ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЕНТ «АЛТЫН БЕЛГІ» — У ТРИДЦАТИ
Завершился один из самых важных экзаменов в жизни выпускников нынешнего года — Единое национальное тестирование. Пришлось поволноваться и самим выпускникам, родителям, а также учителям, для которых результаты ЕНТ в определенной степени и показатель их работы. Как уже сообщалось, по республике 20 236 выпускников не преодолели пороговый уровень Единого национального тестирования в 2014 г., что составляет 23,1% от общего числа тестируемых.13 137 человек набрали свыше 100 баллов, 4 человека набрали максимально возможные 125 баллов (2 — из Алматы, 1 — из Шымкента, 1 — из Южно-Казахстанской области).Всего в тестировании со 2 по 8 июня приняли участие 87 593 выпускника, в том числе с казахским языком обучения — 61 678, с русским языком обучения — 25 915.
В этом году в Атырау Единое национальное тестирование, которое проводилось в пункте проведения тестирования на базе Атырауского государственного университета имени Х. Досмухамедова 2, 4 и 6 июня, из-за огромного числа выявленных запрещенных предметов началось на 3 часа позже.
Остались позади незабываемые волнительные дни проведения ЕНТ в Атырауской области, которого так ждали более трех тысяч человек, готовясь к которому, «забыли» о том, что кроме ручки на экзамен ничего другого проносить нельзя. Поэтому драгоценное время уходило на осмотр и выявление шпаргалок, сотовых телефонов. Как мы уже писали, несмотря на многочисленные предупреждения со стороны организаторов ЕНТ, на тестирование выпускники школ попытались пронести столько телефонов и шпаргалок, что металлоискатель, который был расположен на входе в аудиторию, просто не смолкал. Вследствие чего буквально все поголовно отправлялись на личный досмотр, за ширму. Естественно, что все это и задержало начало экзамена. Ребята не учли одного: связь в здании была полностью блокирована. По словам организаторов ЕНТ, система глушения сигналов, видеонаблюдение, металлоискатели на входе — все это было организовано в соответствии с правилами проведения ЕНТ. Поэтому и результаты тестирования были обнародованы значительно позже. Если кто-то видел, то согласится со мной, что в эти дни подойти к пункту проведения ЕНТ на базе АГУ было просто невозможно. За порядком следили специально выделенные сотрудники правоохранительных органов. За калитку, на территорию университета, не пускали даже представителей СМИ. В толпе людей в основном родители, родственники и учителя. Одни из них молча, в одиночестве боролись с волнением, другие утешали себя обсуждениями, беседами о том, куда будут поступать их дети, у третьих нервы уже были на пределе. Не заметить всего этого было просто невозможно.
— Мы тут сидим с 8:00 утра. Сейчас 11:45. Дети до сих пор не зашли в аудитории. Скоро обед. Сами представьте, организм рефлекторно готовится к нему. Даже воду не передают детям, ссылаясь на то, что проносить в аудитории ничего нельзя. Моя дочка — выпускница городской школы №32, она всегда училась хорошо. Я считаю, это моральный стресс для детей, — говорит одна из родительниц Айнагуль Садыкова.
— Организаторы сами не соблюдают правила проведения ЕНТ, которое должно было начаться еще в 9:00 утра. По телевизору показывают, как в других городах родители могут наблюдать с помощью системы видеокамер за обстановкой в аудитории. У нас такого нет, и это, думаю, еще один минус в организации. К чему все это оцепление, присутствие сотрудников правоохранительных органов? Наши дети преступники что ли? Такая обстановка только добавляет детям волнения перед предстоящим экзаменом, к которому они готовились целый год, — подхватила другая родительница, которая предпочла не называть свое имя.
После колоссальной проверки ровно на три с половиной часа все вокруг затихло. Кто-то из родителей крикнул: «Все, началось!» Выпускники наконец-то сели за столы, тестирование началось. Время — 12:00 часов дня. За отведенные на тестирование часы им предстояло ответить на вопросы по пяти предметам: казахскому и русскому языкам, математике, истории Казахстана и по одному предмету на выбор самого выпускника.
Спустя некоторое время, отведенное на ЕНТ, «болельщики» абитуриентов бурными овациями встречают первых выходящих. Хотя результаты были пока неизвестны, некоторые из них шли с улыбкой на лице, наверное, они были очень рады, что все, наконец, позади. А некоторые, еле сдерживая слезы, подбегали к родителям. От увиденного сжимается сердце…
— Для меня особенно сложными были вопросы по истории Казахстана. В целом ЕНТ проходило на должном уровне, никаких нареканий со стороны организаторов не было. Скажу сразу, «шпоры» при себе мы имели, но заглянуть туда просто невозможно было, — говорит выпускник лингвистической гимназии №34 Наурыз Карашев.
— Вопросы тестирования соответствуют школьной программе. По математике были вопросы на логику. Я думаю, что тот, кто готовился, без проблем сможет пройти ЕНТ. Несмотря на то, что контроль со стороны организаторов был строгим, давления с их стороны мы не почувствовали. Результаты будут известны только поздно вечером, так что буду надеяться на лучшее, — сказала выпускница городской школы №2 Гульдана Базарбекова.
Один из претендентов на знак «Алтын белгі», выпускник городской школы №27 (по его просьбе имя не называем) не смог подтвердить свои знания.
Он сдавал ЕНТ во втором потоке и набрал 94 балла. По его словам, вопросы были в рамках школьной программы. Но что послужило причиной того, что он не набрал все 125 баллов, объяснить не смог…
Сегодня Казахстан является одним из лидеров внедрения тестовых технологий в процесс оценки качества знаний обучающихся среди стран СНГ. Кроме того, в 2007 году Республика Казахстан стала членом-участником Международной Ассоциации по оценке качества образования.
Форма национальных экзаменов для оценки качества среднего общего образования действует во многих государствах мира: Великобритании, США, Нидерландах, Чехии, Польше и в ряде таких постсоветских стран, как Россия, Киргизия, Украина, Беларусь, Азербайджан, Таджикистан, Литва, Латвия и другие. При этом в каждой стране метод их проведения имеет свои особенности, в зависимости от численности населения, территории страны и других факторов. К примеру, в отдельных странах в рамках национального экзамена оцениваются не только образовательные достижения выпускников, но и их способности к продолжению обучения в высших учебных заведениях. Как утверждают специалисты, мнение о том, что ЕНТ не выявляет истинного уровня качества знаний и рассчитано, прежде всего, на удачу, лишая возможности логически мыслить, анализировать и делать выводы, ошибочно. Ведь как показывает опыт, школы и учителя, использующие творческий подход в учебном процессе, добиваются высоких результатов. Итоги ЕНТ дают возможность понять, какие разделы школьного предмета дети усваивают хуже и почему. В целом действующий формат ЕНТ является достаточно объективным инструментом оценки знаний выпускников школ и обеспечивает гражданам равные правовые возможности для получения доступа к высшему образованию. При министерстве постоянно работает специальная рабочая группа по вопросам проведения ЕНТ, которая проводит всесторонний анализ итогов ЕНТ, рассматривает проблемные моменты процесса проведения тестирования. В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы к 2015 году будет сформирована новая база тестовых заданий, планируется полный переход на двухэтапное компьютерное тестирование с применением тестов логического характера.
Динара КАНБЕТОВА,
фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА