Маленькие победы с большими специалистами

malenkie pobedy s bolshimi speczialistami2 Социум

Артем терпеливо наблюдает за тем, как ему сгибают ноги то в одну, то в другую сторону. А на днях кинезиотерапевт  Гульмира своими упражнениями «вытащила» букву «Р-р»! Для пацана, который при рождении перенес инсульт, что привело к нарушениям движений и речи,  это большое достижение. А как радуется мама! Это всё – маленькие, но уверенные победы одного из действующих реабилитационных центров в нефтяной столице.

Здесь можно проникнуться разными жизненными историями. К примеру, у Тимура – дизартрия (это речь, как образно говорят специалисты, «каша во рту»), нарушена походка, речь, неточные движения. Алина в реабилитационный центр «БолашакК» приходит на массажи – ребенок родился недоношенным, хотя у мамы вся беременность протекала без осложнений. А Коля не выговаривает букв, и у него цифровой аутизм.

По словам директора «БолашакК» Жибек Бисеновой, если раньше было много пациентов с диагнозом ДЦП, синдромом Дауна, то нынче немало с нарушениями – ментальными и поведенческими.

– Сейчас просто беда наблюдается: дети вроде физически нормальные, но есть нарушения в поведении и психическом развитии. И одна из причин – гаджеты, и как следствие дефицит живого общения с родителями, со сверстниками, малоподвижный образ жизни. А также некачественное питание, – говорит Жибек Куангалиевна.

Но это всё – поправимо. И чтобы предотвратить при возможности такие и другие диагнозы, выявить малышей с нарушениями в развитии в раннем возрасте, реабилитационный центр «БолашакК» организовал семинар-тренинг «Вопросы раннего вмешательства и пути их решения. Диагностика, абилитация, коррекция, реабилитация нарушенного развития у детей». Обучение специалистов различных медицинских и коррекционных детских учреждений Атырауской области проводилось в рамках проекта «Внедрение программы «Раннего вмешательства» в Атырауской области, реализуемого при финансовой поддержке Программы социальных инвестиций ТОО «Тенгизшевройл».

По словам директора «БолашакК» Жибек Бисеновой, проект уже нашел поддержку госорганов: был подписан меморандум с акиматом Атырауской области, согласно которому управления образования, здравоохранения, соцзащиты и внутренней политики оказывают методическую, информационную и экспертную помощь. 

На семинаре-тренинге речь главным образом держала кандидат педагогических наук, дефектолог высшей категории, нейропсихолог, директор республиканского образовательного центра коррекционной педагогики и нейропсихологии, президент международной ассоциации специальных педагогов Казахстана Тойжан Джаниева. Было много специфических терминов, но мы выбрали минуту-другую, чтобы гостья на обывательском уровне рассказала нам – как же нужно следить за развитием детей?

– Сегодня я приглашена для разъяснения вопросов раннего вмешательства, реабилитации нарушенного развития у детей. Почему нарушенного развития – если это раннее вмешательство, то оно касается конкретно детей, которые внутриутробно пострадали во время беременности, а потом во время родов и в течение первого года жизни у них на основе этого пошел дизонтогенез, то есть ненормальное развитие. И мы проводим обучение специалистов – как нужно диагностировать, какие методики, шкалы для этого использовать. Прежде всего, я читаю лекции по этиологии – почему и отчего возникает дизонтогенез. Сначала даю знания по внутриутробному развитию, а потом мы конкретно уже исследуем вместе – на что нужно ориентироваться в развитии ребенка от 0 до трёх лет.

Тема, с которой я выступаю, заслуживает пристального внимания. Однако замечу, что слушателей вначале было маловато. Лишь по прошествии нескольких дней начали собираться (тренинг шел неделю. Н. Ш.).

– Тойжан Сейдалиевна, почему дети Атырау все чаще нуждаются в логопедах? Есть какая-то причина, или это сейчас повсюду?

– Первая причина – экология. Подчеркиваю! Вторая – неправильное, патологическое несение беременности и родов, третья – цифровой аутизм. Как дети начинают развиваться? Ребенок ведь появляется на свет с безусловными рефлексами. А условные – высшие психические функции, они формируются прижизненно. Непременное условие развития высших психических функций – чтобы ребенок развивался с родителями плюс должно быть много предметно-игрового материала, а также обязательно выход в социум. А что мы сегодня наблюдаем? Большое количество родителей вешают над люлькой ребенка телефон, а если он умеет уже держать – в руки дают! Или усаживают малыша перед телевизором.

То есть следует ограничивать его в «общении» с телефоном, с техникой.

Жибек Куангалиевна согласна с кандидатом педагогических наук.

– Тойжан Джаниева – очень хороший практикующий логопед, она работает с зарубежными коллегами, является автором собственных программ по реабилитации детей, особенно с психо-речевыми нарушениями. И ей, безусловно, можно и нужно доверять, – отметила она.

