ИГИЛ — территория рабства и смерти

Untitled 11 Религия

В феврале текущего года ИА Новости-Казахстан опубликовало сообщение об очередной попытке наших граждан выехать в Сирию для участия в вооруженном конфликте. «Группа религиозных экстремистов в количестве 11 человек задержана 19 февраля в городе Актобе. Все они планировали выехать в зону боевых действий на территории Сирийской Арабской Республики с целью участия в вооруженном конфликте» — говорится в сообщении. Для получения экспертного мнения по проблеме религиозного радикализма, а также по другим интересующим нас вопросам из сферы религии мы обратились к руководителю управления по делам религий Атырауской области Еркинбеку Керимбековичу Шохаеву.

— В 2011 году принят новый Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», который создал необходимое нормативно-правовое обеспечение противодействия религиозному экстремизму. В 2013 году внесены дополнения и изменения в Закон «О противодействии терроризму». В том же году начали создаваться Антитеррористические комиссии при акимах областей, а также городов Астана и Алматы, предназначенные для координации деятельности заинтересованных государственных органов в сфере выявления, предупреждения и пресечения террористических и экстремистских проявлений. По вашему мнению, насколько изменилась работа уполномоченных органов после принятия данных мер?
— Все мы были свидетелями жарких дебатов по поводу обновления законодательства о религиозных объединениях. И вот Закон РК №483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» был принят 11 октября 2011 года, он заменил уже не отвечающий вызовам и проблемам времени Закон РК от 15 января 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» вначале также вызывал некоторые нарекания, но, как вы сами можете наблюдать, вот уже пятый год государственные органы и религиозные объединения успешно работают в рамках нового Закона.
Вкратце можно отметить, что благодаря новому Закону определены основы системной работы государственных органов в сфере религии, конкретизирован статус религиозных объединений, осуществлена перерегистрация религиозных объединений согласно новым правилам, обозначено лигитимное поле миссионерской деятельности, установлены ограничения на распространение религиозной литературы и сформулированы основные принципы борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом.
Последнее особенно актуально, так как казахстанское общество сильно обеспокоено проблемой религиозного экстремизма и терроризма. Новый Закон, а также изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия терроризму расширил возможности предупреждения и противодействия любым проявлениям экстремистского и террористического характера. К тому же произошло ужесточение наказания за преступления, связанные с терроризмом. Например, согласно дополнениям в Закон «О противодействии терроризму» внесены изменения в Уголовный кодекс, где для лиц, совершивших террористические преступления, предусмотрена уголовная ответственность, начиная с 14 лет, и введен пункт, запрещающий освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности.
За последние три года на основе принятых законодательных норм в нашей стране запрещена деятельность «Таблиги Джамаат», «Ат-такфир уаль-хиджра», «Исламское государство» (ИГИЛ), а также привлечены к ответственности лица, совершившие преступления, связанные с религиозным экстремизмом и терроризмом.
Несколько лет назад произошли трагические события, связанные с актами терроризма религиозных радикалов, такие как случаи в Шубаршы, Актобе, Атырау и Таразе. Все эти события стали следствием той пропаганды, которую неустанно ведут международные террористические организации. Создание Антитеррористических комиссий можно считать одним из способов оперативного реагирования государства в свете происходящих событий. Комиссии, как консультативно-совещательный орган, осуществляют координацию деятельности государственных органов по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий терроризма. Таким образом, комиссия при акиме Атырауской области реализует решения Антитеррористического центра РК в пределах нашей области. Положительный эффект от создания комиссии безусловно есть, так как ее работа позволяет нам централизованно, более мобильно и успешно осуществлять свою деятельность в регионе.
Но самым важным проектом, я считаю, стало открытие при управлении по делам религий коммунального государственного учреждения «Информационно-аналитический центр». Центр открыт в 2013 году по поручению акима Атырауской области Б.С. Измухамбетова на основании предложения комитета по делам религий МКС РК. Работа Центра позволила нам улучшить мониторинг религиозной ситуации в области, механизмы взаимодействия с религиозными объединениями и усовершенствовать методы работы в сфере профилактики и противодействия экстремизму и терроризму.
Управление ведет на основе государственного социального заказа плодотворное сотрудничество с неправительственными организациями. Например, ведется совместная работа с общественным фондом «Центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Шапагат», который осуществляет информационно-разъяснительную, профилактическую, реабилитационную, научную, издательскую и иную деятельность.
В КГУ «Информационно-аналитический центр» и ОФ «Центр помощи пострадавшим от деструктивных течений «Шапагат» работают квалифицированные специалисты — теологи, психологи, социологи, юристы и др. Обратившись туда за помощью или позвонив по номерам: 46-74-43 и 75-56-60, любой желающий может получить необходимую теологическую, психологическую и правовую помощь.

