Общество

ЗАБОТЫ И НУЖДЫ ЛЮДЕЙ — В ПРИОРИТЕТЕ МАСЛИХАТОВ

В текущем году исполняется 20 лет со времени образования в Казахстане маслихатов — местных представительных органов. С обретением независимости и самостоятельным выходом на
международную арену Казахстан достиг больших политических и экономических успехов. Существовавшая ранее система экономики была кардинальным образом преобразована и
адаптирована к новым требованиям времени. В стране проведены существенные реформы в социальной сфере. В этих преобразованиях есть определенный вклад и местных
представительных органов власти. С принятием в 1993 году Конституции Республики Казахстан, у истоков которой стоял Первый Президент Нурсултан Назарбаев, началось становление
базовых основ нового независимого, суверенного государства. В том же году Верховный Совет Республики Казахстан принял Закон «О местных представительных и исполнительных
органах», который внес существенные изменения в структуру местных государственных органов. Местные представительные органы стали называться маслихатами, а местные
исполнительные органы — местной администрацией, возглавляемой главой администрации — акимом. В марте 1994 года в стране состоялись первые выборы в местные представительные
органы власти — маслихаты, которые символизировали новую волну в политическом развитии Казахстана — переход республики к демократии, потому что были первыми конкурентными
выборами в стране.

