«ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ» ДЛЯ КАШАГАНСКОЙ НЕФТИ
В рамках своей рабочей поездки по региону председатель ФНБ «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев побывал на НПС «Атырау» Каспийского трубопроводного консорциума.
КТК сегодня — один из важнейших инвестиционных проектов, реализация которого началась в Казахстане в прошлом году. И это вполне объяснимо. Разговор сегодня идет о том, что в ближайшие годы добыча нефти только в Атырауской области увеличится в разы. Но добыть сырье — это лишь половина дела. Его еще нужно отправить потребителям. Казахстан, придерживающийся в этом вопросе многовекторной политики, отправляет сейчас нефть по нескольким маршрутам. Однако их экспортный потенциал недостаточен для большой казахстанской нефти. Потому благодаря настойчивости Главы государства Нурсултана Назарбаева в прошлом году было принято решение о расширении Каспийского трубопроводного консорциума, по которому наша нефть отправляется через российский порт в Новороссийске в разные страны.
Как сообщил региональный менеджер КТК-Казахстан Сарсенбай Муринов, в 2014 году по системе Каспийского трубопроводного консорциума до порта Новороссийск будет прокачиваться 52-55 миллионов тонн казахстанской нефти.
По словам Сарсенбая Муринова, первая очередь расширения трубопровода уже находится в активной фазе. В процессе работ предстоит реконструировать две нефтеперекачивающие станции, увеличить возможности трубопровода, идущего с Тенгизского месторождения, заменив часть трубы с700 миллиметровна1000 миллиметров.
Как проинформировали Умирзака Шукеева, после того, как эти работы завершатся, объем прокачки нефти только с Тенгиза увеличится с нынешних 18,8 миллиона тонн в год до 36 миллионов тонн.
Для этого есть все возможности. Мощные агрегаты, установленные на НПС, способны уже сегодня прокачивать до 4 тысяч 100 кубометров сырья, или до 95 тысяч кубометров в сутки, если требуется выйти на максимальный уровень прокачки.
Ознакомившись с технологическими возможностями нефтеперекачивающей станции «Атырау» КТК-К, Умирзак Шукеев решил своими глазами посмотреть, как идут работы по расширению возможностей трубопровода, для чего отправился за несколько километров от города в район Бугорки, где компания «Старстройсервис» ведет укладку новой трубы.
Нужно сказать, что процесс этот впечатляет. Пять мощных трубоукладчиков поддерживают огромную стальную плеть в идеально ровном горизонтальном положении. Как пояснил заместитель генерального директора «Казстройсервис» Сергей Шайдаров, отклонения даже в несколько сантиметров грозят тем, что труба завалится и ляжет в подготовленную траншею неровно. И значит, есть опасность, что шов разойдется.
Контроль за качеством сварных работ и покрытием труб изоляционным материалом, оказывается, тоже очень сложный технологический процесс. Эта работа заинтересовала Умирзака Шукеева.
Как пояснили специалисты, за всем процессом «следит» компьютер. Но чтобы проконтролировать изоляцию, человеку нужно пройти со специальным аппаратом — Холидей-тестом — по всей трубе, внимательно ее «прослушивая».
Особый интерес у Умирзака Шукеева вызвала социальная программа КТК. Как сообщил первый заместитель акима области Болат Даукенов, претензий к КТК со стороны местных властей в этом плане нет. Они уже трудоустроили в своем проекте около 2000 человек. В последующем 100 человек останутся здесь на постоянной основе. Немало помогает КТК и региону — строят школы, ремонтируют больницы, поставляют в них оборудование.
О транспортировке казахстанской нефти шел разговор и на НПС «Атырау» Западного филиала «КазТрансОйл». Это старейшее нефтепроводное предприятие Казахстана отправляет нефть по трубопроводам в сторону Самары и Китая и транспортирует ее по железной дороге. Для чего не так давно в НПС была построена новая наливная эстакада, которая ориентирована, в первую очередь, на отправку тенгизской нефти на экспорт железной дорогой.
Как сообщил директор Западного филиала «КазТрансОйл» Фердинат Мамонов, если в 2007 году по трубопроводам было отправлено 32,5 миллиона тонн нефти, то в прошлом году этот показатель составил уже 37,56 миллиона тонн.
— Но мы не только занимаемся отправкой нефти, на нас возложена еще и очень ответственная задача по снабжению региона водой. Воду в Атыраускую и Мангистаускую области мы поставляем с притока Волги — реки Кигач. Естественно, часть воды идет на производственные нужды нефтепроводчиков. Но это незначительная часть. Мы также обеспечиваем водой нефтедобытчиков, сельхозпроизводителей, просто жителей региона.
Подводя итоги ознакомления с деятельностью нефтетранспортной системы региона, Умирзак Шукеев заострил внимание руководителей компаний на проблеме, которая может возникнуть.
— Мы жестко требуем от участников Северо-Каспийского проекта, чтобы они начали первую добычу морской нефти уже в этом году. Но если мы ставим так вопрос, значит, мы должны заблаго-временно продумать, куда пойдет эта нефть? По каким трубам? Если по железной дороге, то откуда и сколько? Сейчас в регионе создана рабочая группа из представителей Аджипа ККО, КТЖ и КМГ. Объемы, которые называются, постоянно меняются. Но это не причина, чтобы не работать детально над этим вопросом. Железная дорога принадлежит нам, трубопроводную систему мы контролируем, морской и речной порты наши. Так что если мы толкаем участников консорциума на ускорение начала добычи, как только она начнется, не должно быть проблем с отправкой морской нефти потребителям, — поставил перед руководителями национальных компаний задачу Умирзак Шукеев.
Виктор СУТЯГИН,
фото Амангельды
Мутигуллина