Методика перевёрнутого урока
В рамках проекта «Сельская школа powered by NIS», который реализуется совместно с фондом устойчивого развития сельских территорий РК и АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», на базе НИШ города Атырау прошёл семинар для учителей из сельской местности.
Главная цель образовательной программы – сократить разрыв в качестве образования между городом и селом. По словам заместителя директора по развитию школы НИШ Атырау Светланы Исмагуловой, сейчас, по сведениям фонда устойчивого развития, данные последнего отчёта исследования функциональной грамотности учащихся PISA говорят об этой разнице.
– Поэтому сегодня на республиканский семинар прибыли учителя из четырех сельских школ городов Уральска, Актобе, Мангистау и Атырау. Сейчас в нашей школе проходят обучение 161 учитель по 14 предметным секциям – начиная с начальной школы, заканчивая старшими классами. Задача менеджеров, которые приехали из центра образовательных программ АОО НИШ города Астаны, оказать методическую поддержку учителям, подтянуть уровень компетентности преподавания, показать новые подходы, методики преподавания в рамках своего предмета, – комментирует С. Исмагулова. – Из нашей области на обучение приехал коллектив школы им. К. Мырзагалиева из села Сафоновка Курмангазинского района.
Один из тренеров – начальник отдела предметов естественно-математического направления столичного филиала центра образовательных программ Галия Алжанова – в обучении такого предмета, как химия, делает акцент на формировании функциональной грамотности учащихся.
– То есть мы рассматриваем виды компетенций, структурированные задания, которые учат детей исследовательским навыкам, критическому мышлению, обсуждаем и делимся опытом, как привлечь интерес детей к химии. Например, показать ребятам, что знание химии очень полезно в повседневной жизни: в хранении бытовой химии, выборе продуктов питания, детских игрушек, пластиковой посуды и так далее, то есть повышать потребительскую грамотность. И придумывать задания таким образом, чтобы они были связаны с жизненной или проблемной ситуацией. То есть изучать предмет через проблему – находить пути решения, анализировать, – вводит в курс дела менеджер ЦОП РК.
– А если в сельских школах нет условий для проведения лабораторных работ? – спрашиваем мы.
– Да, в некоторых школах, особенно сельских, нет такого оснащения. В этом случае мы рекомендуем учителям применять видеоуроки.
Макпал Муратовна Мухамбетова, учитель русского языка и литературы Аксайской средней школы №5, приехавшая на семинар из Уральска, работает в школе уже 14 лет.
– Такие семинары обогащают наши знания по применению новых методик, учат делать акцент не на количестве выполненных заданий, а на качестве. Например, сегодня лично я взяла себе на заметку, что не надо пытаться объять необъятное, то есть подобрать всего 2-3 задания, но чтобы они были результативными. Также очень хорошо разъяснили, как правильно работать с текстом, развивать коммуникативные навыки, применять на уроках QR-коды – научить детей открывать тексты через телефон, что экономит время. Рассказали
о методике перевернутого урока, когда новая тема самостоятельно изучается детьми дома, а в классе закрепляется практическими занятиями. Все эти методы сделают твои уроки интересными и привлекательными для детей, – сказала русовед.
Отметим, что семинары республиканского значения пройдут в четырех регионах Казахстана для 17 опорных сельских школ, которые осваивают программу НИШ.
Анжелика КИМ