным извозом, а также обязаны быть профессионально пригодными для этого вида деятельности и обеспечивать техническую исправность своего автомобиля.

Анжелика КИМ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button