Мандат доверия получен. Впереди — много работы
О прошедших внеочередных президентских выборах, о конкурентах Токаева, о будущем Казахстана в эксклюзивном интервью «ПК» рассказал политолог, директор казахстанского Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» Алибек ТАЖИБАЕВ.
— Алибек Тимитаевич, как вы считаете, победа Касым-Жомарта Токаева демонстрирует уверенность казахстанцев в правильности избранного пути?
— Казахстанцы уверены в том, что путь Токаева после январских трагических событий, путь, который был подтвержден решением всенародного референдума в июне – правильный. И победа Касым-Жомарта Токаева – дополнительный показатель того, что наш народ верит в правильность избранного пути. Важно также и то, что по результатам нынешнего голосования казахстанцы оказались даже более едины, нежели на выборах 2019 года.
— Читала вчера у одного пользователя соцсети – мол, зачем участвовали другие кандидаты в президенты, раз набрали не более 4 процентов,
Видимо, не созрели для президентских выборов, так себе — «проходной вариант». А может, все же это яркие личности, которые, так сказать, пригодятся в дальнейшем Казахстану? Вы как считаете?
— По нашим данным, у Токаева более 82 процентов, у остальных – 3, максимально — 3,68 или 4 %, более 5 процентов голосов отдано графе «Против всех». В чем важность вашего вопроса? Сейчас сложно предположить, кто из кандидатов в Казахстане может составить серьезный политический спарринг действующему Главе государства. Объединенная оппозиция у нас пока еще не систематизирована, не структурирована, не может договориться между собой. Хотя Токаев в нескольких своих посланиях говорил о создании сильной конструктивной оппозиции, чтобы принятые решения по итогам референдума и проходной барьер для парламентских партий снизить. Ждем. Но сейчас альтернатив нет.
Тем временем, нельзя сказать, что остальные 5 кандидатов — проходные варианты. Ведь каждый из них поднимал свои темы, которые в той или иной степени откликаются по части казахстанского электората: это и социальные вопросы, и вопросы села, и вопросы, связанные с институтом материнства и детства. Кроме того, во-первых, они собрали необходимое количество подписей, во-вторых, нашли в себе силы, несмотря на подавляющее превосходство – если говорить спортивными терминами, действующего Главы государства на предстоящих на тот момент выборов. Все равно они ввязались в эту дискуссию.
Вообще, я, как политолог, рассчитывал, что у остальных кандидатов на пост Президента результаты будут больше в процентном соотношении. Но, тем не менее, есть понимание того, что какие-то вопросы нашли отклик у аудитории. И к ним надо прислушиваться. И надо понимать, как государство отреагирует на работу с ними.
— В этом году ЦИК много раз объяснял на семинарах, встречах о новой графе «Против всех». Я читала данные exit—pool: на первом месте Токаев и на второй — графа «Против всех». Получается, люди, голосующие против всех, не были согласны с кандидатурами?
— Графа «Против всех» в моем понимании говорит о том, что позволяет нам, как аналитикам, как политологам оценить протестный потенциал казахстанского населения. «Против всех» — более 4 процентов по данным exit-pool — говорит о том, что есть поле для формирования конструктивной оппозиции, есть поле для создания современной политической конкуренции.
Вот в этом диапазоне надо работать в преддверии парламентских выборов, это очень важный, актуальный момент, на который имеет смысл всем вновь образующим, действующим партиям обратить особенное внимание. С одной стороны я рад, что у графы «Против всех» второй результат: значит, где-то есть кандидат, который сможет в той или иной степени объединить интересы аудитории, проголосовавшей именно так. Значит, есть потенциал для выстраивания конструктивного политического диалога в Казахстане.
— Явка избирателей, в принципе, была хорошей. Это значит, что и на парламентских выборах народ будет активен?
— Безусловно, думаю, что и на парламентских выборах народ будет активен, потому как в ходе президентской электоральной кампании кандидаты сделали break the ice, нашли новые контакты с аудиторией. И я реально жду, что политические партии перед парламентскими выборами станут активно использовать те наработки, тот опыт, который получили и в ходе данной президентской электоральной кампании. Те же партии «ОСДП», «Ауыл» – они молодцы. Понятно, что наши парламентские фракции единым фронтом поддержали Токаева. Но я надеюсь и верю, что эти партии сделают свои выводы, в том числе и по агитационным методологиям и активнее станут действовать перед парламентскими выборами. Уверен, мы увидим еще как минимум четвертую партию в нашем парламенте.
— Президентские выборы позади. Что теперь, по вашему мнению, впереди?
— Касым-Жомарт Токаев получил мандат доверия от народа и станет продолжать применять внедрять те достижения, мысли, реализовывать тот позитивный вектор, который уже на протяжении трех лет активно реализуется в Казахстане. Президент получил в том числе всенародную поддержку по итогам референдума. И хотелось бы надеяться, что дальше будет еще лучше в сфере экономики, социальной сферы, в глубинной демократизации казахстанского общества. Это важно — создавать на фоне геополитической турбулентности такие островки стабильности, которые все же будут давать шанс всему человечеству на выживание, как бы пафосно это ни звучало. Казахстан действительно один из немногих островов стабильности в этом бушующем море.
Надежда ШИЛЬМАН