Маслихаты были наделены функциями и полномочиями государственных органов, представляющих волю местного населения и осуществляющих свою деятельность самостоятельно, порядок
деятельности местных представительных органов, а также правовое положение депутатов маслихатов четко установлены в Законе «О местном государственном управлении». Полномочия
маслихатов за эти годы значительно расширены. В их компетенцию были отнесены утверждение планов, экономических и социальных программ развития местного бюджета и отчетов об их
исполнении, утверждение программ по защите окружающей среды, содействию занятости населения, снижению бедности и многое другое.
Областной маслихат действует в тесном сотрудничестве с исполнительными органами, так как обе эти структуры связаны одной целью — работать на улучшение благосостояния людей.
Поэтому ответственность за благополучие, благосостояние наших граждан исполнительные органы и маслихат несут в равной степени.
Что касается личного восприятия, могу сказать лишь одно — все познается в сравнении. Стоит оглянуться всего лишь на двадцать лет назад, и можно увидеть, какие разительные
перемены произошли в стране. Многие помнят, в каком плачевном состоянии находилась наша область и страна в целом. О тех годах много говорится и много противоречивого, но ведь
это наша история, в которой были и горькие страницы. Не выплачивались заработная плата, пенсии, пособия. О каком-либо бюджете развития области в то время и мечтать не
приходилось, но все-таки миллионы казахстанцев жили и работали с верой в лучшее. И, глядя на сегодняшний Атырау, всю нашу область и страну в целом, можно видеть, что наш
народ успешно прошел жесткое испытание на прочность.
Тринадцать лет из этих двадцати я был депутатом Атырауского областного маслихата, и все эти годы как председатель постоянной комиссии по экономике, бюджету, финансам,
развитию предпринимательства, аграрным вопросам и экологии, был в гуще событий, участвовал в преобразовании области и видел своими глазами, как менялись люди, страна.
Работа маслихата озвучивалась на очередных сессиях, которые проводились один раз в квартал. Проводились и внеочередные сессии, если возникали вопросы, которые необходимо
рассмотреть в срочном порядке, в основном они касались вопросов бюджета области. Работало четыре постоянные комиссии по различным отраслям. Был введен день депутата и
проводились публичные слушания, на которых обсуждались все острые и волнующие жителей вопросы, поднятые избирателями. План работы формировался с учетом предложений, которые
поступали к депутатам. Так что через них жители области имели возможность озвучивать волнующие их вопросы общественного значения и важности, реализовывая таким образом свою
жизненную и гражданскую позицию. Ведь мы продолжали выстраивать свою государственность, и граждане, особенно молодые, заинтересованные в прогрессе страны, и в дальнейшем ее
развитии, могли и должны принимать участие в процессах, происходящих в обществе.
Что бы ни говорили самые закоренелые скептики, не найдется в нашей стране человека, который бы отрицал тот факт, что уровень благосостояния наших соотечественников стал
несравнимо выше.
О том, какие вопросы выносили на сессии и как их решали депутаты Атырауского областного маслихата, можно судить по репортажу «Определена стратегия области на ближайшие 3
года» с XXI сессии, состоявшейся 6 января 2002 года.
…Особенно дискуссионно принимался бюджет. Как обычно, каждый депутат старался «выбить» из бюджета что-то для своего района, отрасли, выполнить наказы своих избирателей.
Обычно некоторые из них и решались за счет резерва. Но в этом году резерва как такового не было. Бюджет очень напряжен, даже с дефицитом, который должен быть перекрыт за счет
инвестиций и трансфертов. Но при внимательном изучении депутаты убедились, что очень многие проблемы при формировании бюджета учтены. И по многим важным социальным
направлениям увеличены ассигнования, например, на подготовку специалистов начального и среднего профессионального образования, на организацию питания учащихся, на реализацию
программы «Диабет», на оказание скорой медицинской помощи и стационарной помощи беременным и роженицам, оказание специальной помощи больным туберкулезом и онкологическими
заболеваниями, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
Также увеличились расходы на социальное обеспечение, оказываемое через учреждения интернатского типа, на социальное обеспечение детей, на программу занятости населения.
Увеличились расходы на культурно-досуговые и спортивные мероприятия.
Чувствуется, что формированию бюджета предшествовала серьезная подготовка. Мы знаем, что после заслушивания новой командой руководства области всех районов, департаментов,
служб, скрупулезно и вдумчиво формировались индикативные планы развития регионов и всей области. Разработан целый ряд интересных программ, и на сессию, для изучения и
утверждения депутатами целесообразности и выделения средств уже представлены некоторые из них.
Так, представлена программа развития импортозамещающих производств на ближайшие 3 года. В ней определены основные направления развития и создания импортозамещающих
производств в области, а для этого — реанимация и рациональное использование имеющихся производственных мощностей, привлечение инвестиционного капитала, повышение
конкурентоспособности местной продукции и активизация деятельности хозяйствующих субъектов в реализации программы импортозамещения. Это должно снизить импортозависимость
области и повысить экспортный потенциал на отдельные виды продукции, а также повысить занятость местного населения и создать предпосылки для дальнейшего интенсивного
экономического развития региона.
Естественно, эта программа получила одобрение депутатов. Как и программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Ее реализация, безусловно, будет
способствовать росту числа субъектов малого и среднего предпринимательства, снижению уровня безработицы, созданию новых рабочих мест и увеличению доли местной продукции. Так
что вложенные в нее бюджетные средства дадут эффект.
Но все же обсуждение этой программы, так же, как и развития АПК, проходило достаточно бурно, поскольку у каждого свое видение, и каждому хотелось, чтобы приоритет был отдан
его проблеме. Но в целом программы одобрены. Как и предложенные департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства программы капитального ремонта ветхого жилья и
