ПК - 105Новости

Виктор Сутягин: «Газета – это как винил. Не массово, но душевно»

Ко Дню журналистики мы заглянули к Виктору Сутягину – ветерану «Прикаспийской коммуны», который вместо того, чтобы почивать на лаврах, осваивает TikTok, не скучает по прошлому и остаётся удивительно молод душой. Он по-прежнему в тренде, но с газетным нутром – и в этом весь Виктор Петрович: немного ретро, немного рок-н-ролл, и всегда по делу.

Про соцсети и лайки

Виктор Петрович, чтото вы в последнее время всё в TikTok заходите. Как считаете, долго ли ещё такие новости в виде роликов будут в тренде

– А вы заметили, что я стал тиктокером? Пока еще юным. Всего месяц, как решил подружиться с этой сетью. Я считал, что этот вид социальных сетей для детей. Но пришло понимание, что новостями, смешными или познавательными видео делятся люди разных поколений. Ну и что? Надо же быть в тренде. Люди сейчас всё чаще узнают, что в мире происходит, не из газет или ТВ, а как раз из коротких видео. Это удобно: быстро, наглядно, эмоции передаются сразу. Да и скучновато мне стало в Facebook, где я многих давно знаю, а люди знают меня, включая мой гардероб и по пояс, и ниже пояса (смеется). До этого экспериментировал с YouTube. Задачу там поставил – 2 миллиона лайков набрать и 5 тысяч подписчиков. Выполнил, и скучно стало. Instagram освоил, сеть Одноклассники – не интересна. Конечно, TikTok – это не место для серьёзной аналитики, но как «вход в новость» – вполне рабочий инструмент. Думаю, формат коротких роликов ещё подержится на плаву. Пока людям важно быстро понимать «что к чему» – он будет жить. TikTok – это уже и новости, и мнения, и даже расследования – всё, правда, на скорости звука. Долго ли это продержится? Думаю, пока людям лень читать, эта соцсеть будет жить. Но, конечно, это как фастфуд – перекусить можно, но полноценный ужин всё же не тут. Так что да, новость в популярной озвученной соцсети – это как заголовок: коротко, ярко, но детали лучше искать в другом месте.

Про «Прикаспийку» под утренний кофе

Первый вопрос, конечно, был отвлекающе расслабляющим. Как сегодня живёт журналистика Казахстана? Газеты, порталы, ТВ, радио. На ваш взгляд, какой вид СМИ сейчас востребован и почему?

– Как кто-то образно сказал, живет как студент на сессии – вроде бы в стрессе, но держится! На самом деле, сейчас у нас очень разношёрстная медиасреда. Кто-то сидит в соцсетях, кто-то до сих пор включает радио с утра, а кто-то читает, как я, к примеру, «Прикаспийскую коммуну». По привычке – под утренний кофе в тапочках. Ну а если серьезно, онлайн-платформы, конечно, на первом месте – скорость решает. Но! Если хочется разобраться, а не просто «поскроллить» – идут туда, где не просто гонятся за кликами, а работают по-настоящему. Так что спрос есть на всё, лишь бы было сделано с умом.

Вы всё же выходец печатной журналистики. Замечаете ли изменения в печатных СМИ? Что поддерживаете, что нет?

– Изменения? Да они каждый день, как в прогнозе погоды. Сегодня тепло, но может и дождь пойти или снег выпадет. Но если серьёзно, печатные издания стали больше думать о качестве, потому что бороться с интернетом в скорости – бессмысленно. Я за то, чтобы газета была как хороший журнал: интересные тексты, красивые фото, своя атмосфера. Не поддерживаю, когда газета пытается быть как популярные соцсети – коротко, шумно, ни о чём. А зачем нам ещё одна «кричалка» на бумаге?

Хороший текст всегда в цене

Поняли намек! По вашему мнению, какой жанр журналистики сегодня изжил себя, а какой, наоборот, стал всё интереснее? Почему?

– Изжил себя жанр, с которого я начинал в газетах: «был на совещании, всё прошло хорошо, участники выразили благодарность начальству и наметили планы на будущее». Ну не интересно же! Давайте отпустим этот жанр с миром. А вот интервью, подкасты, репортажи с эмоциями оживают. Людям интересно слышать голос, живого человека, а не «в рамках поручения» и «в целях содействия». Хороший текст сейчас – это как хороший рассказ: зацепил – читаешь до конца. А если ещё и с юмором – вообще супер. Если без стилистических и иных ошибок – дважды супер. Скоро, наверное, в силу возраста более сентиментальным стану и слезу буду в чашку с кофе пускать, читая хороший текст.

Несмотря на то, что люди «живут» в соцсетях, за газетой в редакцию многие всё равно приходят. Со словами: возьму на память. Наверное, не зря недавно Президент страны подметил, что читать настоящие газеты сегодня уже как будто элитно, статусно… Может, он имел в виду, что в соцсетях, вообще во Всемирной паутине, всё забывается, а газету сохранил, как говорится, на долгую память?

– Есть такое. Газета – это как винил. Помните? Это не массово, но душевно. В соцсетях новость живёт час – и всё, утонула в ленте котиков, собачек, птичек, моих розочек, кстати (смеется). А газету можно положить на полку, на память. И через годы достать и сказать: «Вот, был такой день. И причёска тогда у меня, кстати, была ещё приличная». Плюс, знаете, все-таки приятно своё имя в газете видеть. В соцсети ты ролик снял – и забыл. А здесь – отпечатано, запах типографской краски… В жизни ведь все меняется. Вот штаны-клёш из моей юности вновь в моду вошли. А вдруг газеты вновь станут популярными, с немыслимыми, как когда-то, тиражами? Представляете, очередь у киоска, продавец зазывает, а кто-то скупает всё, как раньше дефицитную тушёнку. Мечтать-то не вредно.

Что бы пожелали нашим читателям и вашим коллегамжурналистам?

– Читателям – не терять любопытства, интереса к происходящему в регионе, стране, мире. Вот считаю, что мне повезло. Я, несмотря на возраст, постоянно чем-то увлечен. В первую очередь, страстью к путешествиям. Давно понимаю, что кого-то этим раздражаю. Но это же не моя проблема! Вот такой у меня образ жизни! А кто ожидал (да я и сам этого не ожидал от себя!), что на склоне лет понесусь по Прикаспию в поисках уникальных ландшафтов, исторических и иных интересных мест? Думаете, просто было? Были ведь голоса: куда он лезет, краевед доморощенный… Историей историки должны заниматься, специалисты. Меня поддержали тогда, в первую очередь, мои более юные коллеги-единомышленники Темирлан Султангазиев и Азилхан Вахитов. «Ты постарел что ли, Петрович, стал обращать внимание на то, что кто-то сказал? Раньше тебе вроде это по барабану было». А потом и люди в соцсетях практически массово поддержали. Мол, снимайте, пишите. Мы же здесь родились, а именем кого город Кульсары назван – от вас узнали. И какие у нас сказочные места есть, у вас в роликах увидели. Впрочем, я с детства человек увлекающийся. Всю жизнь что-то коллекционирую. Остываю, новое начинаю собирать, иногда ломая голову, что с предыдущей коллекцией делать? Отдать или продолжать пыль вытирать? Так что, возвращаясь к вашему вопросу, пусть у вас будет свой «медиааппетит»: не только тиктоковские ролики, но и хорошие статьи, и умные тексты. А коллегам – держаться, не унывать и помнить, зачем мы в эту профессию пришли, выйти из которой, если ты когда-то нужную дверь открыл, просто невозможно. Берегите себя, друзья! Вам ещё не один выпуск делать одной из старейших газет Казахстана.

Надежда ШИЛЬМАН

Алена СОЛОДОВНИКОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button