Что было, что будет
Вот и наступил новый, 2023 год. И, как принято, мы подводим итоги прошлого и планируем задачи на наступивший. С них и начнем, в частности, со сферы образования.
Главный экзамен страны
Он начнется уже 10 января текущего года и продолжится до 10 февраля.
Информацию о Едином национальном тестировании предоставила в конце 2022 года заместитель руководителя областного управления образования Айнагуль Дуйсекенова на площадке РСК в ходе брифинга. Представитель ведомства сообщила, что в этом учебном году в Атырауской области планируют завершить школу
5 683 выпускника, из которых 155 претендуют на аттестат особого образца и 82 на «Алтын белгі». Медалисты сдают экзамен по предмету «Алгебра и начала анализа» на базе Назарбаев Интеллектуальной школы.
Также ЕНТ могут сдать студенты, условно зачисленные в вуз на академический период, в группы образовательных программ, требующих творческой подготовки, и студенты высшего учебного заведения, желающие перейти на другие специальности.
Хочется напомнить о том, что в этом году в формат проведения ЕНТ было внесено несколько изменений. В частности, они касаются количества тестовых заданий по двум предметам: «История Казахстана» и «Грамотность чтения».
Теперь в одном варианте «Истории Казахстана» будет 20 тестовых заданий (раньше было 15): 10 – с выбором одного правильного ответа, 10 вопросов на основе контекста. Кроме того, если раньше по «Грамотности чтения» абитуриенты отвечали на 20 вопросов, то теперь будет 15 тестовых заданий по трём текстам. Таким образом, по «Истории Казахстана» – 20, по «Грамотности чтения» – 15, по «Математической грамотности» – 15 и по 35 заданий по двум профильным предметам. Максимальное количество баллов – 140. Общее время тестирования составляет 4 часа (240 минут).
Есть изменения и в структуре тестовых заданий ЕНТ. Профильным ведомством было принято решение уменьшить количество вариантов ответа в заданиях. Например, в тестовых заданиях с одним правильным ответом количество вариантов уменьшено с пяти до четырех, а в заданиях с одним или несколькими правильными ответами (не более трех правильных ответов) количество вариантов стало шесть вместо восьми.
Абитуриентам, которые планируют поступать на группы образовательных программ «Подготовка учителей информатики», «Информационные технологии», «Информационная безопасность», нужно учесть, что с 2022-2023 учебного года в перечень комбинаций профильных предметов ЕНТ включена «Информатика». В связи с этим они будут сдавать ЕНТ по комбинации «Математика + Информатика».
Пороговые баллы в этом году остаются без изменений: из 140 баллов проходной – 50, в национальные вузы – 65, на педагогические и медицинские специальности – 75. Однако абитуриентам нужно взять на вооружение, что каждый университет имеет право установить свой проходной балл.
Подача заявлений осуществляется в онлайн-режиме через личный кабинет на сайте НЦТ. Национальное тестирование проводится в региональных центрах (РЦТ) в электронном формате по принципу «1 компьютер – 2 камеры – 1 тестируемый», причем поступающие могут самостоятельно выбрать день, время и место (центр тестирования). Абитуриентов ожидают тестовые задания (ТЗ) с выбором одного и нескольких правильных ответов, результат тестирования выдается сразу же, по завершении экзамена. Заявление на апелляцию по содержанию тестового задания можно подать в течение 30 минут по завершении тестирования.
Теперь об итогах года ушедшего
Согласно справке, предоставленной областным управлением образования, в учебном 2022-2023 году в Атырауской области функционируют 200 государственных общеобразовательных школ: с казахским языком обучения – 138, с русским – 4, 58 комбинированных, 11 частных и одна школа с вечерне-сменным отделением. Количество школ выросло на 4%.
В результате интенсивного роста демографических показателей в Атырау наблюдается значительный рост контингента обучающихся по всем уровням системы образования. В 2015 году в области в 192 школах обучались 109 392 ученика. В 2023 году в 200 школах обучается 143 481, количество детей выросло на 34 089, то есть рост составил 31,1%.
В области увеличилась и доля школ для детей с особыми образовательными потребностями.
В 2021-2022 учебном году в школах города обучался
1 091 особенный ребенок. 486 учащихся получают образование в инклюзивных кабинетах, 257 – на дому, в 57 школах города реализуется инклюзивное образование, доля которого составляет 91,9%.
Качество образования
В 2021-2022 учебном году составило 55,9%. А по итогам первого квартала 2022-2023 учебного года оно остановилось на цифре 57,4%. По сравнению с годовым показателем в 2021-2022 году оно выросло на 3,9%.
По итогам ЕНТ самый высокий балл по нашему региону был зафиксирован в 2018 году – 74. Что касается показателя национального теста прошлого года, то он был ниже на 16,8 балла, то есть 57,2.
Экспертное заключение по результатам ЕНТ показало, что, несмотря на небольшое количество выпускников, уровень качества образования в нашем регионе был низким. В частности, плохие показатели были у районных и сельских школ – Индерского, Исатайского и Макатского районов.
По мнению экспертов, это связано с тем, что акиматами и отделами образования на местах, особенно директорами школ, не налажена работа, направленная на повышение качества образования, недостаточный внутришкольный контроль, слабые требования к кадрам. Один из вопросов, на который стоит обратить внимание, – объективный подбор педагогических кадров со стороны ответственных специалистов учреждений образования.
Кадры
Как известно, решают все. В нашем регионе учителя, имеющие квалификационную категорию, составляют только 57%. Всего в 2022-2023 учебном году в средних образовательных учреждениях работают 12 422 педагога, в том числе 279 пенсионеров. Если разделить педкадры по квалификационным категориям нового формата, то количество педагогов-модераторов составляет 2 054, педагогов-экспертов – 2 578, педагогов-исследователей – 2 305 и педагогов-мастеров – 162. Кроме того, по спецпрограмме в школах Атырау трудоустроены девять учителей.
За последние пять лет на подготовку необходимых специалистов выделено 566 целевых грантов акима Атырауской области. В этом году 168 обладателей грантов 2017 года окончили вузы (подавляющее большинство – учителя русских классов).
В целях повышения качества образования при поддержке автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» в 2021 году реализован проект «Дорожная карта развития образования Атырауской области на 2021-2023 годы».
Причины снижения качества образования
были выявлены в результате проекта «Дорожной карты» и по исследованиям НИШ. Это низкая функциональная грамотность педагогов, а также учащихся; разница между начальной школой (1-4) и высшей (5-11); низкие показатели дисциплин по математике, геометрии, физике, химии, биологии, английскому языку на протяжении всего обучения, слабая подготовка педагогических кадров в вузе, в повышении квалификации, в организации учебного процесса, системе оценок, нехватка мест, инфраструктура школ, низкое качество дополнительного образования. Также 84% учителей не имеют навыков работы с плохо обучающимися детьми, каждый третий педагог, работая с разными классами и детьми разного возраста, не проводит интегрированные занятия, не жаждет новизны. 79% учителей нуждаются в повышении квалификации по критериальному оцениванию, 81% – в приобретении опыта по составлению заданий. Среди специалистов по «Истории Казахстана» мало учителей, имеющих категории степени магистра. Также остро стоит вопрос о совместной ответственности за качество подготовки преподавателей местных колледжей, вузов, которые готовят учителей для школ Атырауской области.
Что делать?
В 2022-2023 учебном году был разработан план мероприятий по повышению качества учебно-воспитательного процесса деятельности организаций образования, коррекции пробелов в знаниях. Так, в целях поддержки талантливых, одаренных детей, в том числе сельских, была открыта специализированная школа-лицей-интернат «Зияткер»; в 50 школах Атырауской области проведено комплексное исследование качества образования и влияющих на него факторов. В результате исследования были выявлены профессиональные трудности педагога. Разработаны методические рекомендации по улучшению школьного опыта; около пяти тысяч учителей городских и сельских школ прошли курсы повышения квалификации. Начата работа экспериментальной площадки, обеспечивающей «опеку» сильных школ над малоэффективными; запущены пилотные проекты: практическая площадка «Модель 4К: от теории к практике», «Центры компетенций», «Точки роста», «Два педагога в группе в дошкольной организации»; разработаны партнерские мероприятия с компаниями «Bilimlаnd», «STEM Akademia», по методу «LESSON STUDY» и многие другие. Один из успешных инновационных проектов – это деятельность школьной команды. Сегодня в 66 школах региона работает школьная команда из 198 педагогов.
Чем порадовал ушедший год?
В первую очередь тем, что по поручению Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева нашей области было выделено 4 тысячи (целевых) грантов для выпускников, из которых было освоено 800. Кроме того, атырауские выпускники стали обладателями 1 180 государственных грантов и 103 – местных акимов. Количество выпускников, поступивших на грант, по Атырауской области составило 2 087 (51%).
Также команда Атырауской области показала хорошие результаты на олимпиадах, в научных проектах и в других конкурсах. Так, в 2021-2022 учебном году наша область вошла в тройку лучших на республиканском этапе. По итогам республиканской олимпиады областной лицей-интернат «Білім-Инновация» занял ІІ место в рейтинге 100 лучших школ, а среди лицеев-интернатов он занял абсолютное первое место.
В области победителями международных и республиканских олимпиад стали 95 учащихся.
Рабочий класс
Всего в Атырауской области работают 24 организации технического и профессионального образования. Из них 17 государственных и семь негосударственных колледжей (два расположены в исправительно-трудовой колонии управления уголовно-исполнительной системы).
Количество студентов в организациях технического и профессионального образования растет с каждым годом: если в 2021-2022 учебных годах в колледжах и лицеях обучались 16 736 студентов, то в 2022-2023 – 18 475.
В 2022 году организации технического и профессионального образования окончили 4 226 студентов: на основе государственного заказа – 2 695 студентов, дуального обучения – 1 156.
В 2022 учебном году по государственному заказу было принято 4 033 студента, что на 733 больше, чем в предыдущем учебном году.
На сегодняшний день трудоустроены 2 758 выпускников (65,2%).
В проект «Жас маман», предусматривающий модернизацию инфраструктуры ТИПО, включены 10 колледжей области. В соответствии с требованиями проекта в колледжах начали свою деятельность центры компетенций, индустриальные советы. 80% материально-технической базы обеспечены оборудованием, отвечающим современным требованиям.
На базе колледжей созданы центры компетенций по заказным специальностям, которые готовят участников чемпионата WorldSkills.
В 12 государственных и четырёх частных колледжах введено дуальное обучение по 25 специальностям, заключено 110 договоров и соглашений с 215 предприятиями, в рамках которых выпускники проходят стажировку с возможностью дальнейшей занятости.
54,4% студентов обучаются в рамках проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». Проект расширяет возможности молодежи получить первую рабочую профессию: выпускники девятых классов теперь не сдают экзамены в колледж, а поступают по суммативной оценке аттестата.
Анжелика КИМ
(Редакция благодарит за предоставленную информацию пресс-службу облуо)