ЗДЕСЬ МОЙ ПРИЧАЛ…
В начале будущего года Дмитрий Попов отметит красивую дату — 50-летие своей трудовой деятельности в управлении строительства №99.
Полвека его труд вливается в труд строителей, проложивших стальные магистрали по всему нашему краю, обеспечившие доступ и выход, как говорится, во все концы света. А трудовая его биография началась намного раньше.
Дмитрий Исаевич родился 31 октября 1939 года в деревне Ковернинское Тонкинского района тогда Горьковской, а ныне Нижегородской области. В семье колхозников. И помогал родителям с самого раннего детства. Бойкого, с пытливыми глазами мальчишку приметили, и когда начали создаваться сельпо, в 1956 году, его приняли в штат. Кому из старшего поколения нужно рассказывать о трудностях послевоенной жизни, да еще на селе. И вот объединения сельских пайщиков позволяли организовать более справедливое снабжение и обеспечение людей необходимыми товарами. Конечно, при условии, если работали в этих объединениях люди честные. Именно таким зарекомендовал себя Попов, который не только за лошадью хорошо ухаживал (поначалу он был принят конюхом), не только сотрудников исправно доставлял, куда нужно было, но и все примечал, учился. И вскоре 20-летнего комсомольца назначили заведующим торговым отделом. И со своим комсомольским поручением он справился отлично. Потому комсомольская организация направила его в 1960 году по комсомольской путевке на строительство Средне-Сибирской магистрали. С тех пор и стал он путевым рабочим в составе СМП-136.
— Морозы сибирские стояли, — рассказывает Дмитрий Исаевич, — песчано-гравийная смесь в вагонах, видимо, влажная загруженная, настолько смерзшаяся была, что ломами долбили один вагон по неделе. По нескольку рукавиц истрепывались, мозоли не сходили с рук. Но как-то все это отступало перед осознанием необходимости того, что ты делаешь. Где-то прокладывали новые пути, земляное полотно отсыпали, где-то расширяли пути, с паровозной тяги на электрическую переводили. Весь Алтай, Сибирь стали родными.
А в конце 1962 года пришел приказ из Минтрансстроя СССР СМП-136 из Черепаново Новосибирской области передислоцировать в город Гурьев Казахской ССР, во вновь образовавшееся управление строительства №99.
Вместе с коллективом СМП-136 третьего января прибыл в город Гурьев. Прибыли в двухосных вагончиках, в них же и жили в районе депо на нынешней улице Сырыма Датова. А потом состав со строителями отправился на Бейнеу. На Сайутесе разместились путеукладчик и три вагончика. А снег такой был, что по веревке от вагончика к вагончику ходили. А когда уже вроде запахло весной, 8 марта, такой выпал, что завалило двери — они все наружу открывались. И спасло только то, что было маленькое окошко, открывавшееся вовнутрь. Через него кое-как вылез Иван Федорович Овчаров. И потихоньку потом откопались все. Зато весной степь одарила тюльпанами и травой выше пояса. А на других участках невыносимый зной, отсутствие воды, пыльные бури. Чуть ветер подует, и пыль проникает в глаза, уши, рот. Пухляк лежал слоем — по колено. А каково укладывать в непереносимый зной шпалы, пропитанные креозотом, раскаленные рельсы. Старались «обмануть» жару». Работали с рассвета до полудня, затем 3-4 часа перерыв и снова работа — дотемна. Все вынесли, все преодолели первопроходцы. И то, что вода, доставляемая на участки, больше напоминала чай, нагревалась до 60 градусов. И природные трудности, и то, что вначале преобладал монотонный, тяжкий ручной труд. Но к чести руководства, принимались все меры по улучшению условий труда и быта. В Макате была организована звеносборочная база, значительно ускорившая и облегчившая труд, появился путеукладчик. Большое внимание уделялось обеспечению людей необходимым. Участки снабжались при помощи вагонов-лавок, а в самых недоступных местах — самолетами.
Вообще Дмитрий Исаевич отмечает очень хороший морально-психологический климат, всегда царивший в коллективе, уважительное отношение руководителей к людям, заботу о здоровье. Внимание ко всем предложениям, просьбам. Когда на их участке был поставлен рекорд, уложено четыре километра пути, то это превратилось в настоящий праздник. Отмечались заслуги людей, обеспечивался их рост. Так и его назначили бригадиром, причем с большими полномочиями. В его власти, например, было «закрывать» наряды не в строгом соответствии с бумагами, представляемыми приезжающими на ударную стройку со всех концов страны, а в зависимости от их вклада и действительной квалификации. Зато и спрос за дисциплину был с него же. Не меньше, чем с прораба. В УС-99 действительно каждый был по заслугам награжден, каждый был на виду. И оттого и проблемы решались легче. И успехи были общими и весомыми. В итоге дорога Макат — Актау была построена за шесть лет, на 2,5 года раньше срока. А потом дороги шли дальше и дальше. Совершенствовалась техника. Чтобы соответствовать ей, люди повышали знания, работал учкомбинат, различные курсы. А в 1972 году Попов был направлен на учебу в техническую школу в город Целиноград (ныне Астана). После окончания школы с отличием Дмитрий Исаевич работал машинистом железнодорожного крана в разных подразделениях управления строительства №99.
Нужно подчеркнуть, что не только непосредственно о самом строительстве здесь заботились, но и о тылах стройки. Управление производственно-технологической комплектации УС-99 гремело по всему Союзу. А в 1994 году сюда был переведен машинистом компрессора и Попов. И здесь он высоко несет свое звание заслуженного ветерана управления строительства №99. Обеспечивает качественное производство цемента, за что к его многочисленным грамотам и благодарностям прибавляются все новые свидетельства признания его квалификации и добросовестного труда…
Такой уж это коллектив, прибыв в который, казалось бы, на время, люди остаются в нем навсегда, получая местную прописку. Вот и Попов не только сам остался, но и подругу юности своей вызвал сюда. И работала его дорогая Марья Даниловна, с которой прожили почти полвека, с ним в одной бригаде, а уже попозже перешла в бухгалтерию. И сын их стал строителем. Дочь, правда, железнодорожную отрасль выбрала, но они-то и строили дороги. Значит, дело родителей увлекло детей и дорого им.
Любовь МОНАСТЫРСКАЯ,
фото Константина Старцева