Право

Икорные миллиарды безнаказанно уплывают за границу, а правоохранительные и уполномоченные органы этого «не замечают»

В четверг в Атырау на расширенном совещании правоохранительных и уполномоченных органов под председательством Генерального прокурора РК Кайрата Мами разговор шел о сохранении и воспроизводстве осетровых пород рыб в Урало-Каспийском бассейне.

Это совещание на нашей земле было проведено по инициативе акима области Бергея Рыскалиева, неоднократно на самом высоком уровне поднимавшего эту проблему. Особенно выпукло прозвучала она в ходе последнего визита в область Премьер-министра РК Карима Масимова, в ходе которого шла речь о необходимости введения госмонополии на вылов осетровых, проблеме обмеления Урала, дноуглубительных работах, без которых невозможно сохранение естественных нерестилищ, создании новых рабочих мест в рыбной отрасли и многом другом.

В работе совещания приняли участие аким Атырауской области Бергей Рыскалиев, депутаты мажилиса парламента РК Сарсенбай Енсегенов, Узаккали Елеубаев, Ирак Елекеев, министр сельского хозяйства РК Акылбек Куришбаев, представители всех правоохранительных структур региона, природопользователи.

Открыл совещание аким области Бергей Рыскалиев.

-Проведение столь масштабного мероприятия на атырауской земле делает нам честь, и мы выражаем огромную благодарность руководству Генеральной прокуратуры за поддержку наших инициатив, — сказал аким области, приветствуя участников расширенного совещания. – В ходе рабочего визита Премьер-министра в нашу область были озвучены самые злободневные вопросы, касающиеся охраны окружающей среды, сохранности рыбных запасов. Карим Масимов поставил перед нами конкретные задачи в данном направлении. И сегодняшнее заседание можно считать одной из кардинальных мер, направленных на решение этих вопросов. Наш регион является богатым не только на нефтегазовые ресурсы, но и на запасы рыб ценных пород. Однако, из-за отсутствия должного внимания и контроля, сегодня рыбный фонд значительно сократился. А ведь рыболовство было одним их древних промыслов наших предков. Поэтому мы должны улучшить состояние этой отрасли. В этой связи мы надеемся на сегодняшнее заседание, по итогам которого будут приняты четкие и кардинальные меры.

Предваряя работу совещания, Генеральный прокурор РК Кайрат Мами заявил, что вопрос противодействия браконьерству и сохранению биологического разнообразия в Урало-Каспийском бассейне сегодня приобрёл крайнюю актуальность.

Опыт многолетней борьбы с браконьерством на Каспии должен был стать примером успешной координации и взаимодействия правоохранительных и иных заинтересованных структур. Однако результаты говорят об обратном.

Запасы осетровых в Казахстане, начиная с 70-х годов прошлого века, сократились в десятки раз. Ловля и переработка осетровых стали в регионе одной из самых криминальных сфер деятельности теневого бизнеса. Хотя в 2009 году на заседании Координационного совета был намечен широкий спектр мер по устранению нарушений в рыбной ловле, контрольные прокурорские проверки показали, что из намеченного выполнена самая малость. А сохранение рыбных запасов страны – это вопрос первостепенной государственной важности.

Ещё одним подтверждением важности проблемы стало участие в совещании заместителя Премьер-министра — министра торговли и новых технологий Асета Исекешева, с которым была налажена онлайн-связь, и он мог не только слышать весь разговор в Атырау, но принять в нём непосредственное участие.

Асет Исекешев сообщил, что в Астане вместе с ним за совещанием следят вице-министры ряда министерств, руководители других государственных органов.

-Президент дал ряд поручений по наведению порядка в рыбной отрасли. Поэтому вопросы, которые сегодня обсуждаются в Атырау по состоянию дел в рыбной отрасли, находятся на контроле правительства. На сегодняшнем совещании будет очерчен круг проблем, которые необходимо решать в первостепенном порядке. Будут намечены и пути их решения. Поэтому правительство рассмотрит и примет меры по всем этим проблемам, — сообщил Асет Исекешев.

Затем слово вновь взял Генеральный прокурор.

-Разговор должен идти предметный. Ловля и переработка осетровых и изготовление чёрной икры стали крайне криминальной сферой деятельности. Наблюдается настоящий саботаж региональных правоохранительных органов тех решений, что принимает государство, — дал свою оценку ситуации Кайрат Мами.

-Значит, правоохранительные органы тоже причастны к теневому бизнесу. Потворствуют организованным преступным группировкам, действующим в этой отрасли экономики. Примером может служить Мангистауская область, где силовые структуры развернули целую борьбу за задержанного браконьера. А в результате, воспользовавшись этой сварой, он сбежал. Другой пример бездействия – за шесть месяцев текущего года в суд в Мангистауской области не направлено ни одного уголовного дела, связанного с браконьерством, — сказал Кайрат Мами.

