ЧЕМУ УЧИТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ?
Уроки религиоведения, призванные просвещать молодое поколение в этом тонком вопросе, преподаются в школах страны уже третий год. Однако споры, насколько необходим школьникам этот предмет и есть ли от него польза, не прекращаются до сих пор.
Изучить проблему корреспонденты «Прикаспийской коммуны» решили, обратившись к самим пользователям предмета, школьникам. Что им дает предмет религиоведения?
Ученики 11 «б» класса средней школы №20 им. А.С. Пушкина удивились этому вопросу, ответив, что уроки о религии у них были в 9 классе.
— Этот предмет нам в школе больше не нужен, — в голос утверждают 11-классники. — Если мы захотим что-то узнать об исламе, христианстве или какой другой конфессии, сделаем это самостоятельно.
Это значит, молодежи за знаниями идет во Всемирную сеть. А там уже давно «поселились» и ждут потенциального пополнения представители других сетей — псевдорелигиозных. Интернет в наше время — ненадежный, порой опасный советчик в таких вопросах.
Но, как оказалось, не только школьники, но и сами учителя прибегают к помощи глобальной Сети.
Одна из главных проблем, которая возникла при введении нового курса, — это отсутствие кадров. Квалифицированных религиоведов в Казахстане можно пересчитать по пальцам. В школах эту дисциплину преподают прошедшие дополнительную подготовку обычные историки. Дополнительная подготовка, по словам учителя истории школы №20 Гаянэ Горбач, длилась три дня.
— Эти курсы за три дня сделали меня «теологом». Но ведь теолог и историк — абсолютно разные специальности, нельзя за три дня охватить все, — говорит Гаянэ Горбач.
Учителям из-за недостатка знаний в области теологии приходится также обращаться к посторонним источникам, опять-таки, самостоятельно отбирая информацию. В нашем городе были случаи, когда учителя преподносили ученикам каноны нетрадиционного ислама.
В ходе 45-минутный беседы с учениками 11 класса стало понятно, что головы школьников уже основательно забиты околорелигиозными «слухами» и «сказками». Например, один из них утверждает, что «выйти из ислама» нереально. Якобы, по словам школьника, имамы избивают «перебежчиков», силой заставляя остаться. На вопрос, кто ему такое сказал, ученик ответил: «Слышал, друзья говорили, в Интернете прочитал»… Причем, переубедить молодого человека, объяснить, что он заблуждается, весьма непросто. Кажется, он все равно остался при своем мнении.
— Я считаю, что этот предмет надо вводить постепенно, начиная не с девятого, а с пятого класса. В девятом классе уже тяжело что-то внушить подросткам, у них практически сформировался круг общения, интересы. И менять мнение из-за нескольких уроков они вряд ли станут. Порой они задают вопросы, на которые мы не знаем ответа. В следующий раз они уже не будут нас спрашивать, — говорит учитель истории.
Сами школьники соглашаются с учителем. И тут же предлагают свой вариант.
— Чтобы не забивать голову ученикам, надо дать ему право выбрать одну интересующую его религию и изучать ее. А не все подряд, — высказались они.
Но опять-таки — все упирается в специалистов. Где их брать? Вот и главный специалист Центра помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Шапагат», теолог Ашабай Медетов, который не понаслышке знает о последствиях «самоучения», считает, что предмет религиоведения должны вести квалифицированные специалисты.
— Сейчас, конечно, уровень преподавания невысокий, но со временем надо будет приглашать теологов. Но нельзя сразу говорить, что это неэффективно или неправильно. Так хоть сами учителя будут развиваться. Но преподавать, разумеется, должны теологи.
Пока все споры и дискуссии ни к чему не привели. Религиоведение проходит в школах раз в неделю как факультативное занятие — или «нулевым» или седьмым уроком. Учебники, по которым занятия проходят второй год, как говорят учителя, — хорошие, но изложены слишком «сухим» языком. Педагогам приходится самим «разбавлять» информацию интересными фактами. А ученики уверены — они сами все знают, и никто не сможет их заманить «в сети»…
Найля ОСМАНОВА