АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ ТОРМОЗЯТ РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА

В четверг в областном акимате председатель атырауского филиала народно-демократической партии «Нур Отан» Болат Даукенов заслушал отчет о мерах по снижению административных барьеров.
Создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности путем снижения административной нагрузки на бизнес, упрощение выдачи разрешительных документов является одной из приоритетных задач сегодняшнего дня. Глава государства в нынешнем Послании народу Казахстана поручил Правительству страны к концу 2011 года расходы на ведение и регистрацию бизнеса снизить на 30 процентов. К 2015 году расходы бизнеса должны быть снижены еще на 30 процентов. По мнению специалистов, первой ступенью в решении поставленной задачи является снижение административных нагрузок и упрощение выдачи разрешительных документов.
Информацию о том, что делается в этом направлении, предоставил начальник управления предпринимательства и промышленности Олег Басиев.
Во исполнение протокольного заседания рабочей группы по снижению административных барьеров при едином координационном совете по вопросам предпринимательства по Атырауской области проведена целенаправленная работа по оптимизации и пересмотру разрешительных документов на местном уровне.
В целях снижения административных барьеров в деятельности субъектов малого и среднего бизнеса по области проведен ряд мероприятий.
Так решением акима области №40 «В состав экспертного совета по вопросам предпринимательства при акиме области» включены представители НДП «Нур Отан», депутаты областного маслихата, представители общественных объединений и предпринимателей области.
Кроме того, во всех местных исполнительных органах, финансируемых из местного бюджета, были созданы рабочие группы для проведения инвентаризации с участием представителей бизнес- сообществ.
Совместно с членами экспертной группы (ЮСАИД) проведен семинар-совещание по вопросу оптимизации разрешительных процедур с участием заместителей акимов г.Атырау и районов области, первых руководителей областных управлений и территориальных подразделений и бизнес-сообществ Атырауской области.
Был разработан график заслушивания всех государственных органов области по итогам проведенной работы (146 органов). Эта работа была завершена в июне текущего года. Конечно, вначале были проблемы непонимания, что понимать под разрешительными документами и т.д.?
По итогам проведенной работы были подготовлены рекомендации для экспертного совета при акиме области по вопросам предпринимательства, на котором заслушаны акиматы г.Атырау и районов, государственные и территориальные органы.
Итогом стал утвержденный общий перечень разрешительных процедур по Атырауской области.
Надо отметить, что эта работа велась при непосредственном участии представителей предпринимательства. Во всех рабочих группах они принимали активное участие.
Руководствуясь концепцией реформирования разрешительной системы на 2009-2011 годы, методикой по проведению инвентаризации и пересмотра разрешительных документов и в целях снижения административных барьеров в деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, по области разрешительные документы выдаются в 32 государственных органах. Это — 8 акиматов города и районов, 13 областных управлений, 11 территориальных управлений.
Указанными государственными органами выдаются 462 вида разрешительных документов (лицензии, разрешения, акты, справки, свидетельства и т.д.).
Основной задачей проведенной работы является проведение инвентаризации нормативно-правовых актов и сокращение временных и финансовых издержек представителей бизнеса.
Надо отметить, что вначале не было единого реестра, большинство центральных и местных государственных органов даже не знали, какие разрешительные документы они должны выдавать.
Для расчета минимальных издержек предпринимателей в связи с получением разрешительных документов учитывалось: среднегодовое количество выданных разрешений, количество времени затрачиваемого предпринимателями на получение соответствующего разрешения, средняя заработная плата по области, среднее количество дней выдачи документов (30-10 дней), среднее количество сотрудников, отвлекаемых на получение разрешения, подоходный налог, официальные сборы.
Всего за 2007-2009 годы количество выданных разрешительных документов составило 135276 единиц.
Предполагаемый экономический эффект по сокращению издержек по рекомендации экспертного совета в процентном выражении составляет 34,7 процента. В настоящее время утвержден общий перечень разрешительных процедур, осуществляемых территориальными подразделениями центральных и местных исполнительных органов, и направлены в министерство индустрии и торговли.
Из чего же складываются эти 34,7 процента?
