Ысырап – дело богопротивное
В 90-х годах, когда я жил в России, мы, местные казахи, построили мечеть на народные пожертвования и, выбрав одного молодого, подающего надежды человека, послали учиться в Бухару. Отучившись, Серикбай занял пост имама нашей мечети.
Тут надо оговориться и сделать маленькое отступление. Что тогда творилось на похоронах и поминках, трудно описать словами. После похорон люди выпивали спиртное, иногда все заканчивалось дракой. Столы ломились яствами – от салатов трех-четырех видов до колбасы. А если учесть, что тогда понятия «халал» мы не знали, то ясно, что на мусульманских поминках ели свинину.
Так вот, вернувшись с учебы, Серикбай взялся за дело всерьез. Во-первых, регламентировал церемонию похорон. Теперь все стало проходить так, как предписывалось не по казахским традициям, а по исламу. Потом начал, пользуясь любым удобным случаем, проповедовать ценности веры. Нет, ничего сверхъестественного. Никакого радикализма. Просто он умело соединял ценности ислама с народными казахскими обычаями, внедрял в сознание людей, что все действия наших предков никоим образом не противоречат основным канонам нашей веры. Как минимум, не запрещены. Кроме некоторых. Говорил мягко, не навязывал свое мнение, не злоупотреблял выдержками из Корана на арабском языке. Все говорилось на простом и доступном каждому языке. Но при этом он был тверд в откровенно противоречащих исламу вещах. Например, если замечал на похоронах или поминках выпившего, то при всем народе громогласно выгонял его. В первое время, заметив колбасу на дастархане, мягко просил убрать. Со временем люди уже знали об этом и перестали ее подавать, а если все же такое случалось, то имам молча вставал и покидал помещение.
К чему это я? Уже давно народ обсуждает богатство казахского дастархана на поминках, но воз и ныне там. По-прежнему столы ломятся от деликатесов, по-прежнему идет расточительство. А ведь есть люди, у которых просто-напросто нет средств на все это. Родственники умершего лезут в долги и кредиты, дабы «не ударить в грязь лицом», и чтобы люди не сказали «не смог достойно похоронить отца (маму, брата …)». Может быть, уже настал час, когда нашим имамам нужно проявить свою позицию по этому вопросу, и если необходимо, то просто вставать и уходить с поминок? Мера, конечно, жесткая, но, как мне кажется, действенная. Достаточно одного-двух примеров, и все встанет на свои места. Иногда вместо тысячи слов лучше один поступок. Или я не прав? Кстати, Серикбай продолжает свою миссию, и теперь он благополучно решил и этот вопрос. Ысырап (расточительство) – необоснованные траты – в том районе это уже не практикуют. Даже самые богатые.
Сансызбай НАРАУТОВ,
уроженец Саратовской области