ЖИЛСТРОЙСБЕРБАНК — МЫ ДЕЛАЕМ ВСЕ, ЧТОБЫ ВЫ ЖИЛИ В СВОЕМ ДОМЕ
Жилстройсбербанк в будущем году на 20% прогнозирует снижение издержек для своих клиентов. Сокращение финансовых и административных барьеров стало главным направлением работы Банка. Уже сейчас он взял на себя бремя собственных операционных расходов и обнулил шесть различных банковских комиссий. Благодаря передовым технологиям работа Банка стала еще более прозрачной. Так, при подсчете баллов и распределении квартир по программе «Доступное жилье-2020» полностью исключён человеческий фактор, что позволяет избежать ошибок. Об этих и других особенностях единственного в стране Банка жилстройсбережений расскажет директор Атырауского областного филиала АО «Жилстройсбербанк Казахстана» Нурбол Курман.
ВОПРОС: Нурбол Оразбайулы, здравствуйте. Недавно в СМИ прозвучала такая информация, что Жилстройсбербанк занимает первое место на рынке долгосрочных вкладов в тенге. Так сколько же вкладчиков доверяют Банку свои деньги?
ОТВЕТ: На данный момент общее количество заключенных договоров о жилстройсбережениях достигло 549 тысяч 200 единиц. Общая сумма исчисляется 1 триллионом 284 миллиардами тенге. При этом за 9 месяцев 2014 года Банком заключено на 50% договоров о жилстройсбережениях больше, чем за тот же период прошлого года. В целом это более 116 тысяч договоров.
Наши показатели выросли и в части выдачи займов. В 1-м полугодии 2014 года было выдано 7 179 займов на общую сумму 32 миллиарда 700 миллионов тенге, что на 34% больше, чем в первом полугодии 2013-го. Я считаю, что эти цифры красноречиво говорят и о доверии к системе жилстройсбережений в целом, и к нашему Банку в частности.
На сегодняшний день тенденция такова, что по нашим прогнозам, в четвертом квартале нынешнего года Банк сможет удвоить свои показатели. Хотелось бы сказать, что потребность наших вкладчиков в жилье настолько высока, что если будет предложение о продаже квартир по ценам ниже рыночных, то наши клиенты уже сегодня смогут выкупить в три раза больше квартир, чем сейчас, вложив в покупку 150 миллиардов тенге.
ВОПРОС: Насколько я понимаю, такие показатели говорят и о доверии населения, и о том, что с Банком выгодно сотрудничать. Жилстройсбербанк отличается от других банков второго уровня. В чем его преимущества?
ОТВЕТ: Да, вы правы. Жилстройсбербанк — другой банк. И наши условия весьма привлекательны. Несмотря на то, что ставка вознаграждения в Жилстройсбербанке — 2%, сотрудничать с нами выгодно. В качестве стимулирования населения к участию в системе жилстройсбережений накопления граждан поощряются ежегодной премией государства в размере 20%. Максимальная сумма, на которую она может быть начислена — 200 минимальных расчетных показателей, или 370 400 тенге. В денежном эквиваленте максимальная премия государства составит 74 080 тенге в год. С учетом премии государства, при определенной сумме накоплений эффективная ставка по депозитам Банка достигает 12,6%.
Популярны среди населения и жилищные займы. Предоставляются они при условии, если клиент в течение трех лет накопил в нашем Банке не менее 50% от необходимой суммы. Оставшиеся 50% клиент получает в виде жилищного займа по низким ставкам вознаграждения — от 3,5% до 5% годовых.
Если же заем на покупку жилья нужен уже сегодня, и у Вас есть эти 50% от стоимости жилья, то Банк предлагает воспользоваться промежуточным жилищным займом. При его получении уже имеющиеся средства вы кладете на депозит, а Банк предоставляет заем в размере 100% от необходимой суммы. Ставка вознаграждения будет от 7,5% до 8,5% годовых. В течение трех лет ваши деньги будут лежать на сберегательном счете, и на них будет начисляться вознаграждение 2% и премия государства 20% (на сумму не более 200 МРП). Через три года сумма, находившаяся на депозите, идет в счет погашения основного долга, а на оставшуюся сумму процентная ставка понижается до 3,5% — 5%.
Банк возобновил выдачу предварительных займов. Они выдаются клиентам при наличии первоначального взноса в размере 25% от необходимой суммы. Ставка вознаграждения — 9,5% годовых.
На сегодняшний день это самые доступные механизмы покупки жилья в кредит в нашей стране. Вы можете взять заем на приобретение квартиры, дома, на покупку участка под ИЖС и строительство собственного дома и даже на ремонт.
Почему у нас такие низкие ставки? Потому что Жилстройсбербанк — финансовый институт со стопроцентным государственным участием, выполняющий социальную функцию. И наша главная цель — не получение прибыли. Цель работы банка — обеспечить вас жильем на выгодных условиях.
И еще. «Жилстройсбербанк Казахстана» — один из операторов реализации программы «Доступное жилье-2020». Мы работаем по двум направлениям — «Жилье для всех категорий населения» и «Жилье для молодых семей».
ВОПРОС: Несмотря на то, что Банк реализует всего лишь два направления, госпрограмма ассоциируется именно с Жилстройсбербанком. С чем это связано?
ОТВЕТ: Это значит, что мы эффективно работаем. По направлению «Жилье для всех категорий населения» до конца года общий объем завершенного строительства составит 973 тысячи квадратных метров, или 15 258 квартир. По направлению «Жилье для молодых семей» с начала реализации программы введено в эксплуатацию 163 тысячи квадратных метров жилья. На сегодняшний день в местные исполнительные органы за выкупленные квартиры Банком перечислено более 51 миллиарда тенге. Причем 71% этих средств — это накопления граждан.
Как видите, деньги, выделенные на строительство из бюджета, возвращаются государству и на них можно построить дополнительные квадратные метры. Как отметил Председатель Правления Банка Айбатыр Жумагулов на брифинге в Службе центральных коммуникаций, наша работа создает мультипликативный эффект. То есть на каждый вложенный государством тенге Жилстройсбербанк привлекает 3 тенге частного капитала или попросту деньги наших вкладчиков.
Так, по программе «Доступное жилье-2020» в Атырау строится сразу несколько объектов. Это 3 дома на 135 квартир в микрорайоне Алмагуль. Сдать в эксплуатацию их планируют до конца года. В микрорайоне Нурсая возводятся еще 9 домов на 450 квартир, из них 232 квартиры будут реализованы через наш Банк. Срок завершения строительства — четвертый квартал 2014 года.
ВОПРОС: Но все же в прошлом году Банк часто подвергался критике — высокие комиссии за открытие счета, недостаточный уровень сервиса. Что-то изменилось за последнее время?
ОТВЕТ: Да. Мы кардинально изменили подход в работе. Более того, поставили перед собой цель — стать одним из лучших банков в Казахстане по качеству обслуживания и внедрению передовых технологий.
Начну с того, что нас критиковали не только наши клиенты, но и Глава государства. На расширенном совещании в Правительстве Президент дал поручение сократить финансовые и административные барьеры для участия населения в системе жилстройсбережений. В результате мы на 30% снизили нагрузку на наших клиентов. И до конца 2015 года планируем снизить нагрузку на клиентов еще на 20%. Для этого в Банке совершенствуются процедуры, в результате чего сокращаются наши собственные расходы.
Кроме того, мы работаем над снижением комиссий наших внешних партнеров — нотариусов, страховщиков и оценщиков. Так, по программе «Доступное жилье-2020» практически во всех регионах, в том числе в Атырауской области, достигнута договоренность о снижении тарифов за нотариальную регистрацию договоров купли-продажи недвижимости с 22 до 7 тысяч тенге, а за услуги оценочных компаний — с 5 до 2,5 тысячи тенге. Об уменьшении стоимости услуг ведутся переговоры и со страховыми компаниями.
Для участников программы «Доступное жилье-2020» аннулированы комиссии за подачу заявления на участие в программе. А в пулы принимать теперь будут за 3 месяца до завершения строительства дома. Так заявитель видит уже реальный объект и сможет оценить свои возможности по выкупу в нем квартиры.
Для более прозрачной работы в Банке полностью автоматизированы подсчет баллов и распределение квартир по программе «Доступное жилье-2020». Все данные можно увидеть на нашем сайте в режиме онлайн. Сегодня есть возможность через Интернет подать заявку в пул. С ноября текущего года расчет баллов будет осуществляться по новой формуле, она значительно удобнее предыдущей. Каждый желающий сможет рассчитать баллы в «Личном кабинете» или даже дома на калькуляторе.
В рамках общей политики открытости «НУХ «Байтерек» в июне текущего года при Жилстройсбербанке был создан Общественный совет. Прошло уже два заседания Совета. На втором заседании обсуждались проблемные объекты строительства по программе «Доступное жилье-2020». По приглашению Председателя Совета Сейтказы Матаева в нем участвовали представители местных исполнительных органов. Участники заседания рассмотрели 31 объект в семи регионах Казахстана, выявили причины задержек строительства. Представители акиматов заверили, что все проблемы будут решены, и большинство домов к концу текущего года будут сданы в эксплуатацию.
ВОПРОС: Что еще делается для удобства клиентов?
ОТВЕТ: Чтобы сервис в Банке был на высоте, мы внедрили самые передовые технологии. В итоге время обслуживания сократилось в три раза. Меньше времени уходит на выдачу займов. Если раньше это занимало 22 дня, то сейчас решение принимается за неделю. В будущем мы хотим сократить этот процесс до 3 дней без ущерба качеству.
Нами создан контакт-центр, заработал короткий номер 300 для всех операторов мобильной связи. Теперь все клиенты банка могут получить всю нужную информацию по телефону из любой точки страны и совершенно бесплатно. Набрав этот же номер, можно вызвать на дом или в офис агента ЖССБК.
ВОПРОС: Такая работа по внедрению новых технологий наверняка требует нового подхода к работе персонала.
ОТВЕТ: Да, в Банке работают квалифицированные специалисты. И мы постоянно работаем над совершенствованием их навыков. Наши сотрудники регулярно проходят обучение. Мы очень строго следим не только за их работой, но и внешним видом. Это касается как фронт-офиса, так и всех подразделений Банка.
ВОПРОС: Расскажите подробнее, каких показателей добился филиал Банка в нашем регионе?
ОТВЕТ: За годы своей работы мы добились значительных успехов. Только с начала текущего года филиалом заключено 4 747 договоров о жилстройсбережениях, всего свое доверие Банку оказали 14 771 житель области, став нашими клиентами. И их ряды пополняются с каждым днем. Депозитный портфель филиала сейчас составляет более 6 миллиардов 800 миллионов тенге.
Большим успехом у населения пользуются займы Банка, так как являются самыми выгодными для приобретения жилья населением со средними и ниже среднего доходами. С начала года наши клиенты получили займы на 1 миллиард 200 миллионов тенге.
В завершение скажу, что доверие казахстанцев к Жилстройсбербанку растет. Мы открыты и готовы идти навстречу нашим клиентам. В Банке хорошо налажена обратная связь. С предложениями по работе Банка можно обращаться, написав письмо по почте или оставив сообщение на сайте банка, а также в контакт-центр и по единому номеру 300 для всех операторов мобильной связи. Я, как директор филиала, веду личный прием граждан по вторникам и четвергам с 16 до 18 часов.