Генеральный прокурор проанализировал ситуацию с международным браконьерством, когда на Каспийском море при потворстве наших правоохранительных органов и Пограничной службы РК или благодаря их бездействию орудуют десятки бригад из России и Азербайджана, незаконно вылавливая ценную рыбу в наших территориальных водах. Вся рыба и чёрная икра, разумеется, вывозятся за пределы нашей страны.

-Исполнительные органы взвалили всю работу по сохранению и воспроизводству рыбных запасов на правоохранительные органы и успокоились. В итоге сегодня мы наблюдаем признаки локальной экологической катастрофы. Глава государства поручил нам навести порядок в этой отрасли экономики, не допустить исчезновения реликтовых рыб. И мы обязаны это сделать, скоординировав работу всех структур, — резюмировал Генеральный прокурор.

Слово для более обстоятельного доклада о ситуации в рыбной отрасли было предоставлено заместителю Генерального прокурора РК Асхату Даулбаеву.

Доклад он начал с очень печального сравнения. Если в 1975 году в Урало-Каспийском бассейне выловили более 8 тысяч тонн красной рыбы, то в 2009 году – всего 50 тонн, иными словами в 162 раза меньше.

Промышленный запас белуги в 2005 году составлял 326 тонн, тогда как в 2009 году — 170 тонн, что говорит об уменьшении численности в 2 раза только за последние 5 лет.

Главной причиной, безусловно, является браконьерство.

-Согласно официальной статистике за последние три года (2007 — 2009 годы) за пределы Казахстана вывезено 40 тонн рыбы осетровых пород и 4 тонны черной икры. Однако по имеющимся данным ежегодный объем вывоза осетрины составляет 500-600 тонн, а икры — до 10 тонн. То есть за три года реально из страны вывезено осетровых в 37 с половиной раз, а черной икры – в 7 с половиной раз больше, чем отражено в официальной статистике. В денежном выражении казахстанский теневой оборот осетрины и черной икры оценивается в сумму более трех миллиардов тенге ежегодно, — проинформировал Асхат Даулбаев.

Разумеется, браконьерство отражается и на статистике занятости прибрежных поселков. В этом плане доклад изобиловал множеством примеров.

-В поселке Жанбай Исатайского района 813 человек, или более половины работоспособного населения, нигде не работают. При этом за помощью от государства в поиске работы и получении пособия обратились лишь 115 человек, или 14 процентов. Аналогичная ситуация и в поселке Забурунье этого же района. Здесь из 204 официально нигде не работающих сельчан работу ищут только пятеро, или 2 с половиной процента, — сообщил докладчик.

Не секрет, что казахстанская часть Каспия стала постоянным местом промысла и для зарубежных браконьеров. Только за один день инициированного прокуратурой рейда в наших водах было задержано два азербайджанских промысловых судна «Далга» и «Дельфин».

При полном попустительстве погранслужбы иностранцы на заповедной и особо охраняемой территории нашего государства добыли 649 осетровых общей массой более 22 центнеров.

Об объемах хищнического лова свидетельствует также обнаружение на этих двух судах 93 ящиков запрещенных к применению снастей «колада».

-Факты свидетельствуют о том, что в преступной деятельности самые главные и активные роли зачастую играют «оборотни в погонах», — заявил Асхат Даулбаев, обращаясь к присутствующим руководителям правоохранительных структур региона.

Так, 28 марта этого года дорожной полицией на посту «Рубеж» из салона машины рыбинспектора Кадырова изъято 43 туши осетровых, общим весом 150 килограммов. Другой пример. Месяц назад пограничным патрулем в акватории Каспийского моря задержано судно ПТС-102, принадлежащее ТОО «Жан и Компания», с которого изъято 8 ящиков снастей типа «колада».

Но что самое пикантное, при задержании на борту вместе с экипажем обнаружен рыбинспектор Актауского отдела Керпиков, объяснивший свое присутствие вынужденным ночлегом из-за непогоды. Его причастность к браконьерству проверяется полицией.

(Как прозвучало затем на совещании, рыбинспектор охраной природных запасов уже не занимается – В.С.).

-Органами нацбезопасности выявлена преступная группа, участниками которой были ответственные сотрудники ДВД Атырауской области. Установлено, что они организовали подпольный цех заготовки черной икры, а также ее контрабандную авиаперевозку в ближнее и дальнее зарубежье, например в ОАЭ через Алматы. В ходе операции у данной преступной группы изъято более 70 килограмм икры, расфасованной в заводские банки, осетрина и орудия браконьерского лова. В январе прошлого года на трассе Атырау-Астрахань была задержана «ГАЗель» с грузом рыбы частиковых пород без документов, но в сопровождении финансового полицейского Бердикулова.