религиозный радикал — зомбированный человек

— Насколько мы знаем, последние случаи попыток отъезда для участия в вооруженных конфликтах в Сирии зафиксированы в западных регионах Казахстана. Летом 2015 года в городе Атырау пресечена попытка выезда в Сирию 3 наших граждан, в феврале текущего года в Актобе зафиксирована очередная попытка 11 человек. Почему, несмотря на систематическое информирование об антигуманной и криминальной сущности ИГИЛ, до сих пор не прекращаются попытки туда попасть?
— Вы правы, несмотря на системную работу государства, наблюдаются попытки некоторых радикально настроенных граждан попасть в ряды ИГИЛ.
Здесь нужно отметить несколько моментов. Первое — постоянные профилактические работы с верующими, которые ведут государственные органы и неправительственные организации, дают свои плоды. Большинство населения осознало, что скрывается под призывами международных террористических организаций. Второй момент — попытки уехать предпринимают самые радикальные. В связи с длительной и основательной обработкой радикальными идеями, в их сознании как бы «тлела» идея участия в Сирийской войне на стороне ИГИЛ. Наши теологи работают с радикальными последователями деструктивных течений, но у них существует «инструктаж» от их лидеров — кого слушать, а кого нет. По сути ведь религиозный радикал является зомбированным человеком, который не воспринимает ни теологические, ни научные аргументированные доводы. Третье — интернет-агитаторы террористических идей не собираются прекращать информационную войну, продолжают и совершенствуют свою пропаганду. Например, информационно-технические приспособления, такие как бесплатный мессенджер WhatsApp и др., позволяют пересылать в закрытых группах информацию, где происходит обработка верующих.
Граждане, которые предпринимают попытки отъезда для участия в вооруженных конфликтах, не осознают всю трагичность последствий такого шага. Приведу в пример случаи, когда из Южно-Казахстанской и Атырауской областей уехали в Сирию некоторые семьи. Спустя время отцы семейств, ставшие боевиками ИГИЛ, были убиты, а их жены и дети остались на произвол судьбы. Никому не нужные, без чьей-либо защиты и помощи, семьи убитых боевиков теперь хотят, но не могут вернуться назад. И неизвестно, какая судьба их ждет.
В истории много примеров того, когда в борьбе за власть искажались гуманистические и миролюбивые принципы религии. Результаты таких «экспериментов» трагичны, так как радикализация сознания, а также догматизация и абсолютизация своих взглядов всегда приводили к кровопролитию. Иногда звучат мнения о том, что радикальные взгляды заблудшего человека невозможно исправить, но мы никогда не должны оставлять попытки донести до их сознания простые истины о том, что радикальные взгляды губительны для него самого, они разрушают его семью и несут угрозу национальной безопасности. В этом плане необходимо постоянное совершенствование механизмов профилактики экстремизма и терроризма, методов реабилитации и дерадикализации взглядов последователей деструктивных течений, а также усиленная пропаганда общечеловеческих и национальных ценностей.
В Атырауской области проводится множество мероприятий подобного характера. Например, в 2015 году прошла международная конференция «Исламская культура: угрозы современности и пути противодействия», приуроченная к 550-летию Казахского ханства с участием зарубежных и отечественных религиоведов, теологов и других специалистов сферы религии. Организовано проведение регионального айтыса, республиканского конкурса социальных видеороликов, а также совместно с молодежными организациями был организован летний лагерь «С?лем IHWAN» для верующей молодежи.
Особо хотелось бы отметить проекты, которые были реализованы через такие жанры искусства, как театр и кинематограф. В 2013 году по заказу акимата Атырауской области в Казахском областном драматическом театре имени Махамбета поставлен спектакль «Ха? жолы» («Дорога истины»). Автором идеи и инициатором проекта выступил заместитель акима Атырауской области Ш. Мукан, а творческий коллектив театра прекрасно воплотил ее в жизнь. Также впервые в Казахстане мы реализовали новый проект — сняли 5-серийный сериал «?мірзая», освещающий тему заблудших молодых людей, которых радикальные религиозные взгляды завели в жизненный тупик.