Все государственные органы заполняли листы оценки на каждую разрешительную процедуру, документ. В конце подсчитывался экономический эффект от оптимизации. Экономический эффект рассчитывается в денежном выражении — тенге. Бизнес не затрачивает финансовые средства, просто по разработанной методике затраченное время считается в денежном выражении. К примеру, каждый очередной день имеет свою стоимость. Если общие финансовые издержки предпринимателя за год составляют 109 млрд. тенге, то после проведенного сокращения они составляют 38 млрд. тенге.
Рекомендации экспертного совета направлены в министерство экономического развития.
В то, что не входит в компетенцию местных госорганов: сокращение лицензий, разрешений, где применяются нормативно-правовые акты, Указы Президента, постановления правительства, мы не можем вмешиваться. Но то, что в полномочии местных органов власти, по рекомендации экспертного совета подлежат исполнению.
Областным государственным органам и акиматам города и районов, рекомендовано:
подготовить соответствующие акты по оптимизации разрешительных процедур согласно заключению экспертного совета.
К примеру, аким г. Атырау выдает разрешение на размещение наружной визуальной рекламы в населенном пункте в течение 10 дней. Экспертный совет рекомендует этот срок сократить — до 5 дней. Таким образом, закон не нарушается, в законе указано — не более десяти дней, значит, есть возможность сократить выдачу документа до 5 дней. Главное сократить временные издержки предпринимателя.
Также рекомендовано сокращение сроков выдачи технических разрешений, к примеру, госкомиссия принимает построенный объект в течение 20 дней, предлагается сократить этот срок до 15 дней. Получение госакта на земельный участок производится в 25 дней, рассматривается вопрос о сокращении данного срока до 20 дней. Все эти рекомендации разосланы в акиматы города и районов.
Разместить на сайтах акимата, управлений, необходимую информацию по выдаваемым разрешительным документам, включая перечень необходимых документов, срок предоставления, стоимость выдачи.
Регламентом срок получения лицензии сокращен на 2 дня, эти два дня выражены в тех финансовых средствах, которые вылились в 38 млрд. тенге. Эти средства не являются расходами бизнеса, это единица измерения расчета издержек бизнеса.
Областным территориальным органам рекомендовано:
подготовить соответствующие акты по оптимизации разрешительных процедур. При необходимости согласовать с вышестоящим государственным органом внесение изменений в процедуру выдачи разрешительных документов в соответствии с рекомендациями экспертного совета.
В целях исполнения поручения Главы государства, данного на совете предпринимателей при Президенте РК от 26.02.10 по улучшению бизнес-среды и дальнейшему сокращению административных барьеров, проводится еженедельный мониторинг по всем жалобам, заявлениям, проблемным вопросам предпринимателей и хозяйствующих субъектов, поступающих непосредственно в акимат города и районов, либо в государственные органы, учреждения и монополистам. Прямого поручения по этому поводу не было, но по инициативе областного акимата такой мониторинг необходимо провести. Открыта страница на блоге акима Атырауской области «Защита бизнеса», куда могут обратиться предприниматели.
Акиматом области совместно с ОО «Союз предпринимателей и работодателей» и региональным филиалом ОЮЛ «Союз Атамекен» на постоянной основе проводятся «круглые столы», встречи, семинары, регулирующие деятельность субъектов предпринимательства.
В соответствии с Государственной Программой по форсированному индустриально-инновационному развитию РК от 19 марта 2010 года министерством связи и информации РК проводятся мероприятия по созданию информационной системы «Государственная база данных Е-лицензирование» (далее ИС ГБД ЕЛ).
Она будет предназначена для ведения единого государственного реестра по лицензиям путем автоматизации процессов лицензирования и предоставления отчетов лицензиатами в государственные органы-лицензиары, что также способствует снятию административных барьеров и повышению прозрачности механизмов в области лицензирования.
Посредством Е-лицензирования предприниматель получит возможность подать в государственный орган электронное заявление на получение или переоформление лицензии с приложением необходимых документов, а также на постоянной основе представлять в электронном формате свои отчеты. То есть то, что они сейчас проделывают на бумажном носителе.
После доклада Олег Черменович подтвердил высказанное председателем совещания Б.Даукеновым предположение о том, что вначале со стороны госорганов было непонимание, а когда поняли в чем суть нововведения, то чиновники стали оказывать небольшое сопротивление. Конечно, многие не хотели отказываться от определенных рычагов воздействия на предпринимателей, от возможности манипулировать ими.
Центральные органы власти провели первый этап работ, второй этап должны провести местные исполнительные органы. Но уже видно, что многие разрешения упираются в центральные органы власти. Поэтому были внесены предложения, чтобы госорганы внесли свои предложения, их включат в экспертный совет, потом республиканский совет при рассмотрении перекликающиеся предложения с других областей будет выносить на рассмотрение координационного совета. К примеру, департамент ЧС многие вопросы согласовал со своим министерством, и уже судьба более 50 разрешительных документов решена положительно.
Практически 100-процентное число госорганов не приняли предложения по оптимизации документов, поэтому 34,7 процента были приняты волевым решением экспертного совета при акиме области. Это прямое указание к исполнению.
— Мы предложили сократить лицензию на выдачу оптовой реализации алкогольной продукции, т.е. поставить на утрату. Аргумент такой – раз лицензируется само производство алкогольной продукции и лицензируется розничная торговля алкогольной продукции, то зачем лицензировать оптовую реализацию? Это явно лишнее и не нужное звено. Примет это министерство или нет, сказать трудно, но есть наработки передать этот вид лицензии местным исполнительным органам – налоговому комитету, сообщил докладчик.
-Сколько нужно времени для открытия бизнеса? — поинтересовался Б.Даукенов.
Как сообщил О.Басиев, такие вопросы поступают и от предпринимателей. Но с прошлого года внесено много поправок на этот счет, поэтому сейчас большей проблемой является другой вопрос — процедура ликвидации бизнеса. Эта проблема была выявлена в ходе работы. По данному поводу тоже будут внесены рекомендации.
Министерство информатизации проводит работу, чтобы перевести все процедуры лицензирования и выдачи других документов на электронный вариант, т.е. все разрешительные документы будут готовиться методом «одного окна».
— Насколько это возможно в госорганах?
— Мы готовы начинать работу со своего управления, если решить технические вопросы
— Будем рассматривать ваше предложение, приобрести оргтехнику и обеспечить отдел несколькими работниками вполне реально. Либо будем рассматривать вариант передачи полномочий ЦОНам. Работу будут выполнять управления, а выдача документов будет производиться в ЦОНе.
На днях состоялось совещание с участием Главы государства, и там было озвучено, что со дня открытия сайта поступило 800 обращений от представителей бизнеса, из них 247 поступили от предпринимателей с жалобами на контролирующие органы.
На местном уровне после поручения Президента было принято решение о введении госорганами и монополистами мониторинга по поступившим жалобам от предпринимателей и хозяйственных субъектов. Чтобы не доводить это дело до президентского сайта, открыта страничка в блоге акима области. Жалобы поступают, и они решаются в рабочем порядке, если не получается их решить, то они выносятся на рассмотрение экспертного совета по вопросам предпринимательства.
— За 3-4 месяца проведена масштабная работа, и если будут достигнуты реальные результаты, то это хорошо, — дал оценку работе управления Болат Даукенов.
Далее представители управления областного акимата сообщили о проделанной работе по обсуждаемой теме.
Заместитель начальника управления строительства Ибрагим Амиров заявил, что они не занимаются выдачей документов, все мероприятия проводит ГАСК, после получения протокола они выдают договора в обозначенные сроки.
— У меня есть сведения, что предприятия по месяцу не могут получить договора, разберитесь, — поручил Б.Даукенов.
Начальник управления здравоохранения Мендихан Утепкалиев сообщил, что они занимаются выдачей лицензии на медицинскую и фармакологическую деятельность. Им было поручено рассмотреть варианты сокращения сроков на выдаваемые разрешения. Такие же рекомендации получил начальник управления образования Килымгали Кайненов
Ситуацию по городу Атырау сообщил заместитель акима города Амантай Айтбаев. Городской акимат выдает 23 разрешительных документа. На сегодня сокращено разрешение на открытие торгового объекта. Достаточно документа, где говорится, что целевое предназначение земельного участка – магазин. Но магазин будет получать разрешение пожарников, СЭС и т.д.
Представитель налогового комитета сообщила, что они не могут сокращать дни, потому что все документы выдаются в течение 2-3 дней, они оказывают услуги по 35 пунктам.
Депутат Бауыржан Косжанов рассказал, что сайт комитета постоянно в закрытом состоянии, перегружен. А документы в бумажном носителе, как это делалось раньше, не принимаются. Представьте, каково сельскому предпринимателю подготовить документ в электронном виде, он вынужден каждый раз приезжать в областной центр. Это — нарушение закона. А когда идет речь о закрытии бизнеса, так вообще сущий ад происходит. Существует некая пирамида, через которую происходит закрытие, и надо ждать 4 года.
Налоговик признала озвученный факт, но заявила, что сегодня этот вопрос снят.
Но депутат выразил сомнение – и сегодня продолжается канитель с ликвидацией бизнеса.
Депутат областного маслихата Бахыт Айдашев сообщил о вопиющем факте при выдаче разрешения на забой скота ветеринаром. В сельском хозяйстве час опоздания может стоить многого, к примеру, скотина, проехавшая 100 км, не может ждать справки, или привезенные овощи могут быть безвозвратно потеряны. Сельский ветеринар посылает крестьянина с коровой за справкой в район, там его посылают в областной центр, приехавшего со скотиной в город владельца опять посылают за справкой к своему ветеринару. Человек не знает, где ему получить справку для забоя скота?!
Поднятый с места заместитель начальника управления сельского хозяйства Серик Сарсекенов сообщил, что ветеринары работают всего полгода, видимо, приведенный пример говорит о некомпетентности.
«Надо не просто разобраться, а наказать!» — поручил Болат Даукенов
Первый заместитель председателя НДП «Нур Отан» Н.Мухамбеткалиев сообщил, что в феврале был создан общественный совет по контролю и мониторингу за качеством и доступностью государственных услуг и разрешительных документов. За 6 месяцев совет провел проверки деятельности ЦОНов, учреждений здравоохранения.
Несмотря на предпринимаемые меры, бизнес все еще не может плодотворно работать, административные барьеры дают о себе знать, считает депутат Алия Беккужиева. К примеру, когда она заинтересовалась, как выдаются разрешения на торговлю, выяснилось, что только с 16 мая принимаются заявления на выдачу разрешений на уличную торговлю, поэтому возникает вопрос, когда же будет получено разрешение, если оно еще будет рассматриваться. Хорошо, если рассмотрение уложится в обозначенные сроки – 15 дней!
«Дай бог, чтобы построенный объект сдавался за 15 дней, но я скажу вам, что ни один объект не сдавался за один месяц, в действительности срок исчисляется 5-6 месяцами, а то и 8-ю».
Бизнес-среда улучшается, предприниматели немного вздохнули, но препонов еще много. Хорошо бы в коридорах госорганов вывесить стенд с перечнем необходимых документов для сдачи, а то ходит предприниматель по коридорам и не может документы сдать, то одной, то другой справки не хватает. Или отчет в налоговый сдается, а через полгода выясняется, что он не прошел — в момент сдачи сервер завис.
Резюмируя совещание, Болат Асылович признал:
— Нарушений по отношению к предпринимательской среде — масса, вплоть до ареста счетов. Обязательно вернемся к этой теме, будем рассматривать, обсуждать. Конечно, государством создаются условия для развития бизнеса, но есть факты, когда предпринимателя, буквально, душат. Спрос партии за дела в вопросах предпринимательства перед госорганами будет большой.
Алма ТУРГАНОВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна

Комментарии закрыты.

  1. Жаке

    Правильные вопросы подняты в статье. Правда, много букв. Еле осилил. Особенно, насчёт ликвидации ТОО, ИП точно моразм какой-то. Невозможно закрыть. Хотел написать комментарий к статье о языках. Там запретили, оказывается, комменты. Нужен только агашкам с аула, чтоб поднять свой приоритет. Типа я круче, знаю казахский хорошо. В организациях сидят переводчики и переводят с космического «литературного» казахского (который мало кто из казахов понимает) на нормальный разговорный или на русский и обратно для галочки. Нет единого казахского языка. Даже в Уральске говорят непонятно для атыраусца. «Кияр, пияз, iнкал и пр.» Что уже говорить про обузбекившихся южанах! Литературный язык для молодёжи, воспитанной телевизором и не читающей книг, вообще, иностранный язык! Кого мы пытаемся обмануть? Себя? Русских?