Веру в преданность интересам государства местных уполномоченных органов сильно подрывают и результаты их борьбы с незаконной добычей осетровых. Работа сведена лишь к выявлению незаконного лова частиковых пород, а браконьерская добыча осетровых остается вне поля зрения. Подтверждением этому служит и тот факт, что с начала года 313 сотрудников рыбоохранных органов Атырауской и Мангистауской областей изъяли у браконьеров менее 4 тонн осетровых, то есть на одного сотрудника приходится чуть более 9 килограмм изъятой рыбы. Если же вычесть отсюда 2,2 тонны, обнаруженные и изъятые в ходе рейда прокуратуры и финансовой полиции с двух азербайджанских судов, то эффективность работы рыбоохраны будет более чем в два раз меньше, — сообщил докладчик.

Наряду с этим прокурорами выявлены факты, когда районные рыбинспекторы нарабатывают показатели за пределами вверенной территории. Так, инспекцией Исатайского района, где и находятся проблемные поселки Жанбай и Забурунье, из выявленного 91 нарушения, в своем районе выявлено 21, или 23 процента, а в черте Атырау выявлено 70, или 77 процентов.

Жылыойской районной инспекцией из выявленных 135 нарушений в Жылыойском районе выявлено всего лишь 2 нарушения, зато в черте Атырау — 133.

-При наличии в Атырау самостоятельного подразделения рыбной инспекции такое рвение Исатайских и Жылыойских рыбинспекторов ничем другим, как нежеланием ссориться с местными браконьерами, не объяснишь, — высказал точку зрения Генеральной прокуратуры Асхат Даулбаев.

-В сентябре прошлого года на заседании Координационного совета правоохранительных органов по вопросам противодействия экологическим правонарушениям особо подчеркивалась необходимость качественной координации и четкого взаимодействия между природоохранными и правоохранительными органами. Несмотря на конкретные поручения Корсовета, существенного улучшения здесь не наблюдается.

Между тем, отсутствие элементарной дисциплины при межведомственном взаимодействии и координации усугубляет ситуацию и способствует безнаказанному браконьерству. Даже широко освещаемая в СМИ операция «Бекіре» зачастую проводится без привлечения всех необходимых ведомств. Например, в ней практически никогда не задействуются таможенники, хотя большая часть теневого оборота уходит за кордон.

Неэффективна, а порой и неадекватна деятельность министерства сельского хозяйства и его профильного комитета, обязанных больше всех радеть за сохранение осетровых.

Докладчик привёл крайне интересный пример. Согласно принятому в январе этого года закону, рыболовство на Урале от устья и до нерестилищ в верховьях реки в период нереста осетра должно было быть запрещено. Несмотря на то, что этот закон разрабатывало само министерство, ни им, ни его комитетом никаких мер по обеспечению этого запрета не принято. Необходимое изменение ограничений и запретов на пользование рыбными ресурсами не произведено; какой-либо разъяснительной работы среди населения также проведено не было.

В результате этого в период нерестового хода осетра на его пути встали сети промысловиков, имевших официальные разрешения на вылов частиковых. Об интенсивности лова можно судить по тому, что именно в этот период на Урале выловлено более 5 тысяч тонн частиковых. С учетом этого в то, что значительная часть осетровых, шедших на нерест, не попала в сети промысловиков, верится с трудом.

Это доказывает и практика траления русла реки, показавшая, что Урал практически наводнен разнообразными средствами лова. Река просто была закрыта для нерестового хода. Причем уже через несколько дней «очищенный» участок обрастает различными снастями, и траление надо проводить заново. Проведение в этом году практически ежедневного траления позволило осетровым впервые за несколько лет дойти до нерестилищ в среднем течении реки.

В таких условиях запрет любого рыболовства на путях миграции осетровых мог бы серьезно облегчить их нерест в этом году. Однако министерство и его профильный комитет не только не приняли активных действий по обеспечению запрета, но и абсолютно неадекватно отреагировали на соответствующее поручение правительства.

Так, вместо конкретных предложений по реализации инициативы Генеральной прокуратуры о приостановлении промыслового лова на период нереста осетровых министерство сельского хозяйства ответило, что считает приостановление лова в период путины нецелесообразным. И это при прямом законодательном запрете.