женщины — это игрушки в руках террористов

— В последние годы мир сотрясает «джихадистский брак» или «секс-джихад», который направлен на вербовку женщин для оказания интим-услуг джихадистам. В чем причина появления и распространения такого шокирующего явления?
— Во-первых, у тех, кто воюет в рядах ИГИЛ, нет никакой морали. О какой морали может идти речь, когда они отрезают людям головы, еще и снимая это на видео? Или когда один из боевиков обучает своего малолетнего ребенка играть в футбол, пиная отрубленную голову сирийского солдата? Ничего человеческого в них не осталось, только животные инстинкты. Разве после этого можно удивляться тому, что возник так называемый «брачный джихад»?
Во-вторых, Конвенцию против рабства 1926 года подписали практически все мусульманские страны мира, ИГИЛ же заставил жить людей по средневековым законам. Все, кто встречается у них на пути, или убиты, или становятся рабами. Призывами к «брачному джихаду», а также лживыми разговорами о счастливой и правильной жизни они заманивают женщин, чтобы в дальнейшем использовать их в качестве личных рабынь или товара для продажи.
В-третьих, джихадисты разработали технологию обработки и заманивания в основном незамужних и овдовевших женщин, а также несовершеннолетних девушек. Их легче всего заманить, так как кто-то из них не обрел женского счастья, кто-то потерял опору в жизни, а кто-то, в силу возраста и неустоявшихся взглядов, подвержен быстрому влиянию.
Мы также не должны забывать, что женщин используют для подготовки «женщин-смертниц». Террористами разработана целая методика обработки девушек и женщин. Ярким и в то же время шокирующим примером служит случай, связанный с терактом в московском театре на Дубровке, также упоминаемый как «Норд-Ост». После терактов выяснилось, что все женщины-смертницы были на первых месяцах беременности. Террористы знали, что обработка женщин во время физиологических изменений, сопровождающих беременность, очень эффективна, так как в это время они легко поддаются глубокому психологическому внушению. Как видите, террористы не гнушаются никакими методами. Таким образом, в качестве «женщины-смертницы» или как жертвы «брачного джихада» девушки и женщины становятся игрушками в руках террористов.
Ни одна девушка или женщина, особенно та, которая входит в целевую аудиторию джихадистов, не может быть уверена, что не попадется на удочку интернет-агитаторов. Нужно быть осторожными, посещая интернет-сайты религиозного содержания и получая сообщения с радикальными призывами. Призываю всегда быть бдительными, так как ИГИЛ, являясь территорией рабства и смерти, умело расставляет свои сети.

родители — первый заслон терроризму

— Общеизвестно, что пропаганда религиозного экстремизма и терроризма, в том числе призыв к выезду в Сирию, ведется в основном через Интернет. Какие меры нам необходимо принимать, чтобы противодействовать этому? Что следует предпринять для того, чтобы население не попадало под влияние интернет-агитаторов?
— Население должно осознавать, что необходимо читать, смотреть и слушать ту разъяснительную информацию, которую государственные органы пытаются до вас донести. В первую очередь это касается родителей. Элементарная религиозная неграмотность самих родителей порой является причиной того, что дети становятся приверженцами радикальных течений.
По всему Казахстану через печатные издания, телевидение, специально открытые сайты постоянно ведется борьба с пропагандой религиозного экстремизма и терроризма. В Атырауской области также на радио и телевидении выходят духовно-познавательные программы. Например, с 2013 года один раз в неделю был организован выпуск в прямом эфире программы «Иман н?ры» на канале «Казахстан-Атырау» и программы «Ж?мада?ы тілдесу» на местном радио. Выпускается газета «Руханият ?лемі» на религиозную тематику, в каждой районной газете есть специальные рубрики, активно работают интернет-сайты www.maturidi.kz, www.centre-ato.kz, www.shapagat-atyrau.kz, www.islam-atyrau.kz. Мы ежегодно выпускаем социальные видеоролики, посвященные как профилактике и противодействию экстремизму и терроризму, так и пропаганде национальных и традиционных семейных ценностей. Наши ролики транслируются и тиражируются не только на областном, но и на республиканском уровне.
Я не случайно затронул тему родителей. Родители сами должны позаботиться о том, чтобы их дети не попали в сети деструктивных течений, именно они — первые агенты помощи своим детям. Ближе их никого нет. Именно родители изначально имеют высокие шансы сформировать у своих детей иммунитет к деструктивным влияниям. Интересуясь и консультируясь у специалистов, покажите детям художественные фильмы, документальные сюжеты и ролики, предупреждающие об опасности террористических организаций. Установите негласный контроль над тем, что смотрят и слушают ваши дети в Интернете, но конечно без излишнего фанатизма. Например, компания «Казахтелеком» предлагает услугу безопасного Интернета «Родительский контроль», где вы можете ограничить доступ к подозрительным ресурсам.
Не хочу никого пугать, но я считаю, что без родительского интереса к жизни детей и должного общения с ними их легко потерять. Ребенок всегда может найти группу, к которой можно примкнуть и где его выслушают, поговорят. И нет никаких гарантий, что эта группа не окажется деструктивной.

