ТЕХОСМОТР — В ЧАСТНЫХ РУКАХ
С первого января текущего года в нашей стране вступили в действие изменения в законодательстве, касающиеся передачи полномочий по проведению техосмотра от МВД РК к частным автоцентрам и станциям техобслуживания. В Атырау пока два таких заведения, но они еще не готовы к тому, чтобы начать работать. Дело заключается в том, что частные предприниматели не могут четко сориентироваться в ситуации.
Предпосылкой к выходу законодательства в свет явилось желание властей снизить процент коррупции в органах правопорядка, освободить ведомства от несвойственных им функций, а также образовать конкурентоспособную среду среди бизнесменов. Согласно новому законодательству, диагностика автомобилей будет проводиться только теми предпринимателями, которые имеют стационарные пункты и передвижные технические лаборатории. Это обязательные элементы. Первые обеспечивают автоматическую фиксацию, учет и хранение результатов проверки. Вторые станут выезжать в районы. Они должны охватить сельскую местность, где, ввиду малого количества зарегистрированных транспортных средств, организация стационарных точек нерентабельна. График выезда согласовывается с уполномоченным органом. Если касаться перечня необходимого диагностического оборудования, то бизнесмены обязаны будут иметь в наличии роликовый тормозной стенд, стенд проверки подвески, люфт-детектор, прибор проверки света фар и газоанализатор. Суть оформления СТО под диагностику заключается в том, что сначала предприниматели должны подать заявление в ЦОН. Допуск будет осуществлять межрегиональная инспекция транспортного контроля по Атырауской и Мангистауской областям. На базе этого учреждения уже создан реестр центров технического осмотра. Хотя, напомним, что по Атырау их только два. Данные реестра будут передаваться в министерство транспорта и коммуникаций.
Между тем, как выяснилось, диагностическое оборудование обходится бизнесменам в копеечку. Как прокомментировал один из владельцев атырауских СТО, затраты могут составить порядка двухсот-трехсот тысяч евро. Помимо этого, придется переквалифицировать работников станции или нанимать знающих людей. Некоторые местные предприниматели пока с недоверием относятся к такой затее, поскольку не знают, где можно найти специалистов, способных обучить персонал этим навыкам. Кроме того, по новым правилам хозяин СТО должен либо расширять ангар, оборудуя специализированную под диагностику эстакаду. Либо строить отдельный диагностический бокс. При этом большинству владельцев не по нраву то, что в переоборудованном под техосмотр помещении уже нельзя будет заниматься техобслуживанием. Нужно выбрать что-то одно.
Есть и другие тормозящие факторы.
— Необходимое оборудование мы уже приобрели, — прокомментировал нашей газете директор атырауского филиала Союза водителей РК Марат Кармышев. — Проблема с документацией — мы пока не можем приступить по причине ряда несогласованных с экологами и другими специалистами некоторых госучреждений документов. Плюс несколько пугают затраты на организацию передвижных техлабораторий и затраты на обустройство бокса под диагностику. В некоторых случаях ничего не остается, как подыскивать какой-либо ангар, расположенный аж на другом конце города.
С точки зрения хозяев автоцентров, которые настроены и на техосмотр, и на диагностику, такой разброс неудобен. С другой стороны, дорого стоит или архитектурно невозможно возводить помещение и на территории существующего СТО. Поэтому проект реализуется медленными темпами.
В техцентре «Атырау Лада» нам также сообщили, что пока еще только подготавливаются к тому, чтобы начать заниматься этим бизнесом. «Возможно, после пятнадцатого января», — ответствовали нам по телефону.
ВОДИТЕЛЬСКИЕ НАСТРОЕНИЯ
В свою очередь, автолюбители считают, что с передачей ТО в частные руки изменится лишь то, что хозяева автотранспорта будут платить больше денег, чем при порядке, существовавшем ранее.
— Здесь палка о двух концах, как говорится, — высказал свое мнение Марат Кармышев. — С одной стороны, безопасность, меньше ДТП из-за неисправности авто, с другой стороны, недовольство автолюбителей, которые считают, что придется платить дороже.
Следует отметить, что заведения пока еще не определились с ценой. В комментариях, которые нам дали, условная сумма колеблется от 4 до 5 тысяч тенге. Как будет на самом деле, непонятно. Тем более идут разговоры о том, что здесь ценовая политика контролироваться государственными органами не будет. По мнению некоторых атырауских водителей, начнется лоббирование собственных интересов. Они считают, что в целях повышения прибыли, диагностический персонал наверняка станет накручивать наличие дефектов в машине и, естественно, предлагать услуги уже по техобслуживанию в соседнем ангаре, принадлежащем этому же СТО. Кто может дать гарантии, что такого не будет твориться во многих центрах? Конкуренция — хорошо, но не приведет ли это к монополии, когда один техцентр подомнет под себя остальные и пока им не займется антимонопольный комитет, успеет сорвать достаточно большой куш?
Как бы там ни было, подробную информацию, касающуюся техосмотра, можно найти на официальном сайте Комитета транспортного контроля министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан по адресной ссылке http://www.transportcontrol.gov.kz
Здесь подробно изложены все пункты и, кроме того, указан телефон, по которому можно обратиться за разъяснениями.
Евгений САМАРИН