Многие годы поступают сведения об использовании завышенных квот научного лова для легализации незаконно добытой рыбы. В прошлом году на проведение научно-исследовательских работ в Урало-Каспийском бассейне рекомендовано изъятие 676 тонн, что согласовано государственной экологической экспертизой. Несмотря на это, приказом Урало-Каспийской бассейновой инспекции рыбного хозяйства лимит на научно-исследовательские работы был утвержден в объеме 4 045 тонн, что в 6 раз превышает действительные потребности.

Только после указания Корсовета правоохранительных органов министерство обеспечило установление реальных лимитов научно–исследовательского лова. В текущем году — это 318 тонн, в том числе всего 1 тонна осетровых.

При бездействии министерства и профильного комитета продолжается практика бессмысленного уничтожения осетровых под предлогом получения из них икры для целей воспроизводства. Тогда как почти десять лет назад аким Атырауской области демонстрировал Премьер–министру технологию «доения» осетровых в целях их воспроизводства.

Технология была применена успешно: через небольшой надрез из белуги извлекли икру, которую использовали для искусственного воспроизводства, сама рыбина была выпущена назад — в среду естественного обитания.

Эта прогрессивная технология уже давно с успехом применяется в осетроводстве многих зарубежных государств. Однако в Казахстане до сих пор для получения икры используются различные химпрепараты, после применения которых выловленная в целях воспроизводства рыба гибнет.

(Для сведения — квота вылова осетровых в воспроизводственных целях только на этот год составляет 9 тонн). При таком отношении к делу головного комитета говорить о положительной работе его территориального органа не приходится.

Низкое качество контроля местной инспекции рыбного хозяйства привело к тому, что сети браконьеров выставляются в нескольких десятках метров от постов рыбинспекции. За прошлый и этот годы инспекцией не проведено ни одной проверки объектов государственного контроля (мест хранения, переработки рыбной продукции). За 2009 год и 6 месяцев текущего года за нарушения правил рыболовства к административной ответственности привлечено 152 работника ПК «Каспий Балык», из них 23 работника привлекались дважды и 2 работника — трижды. Аналогичная ситуация в ТОО «Аксу Кигаш», ПК «Каспий таны», ТОО «Сулейменов» и КХ «Сарсенбаев». Несмотря на то, что подобные нарушения служат основанием для прекращения соответствующих прав, ни один субъект права на пользование рыбными ресурсами лишен не был.

В итоге, из-за отсутствия контроля со стороны инспекции, значительная часть рыбы вылавливается, не достигнув промысловой меры. Между тем, вылов рыбы менее промысловой меры может подорвать нерестовые запасы популяции и частиковых, и осетровых. В нарушение правил ведения рыбного хозяйства все 14 природопользователей Атырауской области с 2006 года занимаются промыслом без заключения экологической госэкспертизы на проекты внутрихозяйственного рыбоустройства.

Большая часть ответственности лежит и на правоохранительных органах. Оперативные службы криминальной и финансовой полиции дистанцируются от совместных с другими органами мероприятий и, ссылаясь на режим секретности, работают автономно. При этом положительных результатов такой автономной работы мы не наблюдаем.

Более того, последняя проверка, проведенная Генеральной прокуратурой, показала, что оперативная работа ведется слабо. Несмотря на то, что преступная добыча осетровых давно приобрела организованные формы, целенаправленной и результативной работы по противодействию организованным формам «рыбной» и «икорной» преступности не ведется. Так, за 2009 год и истекший период этого года не пресечена деятельность ни одной такой группировки.

Аналогично правоохранительными органами не выявлено ни одной транснациональной организованной группы, хотя значительная часть незаконной добычи переправляется за границу. Работа по выявлению источников финансирования ОПГ и фактов легализации ими преступных доходов финансовой полицией практически не ведется.

Проводимые совместно с органами внутренних дел ОРМ «Каракурт», направленные на выявление и ликвидацию источников финансирования ОПГ, безрезультативны. Не проводится оперативная работа и по подконтрольным ОПГ юридическим лицам. Здесь вновь проигнорированы и не исполнены решения прошлогоднего Корсовета.

Также не на должном уровне ведется деятельность по пресечению незаконной торговли осетриной и черной икрой. Фактически все пункты общепита и досуга не испытывают проблем с приготовлением блюд из ценных пород рыб, ни одно торжество не обходится без рыбных деликатесов.

-Находятся сочувствующие браконьерам – дескать, на преступление их толкают бедность и безработица. Абсолютно неверное утверждение, — особо подчеркнул А.Даулбаев.

-Государство борется, прежде всего, с промысловым браконьерством, то есть теми браконьерами, которые оснащены современными и дорогостоящими снастями и связью, имеют перерабатывающие базы, каналы транспортировки и рынки сбыта, — сказал он.