три категории салафитов

— Общественность особо беспокоит проблема так называемых салафитов. Насколько велика вероятность исправить, направить на путь истины сторонника таких радикальных взглядов?
— Молодежь, которая подверглась влиянию салафизма, условно можно разделить на три категории.
Первая категория — глубоко вовлеченные лица, которые на теоретическом уровне прониклись идеями деструктивного течения и фанатично их проповедуют. Такие люди обычно становятся лидерами больших и малых групп, вокруг них обычно группируются представители второй и третьей категорий. Вторая категория — лица, которые также искренне верят в свое учение, хотя не имеют основательных религиозных знаний и теоретической подготовки. Третья категория — это лица, которые только-только становятся последователями салафизма.
Работа с каждой из категорий имеет свою специфику. Работа с лицами третьей категории не составляет особой трудности. После двух, трех разъяснительных бесед их можно повернуть в правильное направление. Проблема лиц второй категории в том, что они прошли критическую точку радикализации и не признают никакие наставления, кроме фетв своих лидеров. Большинство последователей деструктивных течений обычно относятся к этой категории лиц. С такими людьми нужно проводить разъяснительные работы с привлечением опытных теологов. А что касается лиц первой категории, то с ними особенно сложно работать, поэтому требуется комплексный и системный подход.
Наши теологи, специалисты постоянно ведут точечные и адресные работы, поэтому мы можем выделить несколько ключевых проблем, возникающих в процессе реабилитации радикализированных граждан.
Во-первых, вовлеченные в деструктивные течения считают себя «истинно верующими», а остальных, соответственно, неверными и отступниками. Их обучили фанатично верить в то, что только их дорога ведет к вечному спасению. Поэтому нашу помощь они воспринимают как «искушение дьявола», попытку ввести их в заблуждение. Во-вторых, лидеры деструктивных течений запрещают своим последователям прислушиваться к мнению посторонних людей, особенно к представителям официального духовенства. Это говорит о том, что псевдорелигиозные лидеры стремятся максимально оградить своих адептов, боясь, что разговоры со священнослужителями, теологами или другими специалистами могут породить сомнения. Если бы последователи деструктивных течений без внедренного в их головы антогонизма прослушали проповеди священнослужителей, их легче было бы вернуть в социальную среду, как это происходит сейчас с некоторыми приверженцами салафизма.
В-третьих, есть среди салафитов молодые люди, которые воспринимают отход от группы как некое предательство. Соглашаясь с аргументами религиоведов и теологов, молодой человек начинает утверждать, что среди салафитов остаются его друзья, и если он уйдет из группы, то будет задета его мужская честь и достоинство. Только лишь вчера вместе со своими единомышленниками рьяно защищавший салафизм, как он может «перейти на вражескую сторону»? Такая себе «пацанская» психология.
Четвертый момент заключается в том, что деятельности деструктивных течений оказывается финансовая помощь зарубежными «наставниками», а также поддержка от состоятельных и влиятельных покровителей внутри страны.
С первыми тремя причинами священнослужители, теологи и религиоведы еще могут бороться. Четвертая причина — поле деятельности правоохранительных органов и органов национальной безопасности.
— Какой бы вы дали совет, если на минуту представить, что такой человек стоит перед вами?
— Задал бы ему следующие вопросы-индикаторы и, в зависимости от его ответов, сформулировал бы свои советы.
Истинная религия обязывает почитать и обеспечивать родителей. Добросовестно ли ты выполняешь это требование?
Истинная религия всегда способствует укреплению родственных отношений. Какие отношения сложились у тебя с близкими родственниками?
Истинная религия учит любить свою родину. Какой вклад ты внес или хочешь внести для укрепления и процветания своей родины?
Истинная религия призывает трудиться на благо своего народа. Что ты предпринял для этого?
Если ответы на эти вопросы будут носить отрицательный или негативный характер, то я посоветую задуматься и пересмотреть свои взгляды. Иначе это дорога в пропасть.

Надежда Купчина

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна