Как выжимается «лимон» трубопроводного консорциума
Казахстан ищет пути решения из сложившегося положения архинепростого дела, связанного с приостановкой деятельности Каспийского трубопроводного консорциума. Решением Приморского районного суда Новороссийска работу компании «КТК-Р» обязали остановить на тридцать суток. Казахстан через порт в Новороссийске экспортирует западным покупателям основную часть добываемой в стране нефти. В качестве причины остановки названы экологические нарушения на производственных объектах КТК. 6 июля Премьер-министр РК Алихан Смаилов провел оперативное совещание на предмет минимизации негативных последствий и потерь государственного бюджета в связи с ограничениями экспорта казахстанской нефти. Какие могут быть последствия для Казахстана в связи с наказанием КТК-Р?
Светлана НОВАК
В нынешнем году КТК лихорадило не единожды. Сначала в марте после шторма на морском терминале обнаружили повреждения, потом ограничили транспортировку углеводородов через порт Новороссийска в связи с взрывоопасностью старых мин времен Второй мировой войны, а теперь вообще приостановили работу КТК. А Каспийский трубопроводный консорциум – крупнейший нефтетранспортный хаб России, Казахстана и ведущих мировых добывающих компаний, протяженность магистрального трубопровода составляет свыше 1,5 тыс. км. В трубу закачивается сырье преимущественно с крупных месторождений Западного Казахстана, а также от российских производителей и затем переправляется на танкеры через морской терминал у Новороссийска. Доля черного золота Казахстана составляет около 80 процентов объема транспортировки. В 2021 году отгрузка составила 60,7 млн тонн нефти, из которых 53 млн тонн из казахстанского сырья.
Наказали за ошибки в плане
На этот раз сложилась следующая ситуация. Приморский районный суд Новороссийска обязал приостановить на 30 суток работу компании «КТК-Р» из-за нарушений по плану ликвидации аварийных разливов нефти. На сайте консорциума сообщается, что по поручению правительства Российской Федерации, РОСТЕХНАДЗОРУ, РОСПРИРОДНАДЗОРУ, РОСМОРРЕЧФЛОТУ было поручено провести проверку технического состояния опасных производственных объектов «КТК-Р» и соблюдения экологических требований при их эксплуатации, срок проверки – до 25 апреля 2022 года. Решением начальника Южного УГМРН Ространснадзора 28 апреля 2022 года принято решение о проведении выездной проверки АО «КТК-Р». Внеплановая выездная проверка АО «КТК-Р» была проведена 6 мая. По результатам проверки выявлено несколько документарных нарушений по плану ликвидации аварийных разливов нефти. В итоге консорциуму 6 июня 2022 года выдали предписание об устранении выявленных нарушений со сроком устранения до 30 ноября 2022 года. И 6 июня 2022 года начальник Новороссийского линейного отдела Южного УГМРН Ространснадзора составил протокол об административном правонарушении (в части Плана ликвидации разлива нефти). Вменяемое АО «КТК-Р» нарушение части 4 статьи 14.1.2. КоАП (Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией) предусматривает в качестве альтернативного наказания административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, данное дело подлежало рассмотрению в суде. И, несмотря на то, что срок исполнения предписания истекает 30 ноября 2022 года, Южное УГМРН Ространснадзора обратилось в Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края с намерением о приостановлении деятельности на 90 суток, заявив об этом непосредственно в судебном заседании 5 июля 2022 года. Ходатайство АО «КТК-Р» об отложении рассмотрения дела в целях направления возражений по приостановке деятельности суд оставил без удовлетворения. В итоге постановлением суда требования Ространснадзора удовлетворены лишь частично, то есть АО «КТК-Р» назначили наказание в виде административного приостановления деятельности на 30 суток, а так как Каспийский Трубопроводный Консорциум действует в рамках правового поля Российской Федерации, то вынужден исполнить решение суда и готовить документы на предмет его обжалования. А ведь АО «КТК-Р» является предприятием непрерывного цикла, немедленное приостановление его деятельности может повлечь необратимые последствия для производственного процесса, возникновение и развитие неблагоприятного и неуправляемого процесса на техническом объекте, в том числе его разрушение. Технологические требования к транспортировке нефти не могут сиюминутно и одновременно остановить производственную деятельность.
Спасибо за урок?
Какие будут последствия остановки КТК? Деловое издание «Взгляд» на своем сайте приводит мнение российского эксперта, что Казахстан не сможет увеличить экспорт нефти в Европу, а нынешняя остановка КТК отразится на рынке энергоресурсов. По его словам, очередная остановка работы КТК создаст дополнительное давление на рынок и подстегнет цены на нефть. В этом плане в годовом выражении встает вопрос – сможет ли Казахстан сохранить экспорт нефти хотя бы на уровне прошлого года. Отмечается, что у Казахстана сохраняется несколько вариантов для продолжения экспорта черного золота. Еще до КТК Казахстан спокойно загружал российские нефтепроводы и отправлял топливо транзитом. По «Дружбе» можно качать сырье в Германию, Польшу, Чехию, Словакию, Центральную Европу, то есть маршрутов предостаточно. Если Нур-Султан не захочет сотрудничать с Москвой, то часть нефти реально перекинуть на нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, но это дорого. В таком случае Казахстану придется сначала перевозить танкерами топливо до Баку, затем перегружать в трубу, гнать на Турцию, там снова выгружать это на танкеры и доставлять клиентам, например, в Средиземноморье.