-Доходит до того, что техническое превосходство этих преступников не позволяет их блокировать или задержать. И это еще одна проблема, над которой правоохранительные органы и правительство должны работать сообща. Недостаток транспорта в Жайык-Каспийской инспекции рыбного хозяйства составляет 49 автомобилей, 4 морских судна и 1 судно речного класса. Аналогичное положение дел и в отделе водной полиции ДВД Атырауской области. Вследствие этого браконьеры на скоростных байдах легко уходят от преследования рыбоохранных органов. Браконьерские байды разгоняются до 100 километров в час, тогда как суда рыбоохранных органов могут передвигаться с максимальной скоростью 30-40 километров в час. Проблемы технического оснащения во многом препятствуют и пограничной службе в охране ею Государственной границы. Все 9 имеющихся у пограничной службы кораблей применяются только изредка.

Браконьеры сопредельных государств, пользуясь этим, регулярно заходят в наши воды, где лишь изредка задерживаются с поличным, — сказал докладчик.

Еще одной серьезной проблемой является отсутствие единой воли всех прикаспийских государств, воплощенной в соответствующем международном договоре. Так, из задержанных за последние полтора года 6 азербайджанских судов с браконьерскими снастями на борту, пять находились в нейтральных водах, в связи с чем экипажи не понесли никакого наказания. Но удар по осетровым не меньше от того, что рыба добыта на нейтральной территории. Поэтому как можно активнее следует добиваться того, чтобы подобные факты преследовались всеми каспийскими государствами согласованно.

С учетом этого приобретает актуальность организация космического наблюдения за нашей частью моря и за прилегающими к нашим границам нейтральными водами. Причем такое наблюдение не только позволит выявлять браконьерские суда (в том числе иностранные), но и оперативно реагировать на нефтяные загрязнения морской поверхности. Это важно, так как для сохранения осетровых наряду с борьбой против браконьерства необходимы срочные меры по сохранению надлежащих экологических условий для обитания осетровых.

Особняком здесь стоят экологические проблемы Урала и Каспия. Постоянное обмеление Урала не может не нанести экосистеме серьезного ущерба. В прошлом году общий объём стока Урала составил около 5 миллиардов кубометров, тогда как средний многолетний показатель — свыше 11 миллиардов кубометров. Река получает всего половину от своего среднегодового стока, а осетровые из-за обмеления утеряли доступ ко многим нерестилищам. Из имевшихся ранее на реке 80 нерестилищ в настоящее время действительно пригодны для размножения осетровых только 13.

По мнению специалистов, основной причиной обмеления Урала является воздействие человека. После строительства в России Ириклинского водохранилища в нём стала аккумулироваться треть среднегодового стока реки. Положение усугубило строительство водохранилищ и сооружений вдоль реки Сакмара в Республике Башкортостан. На всём течении Урала создано 4 крупных водохранилища, 80 капитальных гидроузлов, а также 3100 земляных плотин.

Казахстан и Россия присоединились к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр. Несмотря на это, до сих пор с Россией не заключено соглашение по совместному использованию реки Урал. Независимо от этого, надо организовать другие нужные для спасения осетровых работы по восстановлению экосистемы.

К примеру, многолетние исследования показали, что увеличение численности осетровых невозможно без дноуглубительных работ на путях к нерестилищам. Следует отметить, что отсутствие ориентации на нерестилища значительно снизило эффект от проводившихся в 2005-2008 годах дноуглубительных работ, инициированных специально для сохранения осетровых. Эти работы в основном концентрировались в дельте Урала и никак не облегчали осетровым дальнейший путь к нерестилищам.

Давление на естественную популяцию осетра могло бы быть снижено и путем искусственного разведения осетровых. В настоящее время товарное осетроводство интенсивно развивается во всем мире, прежде всего в Китае, США, Франции, Германии, Италии, Дании и Японии. Как считают специалисты, наиболее приемлемым для Казахстана является опыт Китая, на долю которого приходится более 60 процентов мирового объема товарной осетрины (более 20 тысяч тонн).

Причин слабого развития осетроводства много: отсутствие системной государственной поддержки, опыта и технологий товарного выращивания, наконец, слабая информированность и недостаток знаний у предпринимателей, фермеров и рыбаков. И в этом вопросе государство должно оказать поддержку предпринимателям.

Разъяснительная и социальная работа с населением вкупе с неотвратимостью наказания должна стать главным оружием в борьбе за спасение осетровых.

Одними правоохранительными методами сложившуюся ситуацию исправить практически невозможно. Все мы, и особенно местное население, должны переломить свое сознание и активно осуждать истребление осетровых, подтверждая свое отношение конкретными делами.

