Политика

«Сельхозка»: будет ли прорыв?

Какое будущее у сельского хозяйства Атырауской области в свете нового Послания Президента народу Казахстана? К чему конкретно в выступлении следует прислушаться фермерам, местной исполнительной власти и правительству? Об этом в эксклюзивном интервью «ПК» рассказал доктор сельскохозяйственных наук, агроном Болат МУХАМБЕТОВ.

1b57e422 a2ee 4d66 8fc0 2de7a0b6c02b

— Болат Мухамбетович, в этом году большое внимание в Послании Глава государства уделил дальнейшему развитию сельского хозяйства. Так и сказал, что «перед нами стоит задача – добиться реального прорыва в агропромышленном комплексе. Потенциал отечественной сельскохозяйственной отрасли колоссален, однако мы до сих пор не можем раскрыть его в полной мере». Будет ли толк, прислушаются ли к Токаеву эксперты, министры, акимы?

— Начнем с того, что корма — это основа развития животноводства. Всё было так до образования нашей Республики Казахстан, до 1991 года. И без развития кормопроизводства не может развиваться животноводство. Но в силу климатических условий в Атырауской области естественных сенокосов нет, хоть и имеются пастбища, но они малопродуктивны. Поэтому все время скот у нас раньше исторически содержался при кочевом животноводстве — кочевали наши предки. А в связи с образованием Советского Союза мы перевели животноводство на полукочевое. В зимнее время они содержались возле кошар, а летом откочевывали на осеннее, весеннее и летнее пастбище. Вот так содержался скот.

После приобретения независимости никакого пастбищаоборота не соблюдается. Возле зимовки скот круглый год пасется: это приводит к деградации почвы и растений; исчезают высокоценные кормовые травы, остаются малоценные не поедаемые животными растения, как, скажем, адыраспан и многие другие, что несъедобны.

И вот нарушили мы ход развития животноводства, основанный на правильном использовании пастбищ. Теперь у нас как дамоклов меч висит задача сохранения животных в зимнее время без потерь. Обычно животные погибают в стужу из-за отсутствия еды — если не заготовят сено, сенаж, силос. Девяносто процентов хозяйств раньше заготавливали сено, но источники заготовки — пойменные луга, лиманы естественные — сегодня их площадь очень мизерная, поэтому сельхозпроизводители почти полностью выкашивали естественные пастбища.

Как правило, в орошаемом земледелии продуктивность кормовых культур повышается в десятки, сотни раз, чем урожайность естественных пастбищ. Раньше, до приобретения независимости, возделывалась в нашей зоне в основном люцерна (примерно 60 процентов площади засеивали), немного суданской травы (20 процентов), также сеяли кукурузу, сахарное и зерновое сорго. Сейчас площадь орошаемых земель, площадь орошения кормовых культур сократилась до минимума, она может исчисляться 200, 500 га — максимум 1000 га — и это ничто по сравнению с площадями, которые были до обретения независимости.

— Почему же сегодня в Атырауской области не развивается орошаемое кормопроизоводство?

— По причине повсеместной высокой засоленности почвы и комплексного расположения разных типов почвы! Объясню: «комплексное расположение» — это когда на небольших гектарах встречаются различные типы почвы — солонцы, солончаки, бурые почвы, которые требуют не менее трех-четырех технологий для возделывания каждой из них. А это на малой площади невозможно. Поэтому хозяйственник (фермер) обрабатывает земли однотипно: и на солончаке, и на солонце, и на зональной почве.

Надо отделять зёрна от плевел

Важно подбирать культуры, которые обладают засухо/соле/устойчивостью и которые могут одинаково производить высокую , как на засоленной земле, так и на солонце, и бурой почве. Я с 1971 года занимаюсь подбором кормовых культур на нашей местной проблемной почве. И в зависимости от расположения солей в почве, я выделил для пригодного успешного возделывания такие корма, как донник, суданскую траву и волоснец ситниковый. Эти три вида трав везде проявляют высокую урожайность, тогда как, к примеру, люцерна на солонце не растет, и на засоленной земле с урожаем проблема. Зато на бурой почве обеспечивает хорошую продукцию, но, как я вам сказал, у нас земли комплексные. И нужна универсальная культура. Такая как суданская трава, а также донник и волоснец ситниковый. Последний — чисто пастбищное растение. Первые два — и сенокосные, и пастбищные. Поэтому я склонен считать и вообще рекомендую в Атырауской области не увлекаться расширением ассортимента кормовых культур.Достаточно выращивать пару кормов для сенокосного использования — донник и суданскую траву. И скот будет упитанным. Эти две культуры вполне могут заменить зерновые концентраты, нужно лишь правильно составить рацион.

В нашей зоне плохо приживаются/всходят такие виды культурных злаковых пастбищ, как ежа сборная, различные виды овсяниц, только хорошо растет волоснец. И если создать пастбища с включением волоснеца, донника и суданской травы, то можно сказать, что скот круглогодично можно будет содержать в привязанном состоянии — то есть, без выгула на пастбище. В Атырау естественные пастбища скудные, и они не могут обеспечить потребности животных. И здесь можно создать орошаемые культурные пастбища из трех видов. Кормить скот, кроме как на пастбище, также заготавливать зимой силос, сенаж, сено. Вот тогда надои молока можно повысить до 7 тысяч литров в год — и это неплохой результат, подчеркну, имея под рукой всего три вида кормов. Для высоких удоев нужны концентраты, разные виды жмыха, сахарную свеклу — словом, бесперебойно обеспечивать животных кормами, это очень трудная задача, не все могут с ней в Казахстане справиться! Поэтому мясное и молочное скотоводство не развивается. Но с помощью перечисленных мной растений можно держать скот и получать молоко.

— В своем Послании Президент немало уделил внимание теме своего производства — будь то кормовые культуры, мясо, молоко. Он даже, если утрируя сказать, геологов попросил искать полезные ископаемые, мол, давно в стране не было значимых геологических открытий. А у нас, помнится, вы говорили, своих сельхозмашин-то нет…

— Да, каждый вид травы требует определенного набора сельскохозяйственных машин — культиваторы, плуги. Но набрать такую технику фермерам невозможно. Если же ограничиться названными мною тремя видами культур, то набор сельхозмашин уменьшится на порядок. И за счет этого можно поднять экономику производства кормов!

Но этого многие не учитывают, потому что сегодня каждый фермер сам себе хозяин, он не может много пахать, сеять, так как у него набор сельхозмашин сугубо специфический. Поэтому задача перед государством стоит такая: обеспечить техникой сельхозпроизводителей. Ну не могут нынче фермеры купить сельхозмашину — дорого! И потом, практически многие не предназначены для возделывания в Атырауской области. Нашему региону нужна своя техника.

Однако все это комплексно не решается на уровне нашего правительства, поэтому не развивается кормопроизводство.

В орошаемом земледелии нюансов много. Нас, ученых еще Союза, в свое время заставляли изучать, как применять режим орошения, мы зазубривали нормы орошения. Но нормы орошения не учитывают почвенные разновидности. И потом, чисто возделыванием занимаются растениеводы. В нашей зоне — в Атырауской области, как правило, образуется толстая корка, которая не дает прорасти многим культурам. Поэтому в первую очередь в этих случаях — в учебниках писали — чтобы разрешить корку, достаточно произвести специальные операции. Но! Вместо пользы они вредят появлению всходов: последние лишаются контакта с твердой почвой и не могут взойти.

Я полвека проработал как научный сотрудник, как производственник, и понял сам — у земли так сказать, чтонужно делать.

Правительство только сейчас решает вопросы субсидирования: стало заботиться о выделении средств на удобрение, применение всяких химсредств. 

Но наука не вмешивается в сельхозку, потому что нет востребованности.

Я предлагаю объединить ученых и производственников. Выбрать площади — наука должна определить: пригодна ли почва для посева. Потом нужно составить план развития животноводства и какие культуры можно сеять. И вот эту всю деятельность должно финансировать правительство. Это же научная работа! Чтобы увязать науку и производство, надо открыть экспериментальное хозяйство, со своей техникой, своей наукой высева, орошения.

Раньше, во времена СССР, советский ученый Струмилин для того, чтобы обосновать зональное размещение сельхозкультур, применял такое понятие, как зональные почвы, зональные растения, техника. Для каждой зоны все разрабатывали, и все было приспособлено, и вот тогда экономика повышалась.

Сейчас же большинство фермеров не могут вести расширенное воспроизводство.

— А как вам то, что Президент подчеркнул в Послании использовать талые воды в сельском хозяйстве?

— Жаль, оно не про нашу область. До 1957 года в нашем регионе было много снега! Соответственно, и талых вод немало. А потом — зимы сухие. Последние два года, правда, Атырау покрывался снегом, но этого очень мало. И на лиманы рассчитывать не приходится: реки стали высыхать…

Надежда ШИЛЬМАН

фото автора

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button