ДЕНЬ ПРЕЗИДЕНТА: К ИТОГАМ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА КАЗАХСТАНА В ОБСЕ
День Президента, который отмечается в Казахстане впервые, позволяет обобщить, осмыслить самые различные стороны политики последних лет.
Одним из наиболее актуальных достижений Казахстана, совершенных под руководством Президента Н.А. Назарбаева, является председательство в ОБСЕ и Астанинский саммит ОБСЕ в 2010 году.
Эксперты многих стран отмечают важность того, что Казахстан, в качестве председателя ОБСЕ, выбрал наиболее мудрый и дальновидный формат сближения позиций между главными мировыми центрами силы.
Астана предложила в качестве ключевых те темы, по которым достижение компромисса между Востоком и Западом возможно. Причем, не только в долгосрочной перспективе, но в самом ближайшем будущем. Разумеется, при наличии доброй воли всех участников международного процесса.
Президент Казахстана Н.А. Назарбаев абсолютно прав в том, что без TRUST и TRANSPARENCY — без доверия и открытости — невозможно решить ни одну международную проблему. Нурсултан Назарбаев справедливо подчеркивает, что «системные проблемы безопасности кроются в отсутствии взаимного доверия» между странами.
Председательствуя в ОБСЕ в 2010 году, Казахстан выделил ряд конкретных проблем, решению которых и способствовал в своем новом качестве.
— Выработка базовых принципов построения новой архитектуры европейской и евразийской безопасности.
— Укрепление роли ОБСЕ в противодействии международному терроризму, наркотрафику и торговле людьми.
— Активизация усилий Организации в решении затяжных конфликтов.
— Поддержка процесса мирного урегулирования в Афганистане.
— Локализация межэтнических конфликтов и содействие толерантности в сфере межнациональных отношений.
— Выработка подходов к решению проблем миграции и интеграции в рамках мусульманского мира (примечательно, что в 2011 году Казахстан также председательствовал в Организации Исламская Конференция).
— Решение вопросов экологии.
— Обеспечение энергетической безопасности и надежности энергоснабжения.
— Способствование созданию транспортных коридоров между Азией и Европой.
— Содействие реализации политического полноправия женщин.
В мире, как считают многие специалисты, имеется необходимость принятия нового основополагающего документа ОБСЕ, аналогичного Хельсинкскому акту 1975 года. Этот действующий акт не смог предотвратить возникновение крупных межэтнических и межгосударственных столкновений в Европе. Войны на Балканах, конфликты вокруг самопровозглашенных государств указывают на крайнюю актуальность нового Договора о европейской, точнее о евразийской, безопасности, который иногда называют «Хельсинки-2». Договор о евразийской безопасности может и должен стать эффективным дополнением к существующим и формирующимся компонентам системы безопасности не только Европы, но и Евразии в целом.
В этом плане Казахстан в ходе своего председательства сделал важный акцент — европейскую безопасность без азиатской обеспечить невозможно. Понимание этого стало настоящим кредо Астаны вплоть до сегодняшнего дня.
Казахстан всемерно продвигает процесс, начало которому было положено в 2009 году на неформальной встрече министров иностранных дел ОБСЕ на острове Корфу. «Процесс Корфу», как его называют, получил развитие на аналогичной встрече, состоявшейся 16-17 июля 2010 года в Алматы, на которую Казахстан вышел с текущим обзором по данному процессу. Конкретные предложения Казахстана были вынесены на Саммит ОБСЕ в декабре 2010 года.
В исторической Астанинской декларации, принятой по итогам Саммита ОБСЕ, систематизированы и классифицированы новые риски, с которыми сталкивается международная безопасность. Это, прежде всего, угрозы международного терроризма и организованной преступности, распространения оружия массового уничтожения среди негосударственных субъектов. От того, как быстро и эффективно пойдет по ним работа заинтересованных международных субъектов, будет зависеть европейская и мировая безопасность уже в скором будущем.
В целом, председательство Казахстана стало шансом для стран-участниц ОБСЕ найти такие точки соприкосновения, которые позволят заложить основы общего евразийского пространства стабильности, благополучия и безопасности на обозримую историческую перспективу.
Казахстан как председатель ОБСЕ всегда исходил из того, что безопасность должна быть единой и всеобъемлющей. Достичь этого можно лишь путем оптимизации международно-правовых отношений.
В ходе откровенных обсуждений в период председательства Казахстана были тщательно исследованы проблемы в практике предупреждения конфликтов, управления кризисами, а также причины, препятствующие их эффективному разрешению.
Казахстан всецело и в год своего председательства в ОБСЕ, и сегодня, два года спустя, продвигает предложение о создании механизма предотвращения локальных кризисов с широким спектром инструментов и каналов реагирования в контексте широкой общеевразийской безопасности.
И это несомненный плюс казахстанской внешней политики, уверенно направляемой все эти годы Президентом Н.А. Назарбаевым.