сноса аварийных домов и программа обеспечения населения области питьевой водой.
Не столь однозначным было решение депутатов по вопросу программы финансирования жилищного строительства с использованием механизма ипотечного кредитования. В последние годы
эта тема почти так же часто звучала на различного рода совещаниях, как газификация, дренаж, водоснабжение.
Так что вопрос требовал специального изучения, для чего была создана комиссия во главе с первым заместителем акима области В.В. Супруном, с участием депутатов. Анализ
ситуации позволил сделать выводы о том, что программа, не имеющая прецедента, при всех огрехах ее, в целом имела положительный результат, т.к. получило толчок жилищное
строительство. Более того, если оно будет продолжено, то в самое ближайшее время начнется строительство новых зданий в выделенных местах (а это — районы, предназначенные под
снос, так что заодно решается и вторая проблема), и значит — новые квартиры появятся. В связи с реализацией этой проблемы появились новые строительные фирмы, предлагающие
сотрудничество по методу ипотеки. И таким образом, дав им такую возможность, мы создаем конкуренцию, что, в свою очередь, приведет к снижению стоимости строящихся квартир.
Но есть одно «но», именно оно-то и вызывает все сомнения и опасения: 550 миллионов тенге уже выделено из бюджета, а возврат их, согласно договору, ожидается через 10 (теперь
уже 8) лет, причем с потерями от инфляции. Так что не все депутаты проголосовали за продолжение программы. Тем не менее, большинство проголосовало, оговорив необходимость
жесткого контроля со стороны исполнительной власти за ходом строительства, заключением договоров, движением средств и т.п.
Вообще, в подтверждение того, что депутаты хотят быть ближе к решению вопросов, участвовать в их подготовке, а не просто давать «добро», при утверждении постановлений акимата
«О персональном составе и областной комиссии по охране окружающей среды», «О совете по связям с религиозными объединениями», об утверждении комиссии по делам семьи и женщин,
они настояли на включении в их состав депутатов.
На сессии были утверждены также программа по снижению бедности и программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Атырауской области. Нужно сказать, что они также отличались
продуманностью и реальностью, что дает основание надеяться, что они действительно будут выполняться, что и отметили депутаты.
На этот раз им дана была возможность внимательно изучить документы заблаговременно и говорить о них, уже составив свое мнение.
Итак, бюджет одобрен. Так же, как и стратегия деятельности по многим направлениям. Так что, как раньше говорилось, «теперь за работу, товарищи и господа …»
Областной маслихат достаточно активно влиял на все сферы общественно-политической, экономической и социальной жизни в регионе. Взвешенная политика Главы государства,
направленная на усиление авторитета представительных органов, стимулировала депутатов полнее использовать эту возможность. Необходимо отметить, что депутаты внимательно и
серьезно относились к изучению вопросов на местах, проводили встречи с населением в избирательных округах (аулах, поселках), рабочие встречи с работниками представительных и
исполнительных органов. Через средства массовой информации мы обращались к населению области с просьбой направить свои предложения и рекомендации по улучшению работы той или
иной отрасли. Кроме того, областной депутатский корпус Атырауской области на основе опыта своей работы и деятельности коллег городского и районных маслихатов постоянно
инициировал вопросы совершенствования депутатской деятельности.
Проведенная по инициативе Главы государства конституционная реформа 2007 года, получившая всенародную поддержку, дала старт дальнейшим политическим преобразованиям. Всей
своей деятельностью маслихаты подтверждают приверженность реформаторскому курсу, проводимому Первым Президентом Республики Казахстан. Подчеркивая важность конституционных
реформ, Нурсултан Назарбаев отмечал: «В новой политической системе меняется сама природа деятельности маслихатов. Они не будут придатками к исполнительной власти, а
самостоятельными органами власти, обеспечивающими продвижение запросов гражданского общества».
В СМИ начались публикации к предстоящему юбилею образования маслихатов. Да, юбилей — это хороший повод для того, чтобы не только осмыслить накопленный опыт, подвести итоги,
но и наметить перспективы. Будучи избранными в представительные органы власти, мы понимали, что нам делегировано право принимать принципиальные, непростые решения и нести
ответственность за их претворение в жизнь в интересах избирателей. Сегодня можно с уверенностью сказать, что представительные органы доказали свою состоятельность, а депутаты
— профессионализм и ответственность. В решение этой ответственной задачи вложены усилия депутатов предыдущих четырех созывов. Верю, что, только объединив свои знания,
жизненный опыт, творческую энергию, мы сумели добиться желаемых результатов.
Осенью 2012 года истекли мои полномочия депутата Атырауского маслихата IV созыва, но меня как жителя области по-прежнему интересуют вопросы местного самоуправления. Время
определило, что участие каждого гражданина в жизни общества и государства — это не просто его конституционное право, но и его обязанность.
Знаю, что 28 ноября 2012 года вышел Указ Президента Республики Казахстан об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан, по нему в два этапа
проводятся реформы.
На первом этапе — 2013-2014 годы — намечается расширение потенциала действующей системы на нижних уровнях управления. Это должно повысить роль населения в решении вопросов
местного значения через собрания и сходы местного сообщества на уровне аулов, поселков, городов районного значения.
Второй этап — 2015-2020 годы — предполагает дальнейшее развитие местного самоуправления. Будут происходить дальнейшее разграничение функций местного госуправления и
самоуправления, проработаны вопросы формирования бюджета и собственности органов самоуправления, а также оптимизации административно-территориальных единиц на уровне сельских
округов.
Желаю действующим и будущим депутатам маслихатов всех уровней плодотворной работы на благо избирателей.

Магауия ЧЕРДАБАЕВ,
депутат Атырауского
областного маслихата
II, III, IV созывов

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button