СЛЕЗЫ «БЕНЗИНОВЫХ КОРОЛЕЙ» ДЕФИЦИТ ГСМ СОЗДАН ИСКУССТВЕННО

Как мы уже сообщали (см. номер от 23 августа и на нашем сайте pricom.kz), министерство нефти и газа официально заявило, что повышения предельных цен на бензин в сентябре не будет. Горючее, как и в августе, будет стоить 106 тенге за литр АИ-92 и 86 тенге за литр АИ-80. Информация эта, конечно, позитивная. Но, к сожалению, в полной мере порадоваться сообщению министерства атырауские автолюбители пока не могут. На большинстве заправок или вообще нет бензина, или его отпускают по талонам.
Напомним, мы уже писали о том, что на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе скопились достаточно большие объемы горючего, которое по непонятным причинам не доходит до потребителя (см. номер от 18 августа и на нашем сайте pricom.kz).
— Завод работает в штатном режиме, — сообщил корреспонденту «ПК» главный инженер завода Денис Козырев. — Запасы топлива действительно солидные, и мы заинтересованы, чтобы его забрали. Мы готовы отгружать его хоть круглые сутки. Но только не нарушая законов…
Выяснилось, что рожденный в недрах миннефти и газа закон «Об обороте нефти и нефтепродуктов» и является основным тормозом на пути горючего.
— Мы находимся в середине цепочки добыча — переработка – реализация, — объясняет директор юридического департамента АНПЗ Вячеслав Лаговский. — Для нас с принятием этого закона ничего не изменилось. Но, по моему мнению, действовавший ранее механизм нарушен. Вот и возникли проблемы.
Раньше добытую нефть можно было перепродать любое количество раз. В итоге на завод конечный хозяин поставлял ее по цене, многократно превосходившей первоначальную. Но этим рост цены на условную тонну нефти не ограничивался. Переработав сырье, давалец и не думал, накинув свою маржу, отправлять нефтепродукты на АЗС. Теперь уже бензин или дизтопливо так же, как и раньше нефть, несколько раз перепродавали по документам. В итоге на АЗС бензин поступал по бешеной цене. В розничной реализации же, как известно, цена ограничена правительством. Это и давало повод «бензиновым королям» громко кричать, что они торгуют себе в убыток, естественно, добиваясь одного – очередного повышения цен.
— Вот правительство и пытается навести порядок, сделав процедуру оборота нефтепродуктов максимально прозрачной, сократив до минимума число посредников, — говорит Вячеслав Лаговский.
По новому закону хозяин нефти – недропользователь, добыв сырье, должен или сам его переработать, или перепродать, но только одному посреднику. Это ограничение касается и того, кто станет хозяином реального бензина. Он тоже может перепродать его всего один раз. Купи по документам партию — будь добр, отправляй на АЗС.
Но и это еще не все. Как известно, нефтепродукты — подакцизный товар. И теперь их хозяев, а если быть точнее, посреднические фирмы, обязали зарегистрироваться не в Алматы или Астане или на далеких Виргинских островах, как раньше, а непосредственно в регионе переработки. В нашем случае — в Атырау. Более того, владелец ГСМ должен доказать, что у него имеются резервуары для хранения.
Согласитесь, вполне нормальные требования. Как-то несправедливо получается — торговать нефтью и бензином, ворочая миллиардами, сидя далеко от Атырау, и оставлять нам «прелесть» дышать отходами вредного производства. При этом платить налоги в бюджеты других регионов. С другой стороны, не менее разумно требование иметь емкости. Смешно же, что одну партию бензина «прокручивают» между собой с десяток фирм, а у них за душой, кроме компьютера, ничего нет.
Естественно, что нововведения породили массу проблем у «бензиновых королей», которые пытаются решить их за наш с вами счет. Вот только сколько продлится эта «ломка»? На АНПЗ предполагают, что нехватка бензина на АЗС может продлиться еще несколько дней. Зато есть реальный шанс, что в итоге процесс добычи, переработки и продажи горючего, наконец, станет прозрачным. А главное, трудно будет лоббировать в последующем очередное повышение цен, поскольку при однократной перепродаже нефти и бензина налоговикам будет проще проверить накрутки, сделанные на первоначальную стоимость. По крайней мере, будем надеяться, что так оно и будет.

Виктор СУТЯГИН