ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Формирование современного государственного аппарата и транспарентного подотчетного государства — это две важные институциональные реформы из пяти, которые обозначил Глава государства в Плане Нации «100 конкретных шагов». Они затрагивают государственную службу напрямую. Сегодня создано целое Министерство государственной службы. Три года как отмечается профессиональный праздник — День государственного служащего.

Почему так много внимания уделено именно государственной службе?

Во-первых, на фоне мирового кризиса, низких цен на основные статьи экспорта Казахстана и снижения деловой активности государственная служба содержит в себе значительный запас роста эффективности как в снижении барьеров, так и в модернизации самой себя.

Во-вторых, следующая причина уже лежит в плоскости традиционного недоверия населения к госаппарату, ко всему, что связано с государством.

Переломив эту «традицию», мы высвободим колоссальные резервы для развития. Все знают правило бизнеса, когда один недовольный клиент уходит и уводит с собой 5-10 потенциальных. А в госслужбе это значит, что один некомпетентный чиновник фактически срывает работу 5-10 своих коллег, которые лишаются доверия. И в отличие от бизнеса, который можно продать, закрыть или просто игнорировать клиентов, пока не разоришься, нельзя просто перестать выполнять государственную функцию или не реагировать на жалобы населения.

Но здесь на самом деле есть и потенциал. Правило работает и в обратную сторону. Один компетентный, прозрачный и эффективный ответ на запрос — доверие повышается не только у одного жителя страны, но и у его близкого круга общения. Посмотрите, как далеко мы продвинулись в электронном правительстве и обслуживании через ЦОНы — Казахстан уверенно находится в первой десятке стран по этому показателю. И этот потенциал необходимо использовать. В этой связи хотелось бы как раз обсудить механизмы роста доверия.

Вернемся к празднику. День госслужащего — профессиональный праздник, который проходит фактически незамеченным для большинства населения страны. Мы — страна металлургов, шахтеров, строителей, учителей, страна, где ценится труд, который осязаем и виден. Исключение составляет, пожалуй, День финансиста — но и он отмечает профессию, которая создает и распределяет реальные денежные потоки. И как мы знаем, профессиональные праздники принято отмечать дружно рабочим коллективом.

В этой связи трудно ожидать аналогичного от дня государственного служащего. И дело не в молодости самого праздника. Госслужба — это атрибут человечества с тех времен, как появились первые государства. Но пока государственная служба будет оплачиваться за время, проведенное на работе, а не за результат, сложно привлечь профессионалов, а значит, не будет и профессиональной работы.

Если вернуться к проблеме доверия, население не доверяет государству еще и потому, что государственные органы недостаточно прозрачны.

Слова Главы государства о необходимости компетентного подхода, обязательного повышения квалификации и оплаты по результатам — это отражение нового подхода при разработке данного Плана.

Надо признать, за годы существования госкомпаний многие из них фактически стали госслужбой с ее отчетами, вертикальной иерархией и «стеклянным потолком» для рядовых сотрудников. Но как мы видим, трансформация, которую еще рано оценивать по результатам, это уже показатель смены парадигмы. Надеемся, это не станет очередным этапом «показательного выступления», а действительно будет работать. В этом случае мы реально сможем говорить, что у нас 100 тысяч госслужащих, как показывает статистика. Можно считать данный шаг первым этапом в переходе к исключительно профессиональному госаппарату.

В Плане обозначен отход от ненужных отчетов даже в госорганах. Чем меньше отчетов, тем больше пространства для работы над прямыми функциями. Система круговых и регулярных отчетов особенно вредна в социальной сфере. Не спорю, измерять надо. Но как измерять — качественно или количественно, это уже другой вопрос.

Повторные отчеты и запросы, спускаемые по вертикали, должны быть прекращены. Врачу надо лечить, а не заполнять отчет о том, сколько он вылечил и планирует вылечить в будущем периоде. Это задача менеджера, управленца. Узкая специализация показала свою эффективность как в операционном плане, так и в финансовом в развитых странах.

От проблемы доверия прямой переход к общественному контролю. Самое главное — это не должна быть иллюзия. Другой вопрос — готовы ли мы, каждый из нас, проявлять сознательность и воплощать полномочия по общественному контролю.

Возможно, нужен переходный этап и поэтапная передача функций общественного контроля. Один из инструментов — общественные советы, уже работает. Некоторые полномочия необходимо передать им. К примеру, обязательное рассмотрение бюджетов, как текущих, так и инвестиционных. Есть механизм общественного слушания при защите тарифа. Он работает не везде, но это действенный механизм повышения доверия населения.

Если суммировать кратко, повышение доверия к государственной службе через общественный контроль — это на сегодня самый эффективный и экономически рациональный способ обеспечения развития профессионального госаппарата и модернизации общества.

Бейбут МАМРАЕВ,
ректор Атырауского
государственного университета
имени Х. Досмухамедова

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна