СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
В настоящее время реформирование государственной службы напрямую связано с изменением ее модели. Глава государства постоянно уделяет внимание совершенствованию деятельности госаппарата и считает, что «… надо пересмотреть принципы государственной службы, в ее основе должны лежать Меритократия, Честность, Эффективность».
Являясь составной частью государства в силу своей значимости, объема выполняемых функций, реального распоряжения ресурсами, а также выступая связующим звеном между государством и обществом, государственная служба выступает объектом воздействия со стороны многочисленных участников политического процесса. Без создания эффективной модели государственной службы невозможно построение сильного государства. Из этого следует, что выбор модели государственной службы — это политическое решение, имеющее серьезные политико-административные последствия.
В Казахстане сложилась более четкая структура координирующего органа в лице Агентства РК по делам государственной службы, подчиненного и подотчетного Президенту без каких-либо промежуточных звеньев переподчинения, которое закреплено законодательно. Этот механизм, как показал анализ современной ситуации, способствовал тому, что, начиная с 1998 года, процесс реформирования государственной службы приобрел необратимый и поступательный характер, не зависящий от политической конъюнктуры и коллизий, а также частых смен Правительства и роспуска высшего представительного органа — Парламента Республики Казахстан. Законом 1999 года в Казахстане была создана позиционная модель государственной службы. В последующем наработка опыта и внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты обусловили переход к смешанной позиционно-карьерной модели. Анализ этапов проведенных реформ государственной службы за годы Независимости показывает, что прослеживаются элементы преемственности и стабильности государственной службы Республики Казахстан.
Совершенствование законодательства о государственной службе базируется на положениях Концепции новой модели государственной службы, утвержденной Указом Главы государства, и осуществляется в русле, которое совпадает с программой социальной модернизации в стране. И оно сводится к нынешнему пониманию укрепления государственности и необходимости проведения реформы государственной службы.
Концепция новой модели государственной службы направлена на дальнейшую профессионализацию государственного аппарата. В целях реализации данной Концепции Агентством РК по делам госслужбы проведена большая работа по совершенствованию законодательства, и 26 марта 2013 года вступил в силу обновленный Закон РК «О государственной службе». Принципиальными нововведениями, предусмотренные законодательством, являются обновленный «Реестр должностей государственных служащих» и создание управленческого корпуса «А» посредством значительного сокращения политических государственных служащих.
Таким образом, проведена дифференциация в административных государственных должностях, путем разделения их на два корпуса. Данное деление административной государственной службы впредь не позволит назначение из нижестоящих, не руководящих должностей в управленческий корпус «А» в порядке перевода, что часто практиковалось при прежней системе кадровых перестановок. Первый отбор в кадровый резерв корпуса, проведенный Национальной комиссией по кадровой политике при Президенте РК и его рабочим органом Агентством РК по делам госслужбы, по мнению многих экспертов, кандидаты прошли с соблюдением принципов гласности и открытости. При этом Агентством при тестировании на знание законодательства РК проявлена особая бескомпромиссность.
Среди проблем государственной службы часто упоминается недостаточная прозрачность конкурсного отбора на вакантные должности. Подбор кадров по конкурсу в государственных органах порой напоминал прежнюю систему патронажного найма, т.е. конкурсная комиссия по указке руководства принимала решение о победителе конкурса. Назначенный по такому порядку государственный служащий, прежде всего, был обязан служить «патрону», а служение государству имело второстепенное значение. И это создавало мнение, что государственная служба сегодня во многом существует сама для себя, зачастую пренебрегая общественными интересами. Поэтому в «Правила конкурсного отбора» внесены значительные изменения по взаимодействию с общественными организациями. В частности, определен порядок участия на этапе собеседования наблюдателей и экспертов и их полномочия. Также предусмотрена максимальная гласность по информационному освещению хода конкурсного отбора. Понятно, что данные новшества требуют большой разъяснительной работы. Так, только в течение ноября текущего года проведены 2 встречи с руководителями СМИ и НПО, где были обсуждены их права и обязанности при участии в заседаниях конкурсных комиссий госорганов.
