Право

КАК БОРОТЬСЯ С КОРРУПЦИЕЙ

Финансовая полиция привлекает население к разработке законопроекта против коррупции. В Казахстане разрабатывается законопроект, направленный на совершенствование системы предупреждения, профилактики, пресечения и наказания за коррупционные правонарушения. Любой желающий может внести свое предложение. Об этом заместитель начальника регионального финпола Зангар Занканов сообщил журналистам на брифинге в пресс-клубе «Жайык-Акпарат».

Народ подскажет

Агентство финансовой полиции для исполнения поручения Главы государства разрабатывает законопроект, направленный на совершенствование системы предупреждения, профилактики, пресечения и наказания за коррупционные правонарушения. Ведомство намерено привлечь к его разработке общественные организации и казахстанцев с помощью сбора их предложений.

— Для этого на официальном сайте Агентства финансовой полиции www.finpol.kz со 2 апреля по 10 апреля будет функционировать раздел «Народное нормотворчество». Каждый желающий сможет оставить сообщение с указанием своих предложений для включения в законопроект, — довел до сведения Зангар Занканов. — Каждое предложение будет рассмотрено, наиболее актуальные из них после обсуждения рабочей группой будут включены в проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по совершенствованию системы предупреждения, профилактики, пресечения и наказания за коррупционные правонарушения с усилением уголовной ответственности за их совершение». Так что представители финансовой полиции попросили не оставаться в стороне, внести свой вклад в борьбу с коррупцией.

 

Лжепредприятия оставить без работы

Представитель финпола остановился на проблемах, связанных с противодействием коррупции в стране. Одной из наиболее подверженных коррупции традиционно является сфера госзакупок.

— Многочисленные меры, направленные на урегулирование процедур закупок, не решают вопрос снижения коррупционных рисков до минимума, — отметил он.

— Как показывает оперативно-следственная практика органов финансовой полиции, преступный умысел на хищение бюджетных денег начинается с момента формирования государственных расходов. Именно на этом этапе в бюджет закладываются суммы будущих взяток. Преступная связка «организатор государственных закупок — аффилированный поставщик» продолжает сотрудничество при формировании конкурсной документации, проведении закупок, реализации договора. Необходимость обналичивания денежных средств для оплаты взяток дает работу многочисленным лжепредприятиям.

Финансовая полиция предлагает предусмотреть в законопроекте ряд мер. Остановимся на некоторых.

По мнению сотрудников финпола, надо предусмотреть административную ответственность за необоснованное планирование или завышение государственных расходов (с отнесением их к категории коррупционных правонарушений). Причем, ответственность должна распространяться не только на должностных лиц государственных органов-заказчиков, но и на соответствующие государственные органы, согласовавшие бюджет (МФ, МЭБП).

Наделить Счетный комитет и региональные ревизионные комиссии полномочиями по контролю за формированием бюджета (по опыту Российской Федерации, Турции, Великобритании).

Внедрить «Единую информационную базу цен на товары и услуги» — единый перечень товаров и услуг с указанием цены за единицу, применение которого должно быть обязательным при формировании годовых планов закупок, а также норм, нормативов на услуги и работы по государственным закупкам на базе веб-портала государственных закупок с учетом показателей государственной статистики.

Распространить действие Закона «О государственных закупках» на национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные управляющие компании, национальные компании.

Касательно процедур проведения государственных закупок предлагается полностью изменить их организацию, исходя из лучшей мировой практики Южной Кореи, США, Канады.

Предлагается централизовать все закупки путем создания единого оператора государственных закупок. Сформировать реестр лиц, аффилированных с должностными лицами единого оператора.

Следует внедрить систему ранжирования потенциальных поставщиков единым оператором с присвоением соответствующей категории квалификации, зависящей от опыта работы, внедренных систем контроля качества и лицензий, наличия и квалификации сотрудников, наличия и оснащенности материально-технической базы, других критериев. Это облегчит поставщикам участие в государственных закупках, поскольку не будет необходимости подтверждать квалификацию на каждом конкурсе, а также исключит отклонение добросовестных поставщиков по надуманным основаниям.

Надо лишить заказчиков права устанавливать квалификационные требования к потенциальным поставщикам в конкурсной документации, как коррупциогенного фактора, используемого для отклонения неугодных поставщиков. Оставить лишь право подготовки технической спецификации закупаемых товаров, работ, услуг.

После определения категории сложности закупок единый оператор через портал goszakup.gov.kz в автоматическом режиме должен рассылать приглашения всем потенциальным поставщикам, обладающим соответствующей категорией квалификации.

Участие в государственных закупках должно сводиться лишь к подаче ценового предложения на портал потенциальными поставщиками, наименьшая из которых должна определяться в автоматическом режиме.

Для защиты интересов субъектов малого и среднего бизнеса надо наделить их правом объединения в консорциумы, посредством которого потенциальные поставщики смогут повышать совместную категорию квалификации для участия в более сложных или крупных закупках.

Такие документы, как договор государственных закупок, договор субподряда, соглашение о консорциуме, будут заключаться в бездокументарной электронной форме на портале единого оператора. По завершении реализации договора распределение денежных потоков будет сверяться с отчетом, представляемым поставщиком.

Нужно обязать участников государственных закупок представлять информацию о конечных бенефициарах. Формирование подобного реестра позволит веб-порталу единого оператора автоматически исключать участие поставщиков, аффилированных между собой, а также с лицами, аффилированными с должностными лицами единого оператора. Помимо этого, выявятся потоки бюджетных средств, уходящих в оффшорные зоны.

 

Подготовила

Светлана НОВАК

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button