-А иначе получится, что после коллегии все разойдутся и сядут за столы, накрытые осетриной и икрой, — с горечью пошутил заместитель Генерального прокурора.

При таком отношении одними правоохранительными методами исправить ситуацию просто невозможно. В связи с этим, предлагается инициировать принятие правительством программы действий, предусматривающей как результат:

— восстановление экосистемы Урало-Каспийского бассейна и в первую очередь осетровых нерестилищ;

— неукоснительное соблюдение рыболовных запретов, направленных на сохранение осетровых;

— создание эффективной системы мониторинга за передвижением плавательных средств, и в особенности иностранных судов в нашей части Каспия;

— установление режима совместного с Россией использования реки Урал и международное сотрудничество в борьбе с браконьерством в нейтральных водах;

— создание конкурирующей с браконьерством структуры занятости прибрежного населения;

— выработка эффективных форм и методов госконтроля за оборотом осетрины и черной икры с минимизацией их теневого оборота;

— формирование через СМИ непримиримого отношения общественности к потреблению добытой браконьерским путем продукции.

Следующему слово Генеральный прокурор предоставил министру сельского хозяйства Акылбеку Куришбаеву, в адрес ведомства которого и прозвучала львиная доля критики.

Министр проинформировал, что в последнее время предпринят целый ряд мер, направленных на наведение порядка в рыбной отрасли. Внесен ряд изменений в административный и уголовный кодексы. Казахстан заявил о монополии на вылов рыбы осетровых пород. За природопользователями закреплены на долгосрочный период тоневые участки, что предусматривает их ответственность. При этом в решении проблем охраны рыбных запасов стал участвовать и частный капитал.

Но много проблем ещё предстоит решать. В первую очередь нужно добиться, чтобы мораторий на вылов осетровых объявили все без исключения прикаспийские государства. Необходимо больше средств выделять на дноуглубительные работы, поскольку Урал заиливается, и естественные нерестилища пропадают, рыба к ним добраться не может. Ежегодно нужно вынимать из Урала около 500 тысяч кубометров грунта, на что потребуется финансирование в 2 миллиарда тенге.

-21 июля в Уральске состоится совещание по проблемам трансграничных рек с участием Премьер-министра РК, в работе которого будут участвовать и россияне. Мы надеемся, что часть проблем с Уралом удастся сообща решить,- заявил министр.

Отвечая на критику по поводу слабой работы рыбинспекций, коррумпированности их сотрудников, министр проинформировал:

-Мы пытаемся навести порядок. Из 8 руководителей бассейновых инспекций рыбоохраны было заменено 4, а в Атырау уволено было всё руководство инспекции.

-Частично решить проблему с воспроизводством рыбных запасов может строительство нового завода по разведению мальков осетровых. Мы уже внесли предложение о разработке ТЭО по строительству такого завода мощностью 30 миллионов мальков в год в Атырауской области. Планируется параллельно расширить и действующий завод, доведя его мощность с 7 до 14-15 миллионов мальков в год. В итоге число мальков, выращенных в прудах, возрастёт в 6 раз, — сообщил глава сельскохозяйственного ведомства страны.

Но, по его словам, ни одна из структур, занимающаяся охраной и воспроизводством рыбы, не в состоянии решить проблему самостоятельно.

-Да, браконьерство существует, есть браконьеры. Но есть и те, кто их «крышует», — заявил министр, предложив выработать систему мер, направленную на самую тесную координацию всех государственных органов, занимающихся этой проблемой.

В выступлении министра не прозвучало чёткого объяснения причин, по которым в Атырауской области рыбная инспекция дала добро на большой перелов рыбы частиковых пород. Этот ответ Генеральный прокурор попытался получить от председателя Комитета рыбного хозяйства Минсельхоза Юрия Ромашова. Однако и руководитель комитета по этому факту никаких аргументов не привёл, ссылаясь на то, что такой лов вёлся многие годы.

-И это говорит представитель ведомства, которое должно быть заинтересовано в сохранении и увеличении рыбных запасов! Ваши утверждения, что осетровых не ловили, тоже не выдерживают критики. Если вся река перекрыта сетями, то как они через них переберутся? – сказал Кайрат Мами.

О ситуации, сложившейся вокруг катастрофического сокращения популяции осетровых на Каспии, обусловившей проведение столь представительного совещания, говорил первый заместитель акима Атырауской области Болат Даукенов.

-Разрешите изложить видение акимата по разрешению вопросов сохранности и воспроизводства рыбных запасов Урало-Каспийского бассейна. Запасы осетровых рыб сократились на 90 процентов, и связано это, в первую очередь, с браконьерством.