В идеале все знания, полученные на семинаре-тренинге, слушатели должны «раздать» у себя на местах. Хочется верить, что так и будет.

 А мы в перерыве между лекциями решили пройтись по реабилитационному центру. Внутри все идеально, замечательно – начиная от обустройства и уюта кабинетов и заканчивая специальным оборудованием, материалами для того или иного сеанса. А вот снаружи… Трещины, здание словно неухоженное. По словам Жибек Бисеновой, этот вопрос не раз поднимали на уровне акимата, но на ремонт нет средств.

– Здание представляет собой историческую ценность, и просто так отремонтировать нельзя, для этого нужно специализированное, с соответствующей лицензией на ремонт памятников архитектуры предприятие. Но такие в Атырау отсутствуют, а те, что в соседних регионах требуют очень много. Даже не знаем, как быть. Конечно, хочется ухоженности как внутри, так и снаружи, – сетует Ж. Бисенова.

Мы заходим в кабинет логопедии. Только что тут занимался Бауыржан, у которого нарушена походка. Есть надежда, что ситуация у этого 6-летнего мальчугана выправится: надо только почаще заниматься.

– У него мозжечковая дизартрия – походка нарушена, речь, неточные движения, прыжки. Свое тело не может регулировать, – объясняет логопед- дефектолог «БолашакК» Умит Сарсенбайкызы. – Мы проделываем с ним элементы сенсорной интеграции. Он должен научиться сохранять равновесие. Работаем над тактильной системой. Мама сообщила недавно: сын в последнее время стал более внятно говорить. Это уже победа!

Как объясняет Жибек Куангалиевна, вообще проект раннего вмешательства предполагает работу с детьми с низкой массой тела (недоношенные), с детьми с риском развития нарушения и с детьми с уже имеющимися нарушениями; с детьми из социально уязвимых слоев населения.

– Причем, успех проекта зависит не только от своевременного выявления диагноза, но и от работы в семье. Мы должны обучить родителей реабилитации, то есть показывать им – как ребенок должен себя обслуживать, как должен есть. Это российская модель раннего вмешательства – от рождения до трёх лет, и если за сей период ребенок догнал сверстников, его передают в обычный детсад.

Жибек Бисенова поделилась: по плану должно было быть обучение с питерскими медиками, однако из-за известных причин в геополитике невозможно провести оплату курсов. На днях в Алматы прибудут российские медики, и Жибек Куангалиевна надеется, что в южной столице получится перенять опыт россиян.

– А можно ли восстановить ребенка при хорошем уходе? – спрашиваю, увидев, как весело делает массаж своей торопыжке с помощью медиков реабилитационного центра одна горожанка в специальном кабинете.

– Зависит от тяжести поражения нервной системы, – отвечает Бисенова. – Например, одна из причин – инсульт, нарушение мозгового кровообращения у маленьких детей. Расскажу вам вот какое наблюдение.

К нам стало ходить немало детей 2014-го, 2015-го годов рождения. А в то время по тендеру в Атырау не прошел витамин К – его делают в роддоме, чтобы предотвратить сосудистые нарушения. Также немало детей с предрасположенностями, у которых в анамнезе были неблагоприятные анамнестические данные. Их выписывают, и ребенок в возрасте месяца жизни впадает в кому, попадает в больницу. Понимаете, у таких малышей происходит кровоизлияние в мозг и случается ДЦП, либо поражаются центры зрения, речи – смотря куда излилась кровь в мозге; у ребенка страдает психическое развитие. И ранняя реабилитация поможет детям, у которых не такие глубокие нарушения.

Мы зашли в зал, где занимаются с детьми вроде как физкультурой, зарядкой, но за всем этим глубокий смысл, специальные методики — большое развитие ребенка.

– На 14-й день жизни у Артемки случился инсульт, – рассказывает мама Мария. – Витамин К нам не сделали. Заметила странности сразу – ребенок лежит и не шевелит второй ручкой. Мы стали ходить к массажистам, записались в бассейн, начали работать с невропатологом, реабилитационным центром. Процесс пошел, результат был налицо! Правда, когда Артему исполнилось 7 месяцев, участковый педиатр уговорила сделать прививку от кори и всё – пошел откат назад («Ребенку с таким развитием на столь раннем этапе жизни прививки категорически противопоказаны!» – комментирует Ж. Бисенова). Начали опять по-новой – массажисты, реабилитологи, логопеды… Сейчас сыну пять. Ходит, только пока ножка правая не слушается, но мы боремся – массажами, упражнениями! Артем уже предложениями начал говорить! – радуется развитию ребенка Мария. И, пользуясь случаем, обращается к таким же, как она, мамам: не упускать развитие детей. При любой возможности ставить на ноги в буквальном смысле слова.

– Еще б сил мне прибавилось! – украдкой вытирает слезу Мария.

Прибавится! Ведь реабилитологи всегда будут рядом.

Надежда ШИЛЬМАН

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна