Как общественники дороги смотрели
На неделе члены городского общественного совета, депутаты, представители СМИ и чиновники, курирующие строительство дорог, побывали на объектах, где реализованы или реализуются дорожные проекты.
Дорога раздора
Первым объектом посещения стал мкр. Береке, который пожелали увидеть депутаты и общественники. В этом микрорайоне одни новостройки, и возводиться он начал сравнительно недавно, в 2018-2019 гг. В первую очередь здесь построили жилые девятиэтажные дома по государственной программе «Нұрлы жер», а ранее и «Нұрлы жол». Дома, в принципе, однотипные, стандартные, но речь не о них. А о дорогах, которые были построены и местами стали рушиться. Вереница автомашин, прибыв в мкр. Береке, остановилась рядом со средней школой №42, которую тоже сдали в эксплуатацию год назад. В этот микрорайон проходит одна из автомобильных дорог. Члены городского общественного совета, увидев покосившиеся местами бордюры и проваливающееся дорожное полотно, начали задавать вопросы заведующему сектором городского отдела строительства Куату Калимову, как заказчику проекта по строительству внутримикрорайонных дорог, с целью узнать, отчего это произошло, были ли соблюдены соответствующие нормы при дорожном строительстве.
– Эта дорога, — поясняет Куат Калимов, – была построена в тот период, когда в микрорайоне Береке были построены первые жилые многоэтажки, и люди начали заселяться в них. Это было примерно в 2019 году. Она по проекту и СНиПам рассчитана на передвижение по ней, точнее, внутри микрорайона в основном легковых автомобилей. Жители же новостроек, безусловно, хотели ездить по нормальным дорогам и ходить по тротуарам, а не по щебенке. Здесь на сегодня проживает приблизительно до 10 тысяч человек. Но позже, с течением времени, здесь начали строиться социальные объекты – школа, детские сады, а также стали возводиться новые многоэтажные дома, в том числе 9 домов по государственно-частному партнерству. Естественно, по вновь построенной дороге к строящимся объектам на грузовых самосвалах, в том числе на китайских грузовиках, в массовом порядке и регулярно доставлялись строительные материалы. По ней ездит и другая спецтехника: краны, бетономешалки, автогрейдеры и т.д. Это, конечно же, оказало нагрузку на эту и другие дороги в микрорайоне. Где-то на поворотах самосвалы и краны не помещаются и при повороте раздавливают большими колесами бордюры, а местами тротуары. А с другой стороны, как им добираться до строительных площадок? Ведь из-за этого не будут же останавливаться стройки.
Несомненно, в словах заведующего сектором городского отдела строительства есть резон. В ответ на это общественники, такие как Сакен Ускенбаев, Ерлан Кумискалиев и другие, задали встречный вопрос: «А как вообще планируется строительство такого рода объектов? Почему по проектам не предусматривается прокладка дополнительных подъездных дорог для строительной техники? Неужели это нельзя было спланировать?». На что Куат Калимов попытался пояснить, что это невозможно — вокруг строящегося микрорайона расположены производственные базы, складские помещения разных компаний. И поэтому водители большегрузов и спецтехники вынуждены были ездить по новым дорогам внутри микрорайона, из-за чего эти дороги приходят в негодность. Плюс ко всему синхронному строительству жилых домов, социальных объектов и инфраструктуры зачастую мешают различные сроки разработки, подготовки и утверждения проектно-сметной документации (ПСД) и их финансирования.
К примеру, когда возводились одни жилые дома, то ПСД других домов или социальных объектов только выходили из стадии разработки либо находились на стадии утверждения в органах государственной экспертизы. И, конечно, по логике вещей подрядные организации не будут ждать друг друга, так как от них тоже требуют своевременной постройки объектов в срок и освоения выделенных бюджетных средств.
«Мы обращались в подрядную организацию «Атырауколик» по поводу того, что от жителей микрорайона Береке поступают жалобы на порчу и качество дорожного покрытия. И попросили их о том, чтобы выявленные нарушения дорожного полотна, завалившиеся бордюры были восстановлены. В течение двух лет такого не было, то есть в период гарантийного срока. Недавно были дожди, мы зафиксировали нарушения на фото и видео, составили протокол и показали их подрядчику. Подрядчик не отказывается и готов устранить их. Дело в том, что в летний период их основной объем работ был селах Миялы, Сагиз, и их дорожная спецтехника была переброшена туда. И еще они заняты на строительстве подъездных дорог в Лесхозе. В скором времени они завершат там работы. И в течение этого года, до конца ноября обещали отремонтировать дороги в мкр. Береке», – сказал К. Калимов.
Как выяснилось, гарантийный срок по обслуживанию построенных дорог в этом микрорайоне прошел, однако компания «Атырауколик» пошла навстречу и выразила готовность залатать дороги и восстановить бордюры и тротуары за свой счет.
По результатам посещения мкр. Береке общественники выразили недовольство и пришли к выводу, что госорган несвоевременно реагирует на нужды граждан.
– Почему вы, как госорган, не принимаете своевременных мер к подрядчику и ссылаетесь во всем на технадзор? Ведь государство дает в ваше распоряжение массу средств налогоплательщиков, наделяет полномочиями контроля как заказчика проекта, несущего ответственность за качественную работу. Неужели нельзя было до этого принять мер? Ведь получив большой доход, подрядчики как говорится, легко отделываются. Мол, построили, и будет вам, — возмутился общественник Ерлан Кумискалиев. По его словам, вопросы качества строительства — довольно часто обсуждаемые вместе с депутатами. И лично он ожидал услышать ответы на свои вопросы, но, наоборот, этих вопросов у него стало еще больше. К тому же члены городского общественного совета отметили, что между госорганами осуществляется слабая координация и взаимодействие при осуществлении крупных проектов, есть какая-то несогласованность в действиях. Как говорится, каждый варится в своем котле. В скором времени вопрос по дорогам, возможно, вновь станет предметом обсуждения на одном из заседаний городского общественного совета.
Бирлик — с новыми дорогами
Далее приехали в мкр. Бирлик-2, где ведется активное строительство дорог и пешеходных дорожек. Дорожно-строительными работами в селе занимается ТОО «Амидис Групп», которое является субподрядной организацией ТОО «АИС – Атырауинжстрой». Главный специалист городского отдела ЖКХ Ержан Хайноллаев рассказал как об этом проекте, так и о других в сфере дорожного строительства, осуществляемых в городе. Полностью заасфальтировать дороги в мкр. Бирлик-2 намечается в 2023 году. Члены общественного совета поинтересовались техническими параметрами строящихся в этом микрорайоне дорог.
– Учитывая пожелания жителей, планируется до конца года покрыть 8 см нижним слоем крупнозернистого асфальта все улицы в Бирлик-2. А вот укладка 5 см верхнего слоя мелкозернистого асфальта на вновь построенных дорогах, обустройство и асфальтирование тротуаров, установка дорожных знаков запланировано завершить к концу весны следующего года. Эта дорога рассчитана на передвижение по ней как грузового, так и легкового транспорта, потому она рассчитана не только для жителей, но и для коммерческих и производственных объектов, находящихся поблизости. Так, по проекту в данном микрорайоне есть дороги шириной как 7 метров, так и 6 метров с обочинами, правда, без бордюров, но с уклоном для отвода дождевых и талых вод. Внизу под асфальтовым покрытием лежит ЩПС (щебеночно-песочный слой) толщиной 28 см и слой ПГС (песчано-гравийный слой) толщиной 15 см. Итого суммарно общая толщина дорожного «пирога» — 56 см. Тротуары имеют ширину чуть больше одного метра, – сообщил Е. Хайноллаев. Контроль над качеством строительства дорог, как он отметил, осуществляют как специалисты городского ЖКХ, являясь заказчиком работ, так и специалисты АО «Национальный центр качества дорожных активов», в том числе путем отбора керна и проверки в специализированной лаборатории. Но перед тем как разработать проектно-сметную документацию, берутся пробы почв, изучаются их свойства, ведутся геологические изыскания и по результатам исследований дается заключение. На основе этого заключения разрабатывается ПСД проекта. Лишь потом проводится тендер на отбор подрядной организации по строительству, реконструкции и ремонту той или иной дороги. Получается, помимо заказчика работ – городского отдела ЖКХ, за качество строительства и реализацию дорожных работ ответственность несут компании, осуществляющие авторский надзор и технический надзор. В данном проекте авторский надзор ведет ТОО «ТС Индустрия», а технадзор — «ЕсильСтройЭкспертиза». Гарантийный срок обслуживания вновь построенной дороги — два года с момента сдачи объекта в эксплуатацию.
Дорога, дорога…
В 2022 году в городе Атырау ведется реализация ряда крупных дорожных проектов. Так, по информации Ержана Хайноллаева, в текущем году велись дорожные работы по реконструкции проспекта Ауэзова. Этот проект стартовал в 2021 году, его общая протяженность — 2,8 км, в настоящий период выполнена реконструкция 2,7 км, осталось доделать 100 метров дорожного полотна рядом с ДК им. Курмангазы. По проспекту Азаттык планировалась реконструкция 2,5 км, выполнены работы на 700 метрах, начиная от перекрестка Азаттык – Ауэзова. По дороге «Балыкши – Зарослый», одной из самых нашумевших в социальных сетях. По плану она тоже полностью реконструируется, ее длина — 5,7 км, работы начались в августе 2021 г. По ней осталось заасфальтировать 500 метров. По дороге «Атырау – Индер» на участке 0-10 км работы начались в 2018 году, за два года до пандемии на ней успели обновить 2,6 км дороги. Затем из-за пандемии работы приостановились. В текущем году работы возобновились и будут сделаны еще 2 км от автозаправочной станции «ҚазМұнайГаз» до магазина «Игісәт» на повороте до с. Томарлы. По ул. Сырыма Датова предстоят работы на участке дороги общей длиной 4,6 км. В нынешнем году после проведенной реконструкции был открыт участок дороги протяженностью 600 метров по улице Сырыма Датова, между улицами Баймуханова — Абдрахманова. Ширина дороги там увеличена с 8 до 14 метров. До конца года на ул. Сырыма Датова планируется завершить участок дороги в 2 км из 4,69 км, а полностью реконструкция оставшихся 2,6 км завершится по планам в 2023 году. По городу Атырау дороги строятся на 76 улицах общей протяженностью 20,1 км. Из них на 22 улицах дороги уже построены.
Теперь что касается пригородных сельских округов. Например, в селах Кайыршахтинского сельского округа запланировано привести в порядок дороги на 28 улицах (6,4 км), новые дороги строятся там на 5 улицах. В Алмалинском сельском округе по проекту предстоит заасфальтировать 37 улиц (15,6 км), на сегодня на трех улицах ведутся дорожно-строительные работы. В Еркинкалинском сельском округе (села Еркинкала, Ракуша, мкр. Балауса) асфальтируются дороги на 46 улицах, общей длиной около 18 км. В селе Бирлик-2 дороги строятся на 23 улицах (общая длина — 8,5 км).
Финансирование работ ведется как из средств местного бюджета – 1,5 млрд тенге, так и из средств республиканского – 10,5 млрд тенге. Ранее сообщалось, что в Атырау и прилегающих к городу населенных пунктах начаты работы по прокладыванию дорог на 231 улице общей протяженностью 135,8 км. Подрядчиками работ выступили компании «АИС-Атырауинжстрой», «Казахдорстрой». Скорее всего, часть проектов перейдет на следующий год. Это традиционно сложившаяся практика, так как большие по сложности и объемам финансирования работы, как правило, не заканчиваются в один год, а становятся переходящими. Главное, чтобы они не затягивались потом и завершались вовремя, не вызывая излишние нарекания граждан.
Тимур КАЗИЕВ