Законодательством охрана рыбных запасов возложена на рыбную инспекцию Минсельхоза. Вместе с тем борьбу с браконьерством осуществляют отдел ДВД, финансовая полиция, пограничная служба КНБ, природный резерват «Акжайык». Во всех мероприятиях участвуют сотрудники ДКНБ, транспортной инспекции. Происходит дублирование функций правоохранительных и природоохранных органов при отсутствии полной ответственности за конечные результаты, — сказал Болат Даукенов.

-При этом, из-за отсутствия четко выработанных критериев оценки деятельности государственных органов, невозможно определить эффективность и вклад каждого органа в решение поставленной задачи. Каждый из перечисленных органов заинтересован лишь в выявлении правонарушений, при этом реально привлеченных к ответственности — единицы. Профилактической работой никто из указанных органов не занят. Начиная от устья реки Урал, не считая моря, ежегодно изымается около 4-х тысяч сеток, — сообщил он.

Есть определенные нарекания и к пограничной службе КНБ РК по их деятельности за 12-мильной зоной Каспийского моря. Об этом имеется информация из официальных источников. Мы полагаем, что в скором времени будут приняты по ним необходимые меры.

Со своей стороны, акимат области предлагает:

Во-первых, ликвидировать нелегальный рынок сбыта осетровых. К примеру, Россия пошла по пути уничтожения конфискованной икры. Если такой запрет будет введен, искореним вторичный оборот конфискованной икры, который, как всем известно, существует в настоящее время.

В госбюджет поступает от реализации осетровых видов рыб всего лишь 2-3 миллиона тенге.

Во-вторых, ввести запрет на реализацию в Республике Казахстан сетей и орудий лова из запрещенных к применению синтетических мононитей. Кроме того, необходимо ограничить путем лицензирования деятельность по свободной реализации сетематериалов и орудий промыслового рыболовства. Дав на это право только лицам, владеющим правом на осуществление промыслового рыболовства.

В-третьих, усилить меру ответственности за незаконную добычу рыбных ресурсов, исключив иные виды уголовного наказания, кроме лишения свободы. Применение штрафов не является превентивной мерой в борьбе с браконьерством. Зачастую задержанные лица с рыбой осетровых пород привлекаются по статье 183 Уголовного Кодекса за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, санкция которой также предусматривает различные альтернативные виды взыскания.

Поэтому предлагаем усилить ответственность по указанной статье, исключив иные виды наказания и оставив лишь лишение свободы.

В-четвертых, на законодательном уровне определить единый государственный орган по охране рыбных ресурсов и борьбе с браконьерством. Мы полагаем, целесообразно будет возложить эту функцию только на рыбную инспекцию. Органы внутренних дел должны проводить следствие и дознание по делам браконьерства с доведением дел до логического завершения. Профилактические мероприятия следует оставить за рыбной инспекцией, в том числе на 12-мильной зоне Каспийского моря. Остальным органам запретить проводить разные рейдовые мероприятия на водном бассейне. Пограничная служба должна заниматься охраной границы. Прокуратура соответственно выступает в качестве надзорного органа. В России вообще создан своего рода рыбоохранный спецназ, оперативный отдел «Пиранья». Необходимо рассмотреть возможность создания аналогичного органа и у нас.

Пятое, самое главное, считаем необходимым законодательно предусмотреть ответственность рыбной инспекции как перед Комитетом рыбного хозяйства МСХ, так и акиматом области. Акимат области владеет ситуацией на месте. Комитет рыбного хозяйства, находясь в центре, не может полностью контролировать положение дел в рыбном хозяйстве. История свидетельствует, что за 15 лет своей деятельности рыбоохрана не только не приумножила запасы осетровых, но и не смогла уберечь имевшуюся численность популяции этих видов рыб.

Кроме того, из-за низкого уровня материально-технической оснащенности рыбная инспекция не может в должной степени противостоять браконьерству. Для этого необходимо ввести в действующее законодательство изменения по вопросам финансирования деятельности территориальной рыбной инспекции, как это практикуется с органами внутренних дел.

Местный исполнительный орган по материально-техническому оснащению территориальной рыбной инспекции окажет поддержку. Тогда будет солидарная ответственность. Только тогда мы можем навести порядок.

-Хотелось бы выразить надежду, что данные предложения будут рассмотрены и приняты, что, в конечном итоге, позволит минимизировать сокращение популяции осетровых и восстановить природный баланс этих видов рыб, — сказал, обращаясь к Генеральному прокурору Болат Даукенов.

Следующим на трибуну поднялся вице-министр внутренних дел РК А.Аубакиров. Он сообщил о комплексе мер, разработанных правоохранительными органами и направленными на борьбу с браконьерством. По его словам, на местах введена специализация сотрудников, которые занимаются только браконьерством. Созданы оперативные службы. Лица, причастные к контрабанде и браконьерству, взяты на особый учёт. Там, где наблюдается особое по масштабам браконьерство, усиливаются посты. Так, в Жанбае будет создан спецотдел из 12 человек, чтобы он мог охватить и Забурунье. В область из Астаны из службы собственной безопасности направляются сотрудники.

Вице-министр затронул и проблемы, которые требуют решения на правительственном или региональном уровне. Так, на облёт акватории Урало-Каспия в этом году было выделено 5 миллионов тенге, хотя в прошлом было 8 миллионов. Не хватает средств и на то, чтобы в период путины направить сотрудников из других регионов в Атырау. Как это делалось в бытность СССР, когда в область прибывало до тысячи человек. Такая попытка делалась всего раз – в 2007 году, когда в область направили 128 человек. Обошлось это в 25,5 миллиона тенге.

Кайрат Мами поинтересовался:

-Какие меры принимаются, чтобы выявить и устранить организованные преступные группы, занимающиеся браконьерством и контрабандой осетровых?

Ответ был расплывчатым. Такие группы, в наличии которых никто не сомневается, полицейские выявить не могут…

Первый заместитель директора Пограничной службы КНБ РК Талгат Есетов проинформировал, что за три года пограничники задержали 329 плавсредств. Изъято 857 километров сетей, 85 тонн рыбы осетровых пород.

-Но нарушения не сокращаются. К сожалению, причастны к браконьерству оказались не только правоохранительные органы, но и пограничники, к которым уже приняты соответствующие меры, — вынужден был признать выступающий.

Предложив создать в регионе специальные причалы, с которых уходили бы в море суда, чтобы легче было вести контроль за ними. Также нужна специальная штрафстоянка для задержанных судов.

-А то пока ведётся следствие, мы вынуждены их охранять.

Он предложил по примеру России, США, Канады и других стран полностью закрепить охрану акватории моря от браконьеров за пограничной службой.

-Тогда государственная граница станет железным препятствием для браконьеров, — заверил Генерального прокурора выступающий.

Заместитель председателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью РК Самат Ашимбаев сообщил о работе своего ведомства по борьбе с браконьерством. Предложив создать межведомственную координационную группу, в задачу которой входил бы и обмен оперативной информацией с соответствующими структурами из соседних государств.

Кайрат Мами и этого выступающего попросил сообщить о работе по выявлению организованных преступных групп. И вновь ответ был расплывчатым:

-Оперативная разработка есть.

Итоги состоявшегося совещания правоохранительных и уполномоченных органов подвёл Генеральный прокурор Кайрат Мами.

Он констатировал, что ситуация свидетельствует о ненадлежащей организации работы правоохранительных и уполномоченных органов по пресечению браконьерства. При этом имеются факты участия в преступных схемах лова и контрабанды осетровых и икры сотрудников правоохранительных и других государственных органов. Министерством сельского хозяйства не принимаются необходимые меры по обеспечению законодательного запрета на рыболовство в период нереста осетровых.

Необходимо оперативно принимать конкретные меры по искоренению браконьерства. Ситуация неординарная, поэтому следует наводить порядок как на воде, так и на рынках, уничтожать инфраструктуру браконьерства, схемы легализации денежных средств, пути вывоза рыбы и чёрной икры за границу. Только комплексное успешное решение этих вопросов поможет побороть организованную преступность.

Наладить мониторинг за Каспийским морем через спутник. Это поможет не только бороться с международным браконьерством, но и реагировать на возможные нефтяные загрязнения акватории.

Предложено комплексно заняться трудоустройством людей, проживающих вдоль побережья, дноуглубительными работами, созданием товарного осетроводства.

По итогам совещания принято решение о внесении в адрес правительства РК представления об освобождении от занимаемых должностей председателя Комитета рыбного хозяйства РК Юрия Ромашова и начальника Урало-Каспийской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства Раимбека Сулейменова.

Перед правоохранительными органами также поставлен вопрос о выявлении в собственных рядах лиц, оказывающих содействие браконьерам. И привлечения их к установленной законом ответственности.

Виктор СУТЯГИН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Один комментарий

  1. Правильно гнать в три шею их надо посмотрите и по судите председатель рыбного хоз-ваРомашов бывший сотрудник КНб (хотя бывших не бывает ОДР)и нач,урало-каспииского бассйнового управ-ния Р,Сулейменов тоже сотрудник КНБ и не имеет соответсвующего образования это же коррупция и прав Кайрат Мами уволить надо их!Красавчик кайрат Абдразакович!

Проверьте также
Close
Back to top button