«Громкий мир»
Даже не зная подробностей, я, будучи наблюдательной и внимательной девочкой, слушая разговоры взрослых и видя переживания родителей, все понимала. Понимала, что сестра не просто так перестала разговаривать. На то были более серьезные причины.
Сейчас о таких болезнях, как детский церебральный паралич (ДЦП), аутизм, задержка психического развития, знают все. Но в свое время маме приходилось обивать пороги больниц, медицинских центров, проходить медицинские курсы, читать лечебную литературу, чтобы понимать, что случилось с дочкой. А еще помню, что родители оборудовали целую комнату спортивным инвентарем: стенкой с лестницами, канатом, качелями, мячами и многим другим. Тогда моей детской радости не было предела, и все завидовали, что у меня такое есть. Но все же это не помогало сестре заговорить. Когда она начала посещать областной детский реабилитационный центр, ее состояние улучшилось — она потихоньку стала произносить отдельные слова: «мама», «папа», «бабушка», «дедушка» и «сестра». Наконец-то обозначилось хоть какое-то общение.
Идея материала родилась после того, когда я увидела в магазине, как ребенок, которому через год идти в школу, с трудом общался с мамой. Почему так плохо говорят дети, и кто виноват в этом? Когда родителям стоит бить тревогу? На эти и другие вопросы ответили учителя-логопеды областной специальной школы-интерната №3 для детей с нарушениями речи.
Нетелефонный контакт
«Подумаешь, молчит ребенок. Заговорит через год! Зато он на планшете в игры интеллектуальные играет», — часто заявляют современные родители.
Они уверены: с ребенком говорить не нужно, а с молчуном даже проще — не мешает своими делами заниматься. «И далеко не каждый родитель знает, что, казалось бы, несерьезные трудности с речью оборачиваются гораздо более серьезными проблемами развития ребенка», — говорят специалисты.
Причин, по словам логопедов, много. Самая важная — это здоровье. Перенесенные ребенком, а также матерью во время беременности инфекционные заболевания, родовые травмы, ушибы и удары головы ребенка в первые годы жизни и так далее могут привести к проблемам с речью. Например, у детей может быть дизартрия – это тяжелое расстройство речи, при котором она становится невнятной. Распространено и такое нарушение речи, как алалия, при этом диагнозе могут наблюдаться отсутствие или недоразвитие речи.
«По заключению ОПМПК дети с различными диагнозами направляются в нашу школу, здесь они получают коррекционную поддержку по нарушениям. Если в конце учебного года у ребёнка есть результаты, он может продолжить учебу в общеобразовательной школе», — рассказывает директор областной специальной школы-интерната №3 для детей с нарушениями речи Саягул Жумагалиева. «Наши педагоги используют разнообразные корректирующие методики», — сказала директор.
В школу-интернат приводят детей с самыми разнообразными речевыми дефектами. Кто-то из мальчишек и девчонок сильно заикается, кто-то не выговаривает некоторые звуки. По словам Саягул Жумагалиевой, бывало, к ним попадали дети, которые вообще не умели говорить.
Второй дом
В коррекционной школе воспитанников обеспечивают бесплатным пятиразовым питанием и предлагают круглосуточное пребывание. Дети, начиная с первого класса, проживают здесь постоянно, а родители забирают их домой на выходные или, по желанию, каждый день. Всего в школе-интернате обучаются 165 учеников.
Одна из важнейших задач школы — создание специальных условий для детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. Доступность, качество и эффективность обучения, оказание коррекционной помощи, социальная адаптация и интеграция в общество. В связи с этим с первых дней в программу обучения входят занятия с дефектологом, групповые и индивидуальные занятия с логопедом по постановке звуков, их автоматизации, дифференциации и развитию речи, произношению. Для профилактики, реабилитации и лечения различных заболеваний проводятся уроки лечебной физической культуры.
— Мы формируем у детей навыки самостоятельной жизни. Кроме стандартного обучения, стараемся всесторонне развивать их творческие способности. У нас ребята раскрываются, добиваются успехов и дальше в жизнь шагают уже уверенно, — добавляет директор.
Здесь оборудованы кабинеты Монтессори, ЛФК, логопедов. В школе-интернате с целью развития художественных способностей, пробуждения интереса к труду и привития творческих способностей у учащихся работают кружки изобразительного художественного творчества, пения и танцев. Ежегодно воспитанники принимают участие в различных школьных, областных и республиканских конкурсах и занимают призовые места.
«Как дела?»
Вторая значимая причина проблем с речью — отсутствие общения в семье. «Родителям некогда говорить с собственными детьми. Многим намного проще включить ребенку мультфильмы, чем спросить у ребенка, как прошел день», — сказала логопед-дефектолог Райгул Кенжегали.
Опытный специалист отмечает, что родители перестали читать ребенку сказки, стихи, петь ему колыбельные.
Логопед в работе использует постоянную готовность ребенка к различным играм. Дети любят играть, никогда не отказываются от путешествия в сказочную страну, любят фантазировать, мечтать и незаметно для себя под руководством опытного педагога выполняют все учебные задачи. Через игру ребенок учится выполнять артикуляционную гимнастику, правильно произносить звуки, чётко проговаривать сложные слова, составлять предложения и рассказы. Кроме того, используются многочисленные методики физического воздействия на проблему: массажи, упражнения, постановка языка с помощью специальных логопедических зондов.
— Одно дело, когда ребенок не произносит один или два звука, в этом случае достаточно посетить несколько занятий логопеда, а совсем другое — серьезное нарушение речи. К сожалению, бывают запущенные случаи. Нарушения речи приводят к трудностям обучения в школе, дисграфиям (нарушениям письма), дислексиям (нарушениям чтения). Однако многие родители спохватываются только перед школой, а за год провести полноценную коррекцию практически невозможно.
При этом специалисты подчеркивают, без помощи родителей работа логопеда намного усложняется и занимает в разы больше времени.
— Ребенок заходит в кабинет к логопеду, перед зеркалом все делает правильно, а выходит из кабинета и снова возвращается к исходному положению. Только с помощью родителей можно выработать привычку у ребенка следить за своей речью, — подчеркивает логопед-дефектолог.
Добрый доктор
Наблюдая за логопедом во время её работы, я для себя отметила, что Райгуль Кенжегали необыкновенно открытая, общительная и творческая личность. Её проницательный взгляд, безграничная готовность помочь располагают ребят к откровенной беседе. Спокойный и мягкий голос с первых фраз настраивает на рабочий лад детей любого возраста. Ребята вместе с ней пробуют звуки на вкус, перебирают, наматывают, как нитку на клубок. А в процессе творчества незаметно куда-то уходят страхи, волнения, переживания и неуверенность малышей.
На вопрос: «За что вы любите свою работу?» Райгуль Кенжегали, не задумываясь, ответила:
— Награда за мой труд — это счастливые лица учеников и благодарность их родителей. А результат моего труда — это успехи моих подопечных.
Рахима ХАЛЕЛ