Общество

ЯЗЫКУ ­ НАШЕ УВАЖЕНИЕ И ПРЕКЛОНЕНИЕ

В честь Дня языков народа Казахстана, принимающего характер всенародного празднования, в Атырауском институте нефти и газа стартовал месячник, посвященный Дню языков. Если учесть, что при вузе изначально ведется подготовка кадров для нефтегазового сектора экономики страны, то следует отметить, что преподаванию языков (казахского, русского, английского, немецкого и французского) здесь уделяется особое внимание. Провозглашенная Президентом страны Н.А. Назарбаевым программа полиязычного образования на примере АИНГ приносит свои плоды.

Уже третий год ведется работа по обучению студентов первых курсов по специальным учебным программам и методикам. Принятая практика обучения уже дает свои результаты. Многие студенты полиязычных групп демонстрируют прекрасное владение английским языком, выступая на различных мероприятиях на уровне института и области. Более того, они являются участниками конкурсов на знание английского языка, предметных олимпиад, научных семинаров. Можно смело утверждать, что наши студенты — самые активные проводники реализации языковой политики.

Программа месячника началась с работы «круглого стола», посвященного теме «Ана тілім — менің тірегім», где участвовали студенты — представители разных диаспор, обучающиеся на первом курсе института. Как и следовало ожидать, вопросы, поднятые участниками, никого не оставили равнодушными. Они высказали свои мнения по поводу грамотного владения казахским языком, предпочтительного владения им не только в бытовой сфере, но и при деловом общении.

Неоднозначную позицию вызвал и призыв отдельных участников к преимущественному изучению государственного языка без учета специфики языковой политики. Оппонентами было высказано мнение о том, что сегодня в казахстанском обществе назрела необходимость владения тремя языками в рамках государственной программы полиязычия. Полиязычное образование, к которому постепенно переходит наше общество, уже выдвигает иные механизмы действия, отвечающие требованиям сегодняшнего времени. Какими должны быть эти механизмы, какие шаги следует предпринять для реализации программы полиязычного образования, с чего начать — вот те вопросы, на которые пытались ответить участники за «круглым столом».

Высокая планка, заявленная на этом мероприятии, была подхвачена и продолжена участниками и следующего мероприятия, которое состоялось в читальном зале студенческой библиотеки. Молодые люди с большим удовольствием говорили на своем родном языке: узбекском, туркменском, аварском, чеченском, татарском, корейском и русском. Каково же было удивление, когда студент, этнический казах, с самого рождения проживший в Китае, на прекрасном казахском языке поделился своими впечатлениями, а в ответ на просьбу, знает ли он китайский язык, произнес на нем слова приветствия и пожелания всем здоровья, добра и процветания. Если кто-то заинтересовался тем, что же последовало за всеми этими выступлениями участников «круглого стола», то ответ прост: было удивительное чувство единения, душевного тепла и радостного ощущения, что каждый человек имеет право говорить на родном ему языке. И это самый главный вывод, который уяснили студенты. И еще: все сошлись во мнении, что подобные встречи должны проводиться чаще.

Уж если речь зашла о владении языками, то не стоит забывать, что каждый язык уникален сам по себе. В каждом языке есть свои специфические законы, которые раскроются если не сразу, то постепенно. И, думаю, что со мной выразят солидарность те, кто считает, что задача преподавателя — учитывая особенности изучаемого языка, показать общее и отличие, а через сравнение помочь выявить самую суть языка, его достоинства. А по поводу мысли о том, что грамотное владение языком, т.е. умение оперировать всеми законами языка обязательно только для филолога, хочется заметить: еще никогда и нигде владение языком не становилось таким важным общественным явлением, как это происходит в сегодняшнем мире. Сейчас в приоритете не просто знание, а грамотное владение языками. При этом вопрос о качественном владении пусть даже определенным языком должен находиться в центре внимания не только общеобразовательных учреждений или вузов. Ибо человек, как индивид, представляет интерес, прежде всего, в плане своего интеллектуального развития, а оно связано с его речемыслительной деятельностью. Поэтому каждый из нас, несмотря на возраст, национальную принадлежность, род занимаемой деятельности, профессию, обязан быть грамотным, образованным. Это неоспоримый факт. Это веление времени.

 Гулнар БАЙЖИГИТОВА,
доцент кафедры «Казахского
и иностранных языков»,
кандидат филологических наук

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button