А экономист-бизнесмен с большим опытом международной торговли Алмас Чукин в своем Телеграмм-канале обратил внимание, что от остановки КТК Казахстан, конечно, недополучит, однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе это нам на пользу.
– Это также касается взаимных торговых запретов между Казахстаном и Россией. Проблема в слишком большом (в удельном весе) товарообороте с РФ. Ни одна страна не должна занимать в нашей торговле больше 10-15%, чтобы снизить риски. Спасибо большое районному суду Новороссийска за правильный урок. Мне всё казалось, что это объективные случайности. Сначала шланги запутались в марте-апреле на трубопроводе КТК до Новороссийска, потом экологический штраф на миллиарды рублей. Потом мины времён Второй мировой войны надо было найти и обезвредить. Но теперь вице-премьер РФ Виктория Абрамченко озаботилась экологией в порту Новороссийска, и комиссия выявила несколько документарных нарушений Плана на случай разлива нефти. То есть ничего ещё не разлилось, но по плану не всё выполнено. И комиссия дала время до 30 ноября исправить недочёты. Но Ространснадзор обратился в суд и прямо в ходе заседания потребовал остановить работу КТК на 90 дней! И суд в качестве НАКАЗАНИЯ вынес решение остановить ВСЮ деятельность трубопровода на 30 дней! Это прямые потери Казахстана и экспортёров на 300-500 млн долларов, – подчеркивает эксперт.
В частности, также, по мнению Алмаса Чукина, крайне опасно не только потерять на месяц доходы от экспорта. Нефть сама не бежит из-под земли, её оттуда надо качать. Если не качать, то она останавливается на больших глубинах, и это непростой процесс. На Каспии вообще страшно представить – глубины, температуры, содержание серы и прочей химии. Но там у Шеврона и других – новые технологии и новое оборудование. Им было тяжело снизить производство в апреле, но они справились. Непонятно, как они справятся с полной остановкой. Возможно, неделю другую будут работать на склады, а дальше? Губительно это будет для старых месторождений, которые в основном у КМГ. Там не очень хорошая нефть с парафинами и не самое новое оборудование. Говорят, что эта нефть если встанет, то завязнет, и такую скважину будет очень тяжело «поднять» заново. И что делать? Эксперт привел два решения.
– Первое – это трубопровод Атасу – Алашанколь. Он сейчас гонит 12 млн тонн в год, из которых 10 млн тонн российской нефти. В своё время мы выбрали более дешёвый маршрут через РФ, и у нас просто не было нефти на загрузку на Китай. Предложили очень дешёвый тариф РФ и заполнили трубу. Теперь, ввиду угрозы экономической безопасности страны, надо приостановить контракт с РФ и повернуть хотя бы 10 млн тонн нашей нефти на Китай. Очень быстро мощность этой трубы за счёт дополнительных компрессоров можно довести до 20 млн тонн. Спасибо китайцам, построили нам трубу, и спасибо КазТрансОйлу, что вошли туда на 50 процентов. Второе – ограничить перевозки из РФ на Китай через наши ж/д возможностей нет, и мобилизовать всё можно на перевозку по ж/д нефти на Восток, в Узбекистан, в Кыргызстан на их НПЗ, – изложил экономист А. Чукин.
Имеются и два более сложных решения.
– У нас есть три порта на Каспии – Актау, Курык и CatRo, запустить или оборудовать все на перевозку в Баку. Трубопровод до Турции работает на 50% и до 20 млн тонн ещё может принять. Но надо и в Баку делать расширение мощностей по приёму. Выйти на США и попросить разрешения в виде исключения из санкций на строительство трубопровода Казахстан – Туркменистан – Иран на Персидский залив или по суше через Иран на Турцию до моря. Жаль КТК. Только что окупился и стал давать хорошие дивиденды акционерам, в том числе и РФ. Жаль Новороссийск, возможно, он станет «сухим» портом. Жаль Казахстан, который потеряет налоги и оптимизм инвесторов. Но мы выберемся, пусть будет чуть тяжело, но, как говаривал прежний лидер – «ресурсы есть». Два-три года и будет три новых маршрута на Восток, Юго-Запад и Юг. А там, глядишь, с Ирана санкции снимут, так мы и ж/д до Залива запустим. А РФ придётся в объезд через Хабаровск к большому союзнику добираться, – подытожил эксперт.
Нефть без перебоев
По мнению другого казахстанского аналитика Артура Шахназаряна, без КТК теряется долгосрочный коммерческий смысл участия американских корпораций Шеврон и Экссон-Мобил в проектах Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. Что же делать в сложившихся условиях Правительству Казахстана и нацкомпании Казмунайгаз, ведь второй год стоит вопрос о закрытии казахстанского экспорта на мировые рынки, что под угрозу ставит остановку базовой отрасли страны? Идут переговоры и по направлению возобновления по транскавказскому маршруту, отправлена впервые партия кашаганской нефти в Китай. Однако российский маршрут выгоден и коммерчески целесообразен для Казахстана. Россия попробует выжать «лимон» КТК в контрсанкционной войне до конца, а санкционная и контрсанкционная война не направлена против Казахстана.
В пресс-службе ТШО сообщили «ПК», что Тенгизшевройл известно о решении суда в отношении деятельности Каспийского трубопроводного консорциума. Компания находится на связи с КТК в целях уточнения информации и дальнейших шагов. В настоящее время производственные операции ТШО осуществляются без перебоев.