Вынужденная мера
С 12 апреля в Казахстане повысятся цены на бензин и дизтопливо — на 11% по бензину и около 20% на дизельное топливо, сделают их едиными для всех регионов. По мнению экспертов, рост цен на бензин и дизель трудный, но необходимый шаг для стабилизации рынка ГСМ. Так возможно избежать утечки бензина за рубеж и дефицита.
Сейчас литр топлива марки АИ-92 продается за 185 тенге. И цены самые низкие в СНГ. Раньше их удерживали за счет роста объемов производства. Но сейчас нефтеперерабатывающие заводы работают на пределе возможностей. Помимо этого, перекупщики вывозят топливо в соседние страны для его перепродажи. В минувшем году вывезено 200 тысяч тонн.
3 апреля и.о. министра энергетики РК Болат Акчулаков заявил, что в стране планируется поднять предельные розничные цены на бензин АИ-92, АИ-93 и дизель: цены на бензин марки АИ-92 и АИ-93 — со 182-187 тенге до 205 тенге за литр, а цена на дизель — до 295 тенге за литр. Сейчас, в зависимости от региона, цена варьируется от 230 до 260 тенге – в среднем рост 20%. По мнению и.о. министра энергетики Казахстана Болата Акчулакова, если сейчас не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время страна столкнется с тотальным дефицитом топлива. Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности.
В свою очередь Премьер-министр Республики Казахстан Алихан Смаилов заявил, что повышение предельных цен на бензин и дизельное топливо является вынужденной мерой, назвав этот шаг «непростым решением». Глава правительства также как и Акчулаков, сделал акцент на то, что если сейчас не пойти на такую меру, то уже в ближайшее время мы столкнемся с нехваткой топлива. Он отметил, что в Казахстане очень высокий уровень потребления горюче-смазочных материалов, в год на душу населения потребляется 370 литров топлива, а в России эта цифра составляет 225 литров, в Кыргызстане – 98 литров, а в Узбекистане – 44 литра. При этом уровень потребления в основных секторах экономики Казахстана сильно не изменился, что связано с ростом объемов вывоза ГСМ в соседние страны транзитным транспортом и в виде «серого» экспорта. В России дизель стоит дороже на 45%, в Кыргызстане – на 64%, в Узбекистане – в два раза. При том, что реальное потребление в основных отраслях экономики Казахстана практически не изменилось. Алихан Смаилов заверил, что государство принимает все меры для увеличения производства ГСМ.
В прошлом году в стране был произведен рекордный объем дизельного топлива — 5,2 млн тонн. В целом за последние пять лет производство бензина выросло на 70%, а дизтоплива – на 33%. Как отметил А. Смаилов, если не сокращать диспаритет цен с уровнем цен соседних стран, то мы столкнемся с дефицитом того же дизтоплива в объеме 850 тыс. тонн по текущему году. Получается, что наше дешевое топливо работает не на наши национальные интересы, а на экономики соседних стран. Поэтому для стабилизации ситуации на рынке ГСМ надо сократить разницу в ценах с соседними странами. Это позволит уменьшить отток нефтепродуктов из страны и обеспечить потребности рынка. Иного пути нет.
На своей странице в социальных сетях эксперт Алмас Чукин, в частности, отметил, что сегодня «бензин делают из нефти на сложных заводах».
— У нас много нефти и газа в земле. Нефть добывается. Она извлекается из под каспийских вод в страшно сложных условиях – вода, льдины, ветра, глубины, сера и прочие гадости. Но всё же добывается, поскольку можно вывезти за границу и продать по мировой цене. А вот газ нельзя было, и до сих пор нельзя. Кроме иностранных гигантов с СРП, у которых газ больше попутный с нефтью, – все остальные обязаны газ продавать нацкомпании. Поэтому и газа у нас не хватает. Лежит себе в земле.
Сегодняшнее решение повысить потолок цены на нефтепродукты – начало длинного пути избавления от экономически абсурдного развития. Товар стоит столько, сколько он стоит. Нефть, к примеру, сегодня, стоит 80 долларов за бочку. И если мы её продадим на экспорт, то получим 80 долларов. Но если мы её отдадим на НПЗ за 40 долларов на переработку, мы уже «заложили» «подарок» в 40 долларов кому-то. А могли положить эту сумму в бюджет и с умом на что-нибудь потратить.
Производство стоит столько, сколько оно стоит. Мы взяли кредит, обновили НПЗ и производим топливо. Надо кредит возвращать, запчасти покупать, ремонт ежегодный проводить, на это всё и на будущее развитие нужны деньги. Но государство устанавливает такую цену на продукт, что не хватает даже на запчасти. Поэтому у нас, наверное, каждый год аварии на НПЗ происходят.
Доставка, хранение, реализация топлива тоже стоит денег. Но оптовикам и рознице тоже не дают нормальную цену установить. И продукта по госцене тоже не хватает на всех. А то, что дают, я лучше своим постоянным клиентам по талонам отдам, зачем на рынок работать. А если я не сеть, а маленькая сельская заправка, то лучше закрыться.
Ко всему сказанному добавим контрабандный вывоз в соседние страны. В результате получаем коллапс в экономике.
Грузовики не едут. Грузы не доставляются. Заводы и магазины страдают. Стройка не идёт. Трактор не едет. Вот, грубо говоря, общая картина «развития», от которого с сегодняшнего дня, надеюсь, мы начинаем отходить.
Кроме того, Алмас Чукин привел простой пример про топливо и МЧС.
— Армию надо укреплять и обязательно проводить совместные учения с МЧС. Кроме армии, никто не сможет помочь в случае такой масштабной гражданской катастрофы, как землетрясение. Я больше чем уверен, что у нас, по сути, очень мало ресурсов на случай большой беды. Вряд ли где-то стоят десятки тяжелых экскаваторов в резерве, сотни грузовиков, тысячи генераторов и перфораторов с болгарками. Но что ещё важно, они должны быть способны доставить всё это туда, куда надо и быстро. Впечатляющий пример подаёт армия США. Гибкие или контейнерные ёмкости позволяют хранить всё — от воды до бензина и разворачиваются в часы. Мобильные заправки позволяют наладить раздачу топлива. Специальные шланги позволяют развернуть временные трубопроводы в десятки километров. А без топлива, как известно, ничего другого работать не будет. Танк без топлива – это стальная урна для праха танкистов».
Подготовила Светлана НОВАК