Вкус казахских лепешек и тепло шанырака
В Атырау вышла в свет уникальная книга жителя с.Сарытогай Махамбетского района, возглавлявшего в 1996-2006 годах болгарское этнокультурное объединение «Возрождение», в те же годы являвшегося членом Ассамблеи народа Казахстана по Атырауской области Владимира Стамова — «Праболгарские племена. История и современность. Стамовы. Старшая ветвь — от Николы и Матрёны».
Интересно, что эта книга попала в руки журналистам «Прикаспийской коммуны» аккурат накануне Дня благодарности. Мы поговорили с автором о его книге, о его жизни, о его отношении к новому празднику — Дню благодарности.
Казахстан — их судьба
В 1944-м бабушку вместе с прабабушкой Владимира Стамова насильственно переселили из с. Коктебель, что в Старо-Крымском районе, в Казахстан, в с. Сарытогай. Дед же ранее, в 1937-м, был арестован по Постановлению тройки НКВД Крыма, заключен в ИТЛ сроком на 10 лет, но до срока не дожил: умер в лагерях НКВД в 1944 г., могила до сих пор неизвестна. В то время как бабушку депортировали в Гурьев, его отец Дмитрий Данилович Стамов, также уроженец села Коктебель, сражался с фашистами.
Однако после службы, в ноябре 1946-го, когда участник Великой Отечественной войны Дмитрий Стамов прибыл в село Сарытогай, по месту депортации своей матери и бабушки, его взяли под надзор комендатуры по национальным признакам до января 1956 года. Несмотря на это, Дмитрий Стамов успешно и результативно отработал в совхозе с 1946 по 1986 год в разных должностях: от рабочего до замдиректора совхоза. Под его руководством в селе Сарытогай выращено два фруктовых сада общей площадью 150 га!
Дмитрий Данилович, уже будучи на пенсии, дождался-таки справедливости: в 1993-м на основании Закона Республики Казахстан он был признан жертвой политических репрессий и реабилитирован…
Землянка — жилище депортированных
— Папа и мама поженились в 1947-м, а на следующий год родился я. Я был первым ребенком, который родился в семье депортированных — а на тот момент в селе Сарытогай проживали семьи 37 национальностей! — говорит В. Стамов.
Интересно, что мать Владимира Стамова — Ольга Стамова (Даудерих) была в 1941-м депортирована по национальному признаку из Ростовской области также в Казахстан, правда, в с. Славянка, что в Южно-Казахстанской области. Но судьба «забросила» ее на запад Казахской ССР: по достижении 18 лет Ольга была призвана в трудовую Армию и прибыла в Гурьев на строительство объектов стратегического назначения — деревянного моста через р. Урал, госпиталей и др. А в 1945 году, как указывается в книге В. Стамова, демобилизована и направлена в село Сарытогай на сельхозработы, где взята под надзор комендатуры до 1956 г.
Как Владимир Стамов пишет в своей книге, «жили мы тогда в землянках, как и многие депортированные. Землянка — это вырытая яма (3 м х 3 м) по бокам два выступа (1 м х 2 м) и постель из соломы. Крыша — шалашного типа, покрытая хворостом, стеблями подсолнуха и уплотненная землей. Все родители (имеется в виду все депортированные. — Авт.) работали по 14 часов в день, за детьми присматривали бабушки преклонного возраста.
Помню такой случай: прошел сильный дождь в июле, нашу землянку затопило, я выбежал на улицу и стал кричать: «Дождик, дождик!». Никто не слышал меня, поэтому я уже стал просто орать, пока не прибежали две бабушки, которые вытащили люльку с моим младшим братом Василием. Ему тогда не было и года — он мирно спал в деревянной люльке, а она плавала в землянке. В землянках мы и многие депортированные жили до 1953 года».
Никогда нас не называли «қайыршы»
А еще Владимир Дмитриевич сердечно благодарен жителям-казахам, которые помогали семьям депортированных чем могли.
— Помощь на местах была огромная, особенно от женщин-казашек. Они-то целыми днями дома, вели хозяйство. А мы пацанами бегали вечно голодные, холодные, — вспоминает Владимир Дмитриевич. — Врезалось в память, когда соседки-казашки жарили бауырсаки и с пылу с жару угощали нас ими. До сих пор помню вкус этих казахских лепешек. Вообще, всегда с нами пищей делились наши соседи. Казахи держали коров, и иной раз давали нам по стакану молока. А ведь у них у самих почти в каждой семье росли по 7-8 детей! Но никогда они не разделяли нас, хорошо с нами общались, несмотря на то, что мы из числа депортированных.
Когда мы в школу пошли, родители пошили нам хорошую одежду. А после школы как ребятне хочется на улице побегать! И мы надевали робу, фуфайки, которые нам из мешковины родители вязали, надевали сапоги старые отцовские, большущего размера. Вид у нас был еще тот! Но соседки-казашки всегда нам сочувствовали, никогда нас не называли «қайыршы» (попрошайки, нищие, в переводе на русский), даже иногда какой-то одеждой с нами делились…
Под общим шаныраком
Владимир Дмитриевич признается, что издать книгу о депортированных крымских болгарах Стамовых, о помощи им жителями Гурьевской области, в какой-то степени подтолкнул вышедший в прошлом году Указ Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева об учреждении в стране Дня благодарности.
— Это абсолютно верное решение нашего Елбасы. Еcли бы не помощь народа Казахской ССР, гурьевчан, если бы не их радушие, кто знал, выжили ли бы мы тогда. Да, очень было трудно нам, детям депортированных, а уж самим нашим родителям и подавно. Но по прошествии времени я даже не представляю, как бы сложилась моя жизнь, будь всё иначе.
СПРАВКА «ПК»
Стамов Владимир. Родился в 1948 году в селе Сарытогай Махамбетского района Гурьевской области, в семье рабочего, семья депортированных. С отличием окончил Университет Марксизма-Ленинизма при Гурьевском обкоме партии. С 1995 г. по 2013-й трудился в Атырауском автоцентре КамАЗ — главным инженером, затем зам. директора и директором автоцентра. Являлся депутатом двух созывов в городской Совет народных депутатов; депутатом двух созывов в областной Совет народных депутатов. С 1996 по 2006 год возглавлял на тот момент одно из первых в регионе этнокультурных объединений — болгарский культурный центр «Возрождение». В этот же период являлся членом АНК по Атырауской области. Проживает в селе Сарытогай Махамбетского района Атырауской области.
Надежда ШИЛЬМАН