До внесения указанных выше изменений в законодательство о государственной службе более 60% назначений на должность в государственных органах осуществлялись минуя конкурсный отбор, что законом не запрещалось, т.е. в порядке перевода. В результате ущемлялись конституционные права граждан на равный доступ к государственной службе и игнорировались права госслужащих, работающих в этом госоргане, которые, обладая профессиональными навыками и опытом, имели полное право на карьерный рост. В этой связи для соблюдения принципа меритократии при должностных перемещениях новым законодательством переводы разрешены только внутри государственного органа и его ведомствах.
Задачи по профессионализации государственной службы требуют совершенствования действующих и создания новых механизмов управления человеческими ресурсами. Соответственно, должна возрасти роль кадровых служб госорганов в управлении персоналом. По новым требованиям законодательства в государственных органах созданы Службы управления персоналом. Задачей Службы является формирование целостной системы управления персоналом государственного органа.
В целях разъяснения изменений в законодательство о государственной службе в октябре-ноябре 2013 года во всех районах области проведены выездные семинар-совещания по вопросам организации работы единых кадровых служб, оценке управления персоналом и оценки качества оказываемых государственных услуг на местах. По итогам данных семинаров нами были выработаны предложения по совершенствованию законодательства о государственной службе и работе кадровых служб, которые направлены на рассмотрение Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы.
В дальнейшей профессионализации государственной службы немалое значение придается совершенствованию этических норм, антикоррупционного законодательства и механизмов контроля над их соблюдением. Персональная ответственность каждого должностного лица и государственного служащего требует соблюдения таких стандартов этического поведения, которые от них ожидают граждане Республики Казахстан. Этика поведения государственного служащего или иного должностного лица должна строиться на основе осознания, что государственная должность является выражением общественного доверия, и по результатам его работы формируется отношение граждан к государству в целом. При реализации реформы в данном направлении, по нашему мнению, необходимо акцентировать внимание общественности и продвижение этических ценностей как важнейших механизмов по предупреждению коррупции.
Реформы, какими бы они ни были, политическими, экономическими, административными, будут успешными, если на практике видны их результаты. На сегодня государственный аппарат Казахстана, состоящий из опытных, а также компетентных молодых госслужащих, соблюдая принципы преемственности, уже показывает результаты административной реформы. Это подтверждает и оценка известного российского эксперта М. Делягина, высказавшегося о новом казахстанском евразийстве: «Я испытал потрясение, что люди, которые слушали мое выступление, сразу ухватили суть дела, вывернули ее на текущие казахстанские проблемы и начали интенсивно требовать конкретных рекомендаций по решению этих проблем. Причем люди с практическим складом ума очень хорошо понимают базовые теоретические вопросы и сразу видят их взаимосвязь с практикой».
В своем Послании «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что местное самоуправление призвано стать полноценным и сильным звеном в системе управления страной. В этой связи хотелось бы напомнить, что состоявшиеся 6 августа в Атырауской области выборы акимов сельских, аульных округов и поселков, а также города Кульсары, стали реальным шагом на пути вовлечения граждан в процесс принятия государственных решений. Как вы знаете, из 214 зарегистрированных кандидатов были избраны 72 акима, из которых 51 человек — действующие акимы. В день голосования за выборами наблюдали 33 доверенных лица кандидатов, представители НПО, СМИ, партии «Нур Отан» и Коммунистической народной партии Казахстана.
Тем самым, мы еще раз убеждаемся в действенности Стратегии «Казахстан-2050», исполнение положений которой приводит к качественному обновлению не только государственной службы, но и всего жизненного уклада страны. Это значит, что стоящие перед нами масштабные задачи будут успешно решены.
Мухит ИЗБАНОВ,
руководитель департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Атырауской области — председатель Дисциплинарного совета