Возродить древние виды искусства
Зинат Урынбасарова – удивительный неординарный человек, в совершенстве знает три языка, переводчик с английского, журналист, имеющая массу любимых увлечений: путешественница, художник, гончар, мастер по валянию, прикладник. Приверженец национальной казахской культуры, языка и традиций.
Мы встретили ее на выставке прикладного искусства, где она демонстрировала свои гончарные изделия и показывала мастер-класс за гончарным кругом. За этим действом с интересом наблюдали многие, особенно дети, засыпая Зинат вопросами. Нам стало интересно, и мы решили навестить эту необыкновенную женщину.
Вклад в развитие ремесел
Огромное желание Зинат – возродить гончарное искусство. «Гончарное искусство, казахская культура – это мой ориентир, путь в жизни, девиз моей жизни и боль», — говорит Зинат. Гончарным делом Зинат занимается с 2004 года. Первый гончарный круг она изготовила сама, купила муфильную печь на 1000 градусов. А материалы для работы – это места в Сарайшыке, где залегает глина. Сначала глину нужно очищать, это очень трудоемкий процесс, и многие, кто начинает, на этом процессе бросают это дело. Атырауская глина после обжига краснеет, так как в ней преобладает железо. Иногда в состав глины Зинат добавляет пух камыша для лучшего скрепления. Ее кувшины можно использовать в быту, это даже очень хорошо, ведь сделаны они из натурального материала. Она проделала большую работу по организации гончарной мастерской в Сарайшыке, перенимая опыт Отрарского керамиста Абая Рыспаева и привлекая молодых художников.
— В Сарайшыке, в этом великолепном древнем городище, который, к большому сожалению, исчезает, в свое время процветало гончарное искусство на высоком уровне, — говорит Зинат Урынбасарова. — Мне кажется, мы еще не доросли до такого уровня мастерства, который существовал у древних мастеров. Я нахожусь на начальной стадии изучения, возрождения, пропагандирования этого вида искусства. Я увлеклась этим делом, мне нравится наша всеми ругаемая атырауская глина, она очень хорошего качества, вязкая, ее трудно отмыть, но в этом ее сила. Из нее можно делать что угодно. Но, конечно, труд гончара требует огромного терпения.
«Нужно поднимать вопрос об исконных национальных древних видах искусства, — говорит Зинат. — Мне хочется, чтобы сегодняшняя молодежь задумалась о том, что она после себя оставит, что нужно вносить вклад в развитие наших ремесел, это должно быть как хлеб насущный. Хочется, чтобы детей охватывала гордость за нашу историю», — говорит Зинат.
Когда она начала заниматься гончарным делом, то объездила весь Казахстан в поисках мастеров. Бывало, что ехала в незнакомый город, зная только имя мастера, и ведь находила, просила дать уроки, лишь бы овладеть знаниями и навыками гончарного дела. Зинат была одержима этой идеей и огромным желанием научиться. В 2007 году состоялась ее первая выставка гончарных изделий в областном историко-краеведческом музее «Сарайшык. Возрожденная керамика Средневековья», последующие выставки проводились ею в Сарайшыке.
Бусы из войлока
Помимо гончарного искусства Зинат занимается валянием. Благодаря этой уникальной технике можно создать большое количество вещей, начиная от обуви, украшений, заканчивая предметами интерьера и жилища. Начиная обучаться этой технике, в поиске мастеров этого особого древнего вида искусства она отправилась на озеро Алаколь, где нашла мастера по валянию среди казахов-оралманов из Китая, которые до сих пор занимаются валянием кошмы. Свалявшуюся вымытую шерсть бьют палками, чтобы она припушилась, потом раскладывают на циновку и поливают кипятком. Затем циновку сворачивают трубочкой, перевязывают арканом и прессуют ногами. Потом разворачивают циновку, и скатанную кошму вновь прессуют уже локтями. Затем сушат на улице. По словам Зинат, в древности этим занимались только женщины, а мужчинам было запрещено даже касаться кошмы в процессе изготовления. А в Дагестане, например, есть деревня, где гончарами могут быть только женщины, от мужчин прячут гончарный круг. В доме Зинат много интересных работ из войлока, не менее интересен сам процесс изготовления. В этом я смогла убедиться на собственном опыте, научившись делать оригинальные красивые бусы из войлока.
При всем этом и гончарное дело, и валяние – это увлечения Зинат, у нее всегда была постоянная работа. Поэтому поразительно, как и когда она находила время на творчество. Кстати, недавно она увлеклась икебаной. По мнению Зинат, это японское искусство создания изысканных композиций из растений заключает в себе глубокую философию, учит гармонии, умению поймать красоту и раскрыть ее.
Дочка Акбота учится в 4 классе, как и мама, очень приветливая и коммуникабельная и, конечно, талантливая, она обладает прекрасным слухом и красивым голосом, играет на домбре. Акбота говорит, что мечтает стать великой оперной певицей. В прошлом году на международном конкурсе по академическому пению «А? с???ар» среди семидесяти детей заняла первое место. Что интересно, выучилась пению сама. А еще она ходит в театральную студию, в этом году они ездили в Астану на конкурс и заняли Гран-при.
Магия кюя
От таких людей, как Зинат, заряжаешься энергией, с ними очень интересно.
Зинат — настолько неординарный человек, и сейчас, когда она вышла на пенсию, думается, еще больше раскроются ее многочисленные таланты.
Активная, энергичная, легкая на подъем, она всегда может собраться и мчаться туда, где происходит что-то интересное для нее.
С Зинат у нас теперь будут ассоциироваться такие понятия, как патриотизм, огромная любовь к родному казахскому языку, к народу, традициям и обычаям, истории, музыке, культуре. А еще она очень трепетно относится к кюям. «Кюй для меня – это непостижимое чудо, — говорит она с восторгом. – Но я надеюсь, что когда-нибудь пойму его, постигну его магию».
Жанат ШАЯХМЕТОВА