НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев 6 августа 2014 года принял Указ о реформе системы государственного управления Республики Казахстан.
В ходе реализации данного Указа Налоговый и Таможенный комитеты Министерства финансов Республики Казахстан реорганизованы путем слияния в Комитет государственных доходов, с передачей ему функций по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию экономических и финансовых преступлений и правонарушений и борьбы с «теневой» экономикой.
Таким образом, создана структура, которая наделена полномочиями как администрирования и пополнения доходной части бюджета, так и обеспечения экономической безопасности страны, борьбы с экономическими преступлениями.
В Стратегии «Казахстан-2050» поставлена цель по вхождению Республики в число 30 развитых стран мира. Достичь этой стратегической цели невозможно без формирования новой системы взаимодействия государственных органов с бизнес-сообществом. Этим обстоятельством и продиктована необходимость создания единой высокоэффективной системы государственных доходов, направленной на обеспечение баланса между задачами сбора платежей и налогов, создания благоприятных условий для ведения бизнеса, а также стимулирования внешнеторгового оборота. Объединение таможенного и налогового комитетов уже сняло нагрузку на бизнес в части дублирующих проверок. Функциональный анализ деятельности налоговой и таможенной служб показал наличие многих процессов, требовавших интегрированного подхода. Это, в частности, осуществление сбора платежей и налогов, проведение аудита налогоплательщиков и участников внешнеэкономической деятельности, противодействие теневой экономике. И это еще не весь перечень функций, имевших признаки дублирования. Существовавшая система не позволяла применять сквозное администрирование этих и других направлений. Причины тому были разные: как технологические — использование различных по своей технической основе информационных систем, так и разный подход к пониманию налоговой и таможенной политики и, как следствие, отсутствие действенной связи между ними.
Совокупность всех этих факторов указывала на необходимость проведения интеграционных мероприятий и кардинального пересмотра структуры фискальных органов. На сегодня единый фискальный орган — это составляющая той благоприятной среды, в которой будет развиваться казахстанский бизнес. Департамент государственных доходов по Атырауской области в своей ежедневной работе в качестве ориентира руководствуется целями и задачами Стратегии «Казахстан-2050» и Послания Президента Республики Казахстан «Нұрлы жол — путь в будущее». В настоящее время подводятся итоги работы за 2014 год и вырабатываются основные направления деятельности департамента на 2015 год. В истекшем году в государственный бюджет поступило 613 211 744 тыс. тенге, а по сравнению с прошлым годом темп роста составил 118%, в местный бюджет поступило 140 710 502 тыс. тенге, а темп роста составил 106%. Всего поступило (государственный бюджет плюс Национальный фонд) 2 382 871 560 тыс. тенге.
Елбасы в Новой экономической политике «Нұрлы жол — путь в будущее» определил комплекс мер, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, роль которого определена как драйвера экономического роста Казахстана. И новый департамент государственных доходов нацелен на создание максимально комфортных условий для развития предпринимательства. С 2015 года, в связи с отменой плановых проверок, разрабатывается новая методика системы оценки рисков для отбора налогоплательщиков на проведение форм налогового контроля. Основной целью единого механизма управления системой рисков будет обеспечение развития и улучшения условий для бизнеса, отсутствие тотального контроля со стороны государства и создание условий для саморегуляции, самоконтроля со стороны субъектов малого бизнеса. Реформы по модернизации таможенной и налоговой службы путем создания единого органа ознаменуют:
единую клиентоориентированность;
единую информационную базу учстников ВЭД и налогоплательщиков; оптимизацию бизнес-процессов по администрированию налогоплательщиков;
улучшение администрирования путем усиления контроля за товарами от момента ввоза до реализации конечному потребителю;
эффективное противодействие теневой экономике;
улучшение качества обслуживания плательщиков;
увеличение сбора налогов;
повышение операционной и функциональной эффективности.
«Нұрлы жол» — программа будущего. Ее успешная реализация зависит от того, насколько эффективно будут взаимодействовать государственные органы и бизнес-сообщества. Также в условиях нового политического курса и новых экономических реалий необходимо активизировать работу по пресечению и предупреждению коррупции. Только при претворении в жизнь всех этих задач мы достигнем поставленных перед нами целей.
Мади ТАКИЕВ,
руководитель департамента
государственных доходов
по Атырауской области