Общество

«Воздушный госпиталь» спешит на помощь

Только за девять месяцев этого года бригадами Атырауской санитарной авиации было совершено 72 вылета, и почти в каждом из случаев человек был на грани жизни и смерти.

…Погода с утра не радует — порывистый ветер, накрапывающий дождик, небольшой туман. В отделении санитарной авиации при областной больнице суетно. Дежурным-диспетчерам не до нас. Телефон то и дело разрывается, специалисты бурно что-то обсуждают. Как оказалось, в Курмангазинский район срочно должна вылететь бригада врачей — аритмолог, кардиореаниматолог и, конечно же, медсестра. Команда уже готова в путь, однако погодные условия не позволяют им это сделать оперативно. Вертолет АН-2 не может совершить полет из-за бокового ветра, надо искать другой экипаж. Еще пару минут — и вопрос решается. За 63-летним пациентом, который перенес обширный инфаркт миокарда и нуждается в срочной транспортировке в областной центр, в Ганюшкино вылетает Еврокоптер ЕС-145. Это мощный воздушный транспорт, сборка которого совершается в нашей стране, кстати, первый запуск совместного производства Германии и Казахстана состоялся в 2011 году. Врачи его называют медицинский модуль: в него входят аппарат искусственной вентиляции легких, кардиомониторы, позволяющие следить за состоянием сердечной деятельности больного, дефибриллятор, а также инфузомат, аппарат, который обеспечивает непрерывную подачу больному лекарственных препаратов с заданным режимом.
Глубоко вздохнув, диспетчеры наконец-то обращают на наше присутствие свое внимание: «Больного с сердечной патологией на обыкновенном самолете перевозить нельзя: большая высота полета, скорость, изменение давления очень опасны для таких пациентов. Что же касается «еврокоптеров», то их отличает возможность лететь на низкой высоте, так что наш больной хорошо перенесет транспортировку».


— Как видите, специфика санитарной авиации заключается в срочности полета, независимо от времени суток и погодных условий, при этом должна быть гарантия безопасности экипажа, медицинского персонала и больных, находящихся на борту, — говорит диспетчер санавиации Жаркын Кадыржанова, которая работает здесь с 1986 года. — Вот здесь у нас висит специальный график вылета медиков, утвержденный главным врачом областной больницы. Бывает, что врачей и ночью из дома забираем, и в выходные, и в праздничные дни.
Как говорят медики, наряду со всеми районами в основном вылеты совершаются в отдаленные. Только до сегодняшнего дня в Курмангазинский медики вылетали 36 раз, в Кызылкогинский — 25. Кроме того, санавиация работает с клиниками Астаны и Алматы, имеется связь телемедицины, благодаря которой дистанционно оказывается медицинская помощь в виде диагностики, лечения и консультации пациентов. Состав медицинской бригады для вылета формируется исходя из специфики каждого конкретного случая.
…Наш разговор то и дело прерывают звонки. Жаркын Кадыржанова является связующим звеном между районом и авиакомпаниями. Ей вновь не до нас. Тут нашу беседу перехватывает ее коллега Рысжан Мамбетова.
— В нашей работе важна оперативность. Вот перед нами несколько телефонных аппаратов — коммутатор, городской телефон, междугородний, а еще два мобильных телефона, — говорит она. — Работаю я здесь, конечно, меньше чем Жаркын, с 2003 года, до этого трудилась в центре медицины катастроф. Помимо нас здесь работают еще два диспетчера, которые меняются через двое суток, привыкли уже.
В диспетчерской светло и тепло. В кабинете два белых стола, покрытых прозрачным лаком. На них несколько стационарных телефонов и огромный монитор от компьютера, специалисты здесь фиксируют все поступившие звонки, готовят выписки. Самые главные, по словам диспетчеров, это телефоны внутренней связи, оперативной и прямой — с республиканской санитарной авиацией. На них звонят врачи из районов, когда понимают, что без специальной помощи им не обойтись. В кабинете также несколько стульев, спать на дежурстве строго запрещено, поэтому мягкого дивана в медицинском интерьере нет. Зато есть чайник. Суметь выкроить минутку и выпить чашечку чая или кофе — для женщин большая удача. Горячий кофе особенно важен в ночное время…
В кабинете напротив диспетчерской сидит заведующий отделением, он же — координатор республиканской санитарной авиации по Атырауской области, врач-терапевт Мубин Дуйсалиев, он здесь и главный. А руководит он санавиацией с 1995 года. Говорит, работа хоть и незаметная, но требует большого напряжения — без выходных, без праздничных дней, день и ночь. В этих двух маленьких комнатушках ежедневно, а то и ежечасно, выполняются важные дела.
— Основной задачей нашего отделения является оказание экстренной медицинской помощи в виде транспортировки пациента в областные лечебные учреждения, операции и консультации, — говорит Мубин Куанбаевич. — В нашем отделении работают мобильные бригады из областной больницы, областной детской больницы, областного перинатального центра, областного кардиологического центра, областной инфекционной больницы.
Также для оказания оперативной высокоспециализированной медицинской помощи атырауским пациентам оказываются медицинские услуги республиканского центра санитарной авиации. Только за девять месяцев этого года для транспортировки в клиники Астаны совершено 23 вылета и еще три вылета в больницы г. Алматы. В плане предусмотрено создание единой диспетчерской службы в Республике Казахстан. Данный проект на сегодня находится в разработке и требует времени.
— Атырауская областная санитарная авиация на базе областной больницы функционирует с советских времен, — говорит Мубин Куанбаевич. — С начала 90-х годов оказание медицинской помощи в форме санитарной авиации финансировалось из местного бюджета, сегодня, с созданием республиканского центра, медицинская помощь финансируется из республиканского бюджета, что способствует увеличению объема медицинских услуг населению области. В декабре 2012 года Постановлением Правительства Республики Казахстан «О создании Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения» был создан республиканский центр санитарной авиации Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
По словам координатора, между авиакомпаниями и республиканским центром санитарной авиации заключаются договоры о цене одного летного часа. Поэтому медицинская помощь с воздуха финансируется за счет республиканского бюджета. В основном на линию спасения летают вертолет Еврокоптер ЕС-145 службы «Каз-авиаспас», самолет АН-2 авиакомпании «Орлан-2000» и МИ-8. Наличие хорошей техники и четко поставленная работа службы санитарной авиации, конечно, и есть важный фактор в развитии экстренной медпомощи. Сейчас отечественная медицина вновь осваивает воздушное пространство, а внимание к этому вопросу со стороны государства и энтузиазм специалистов-медиков уже позволяют смело заявить — казахстанскую санитарную авиацию ждут большой успех и процветание!

Медики сетуют, что из-за отсутствия должной инфраструктуры для эксплуатации воздушных судов в районах пилоты Еврокоптера ЕС-145 и МИ-8 сталкиваются с проблемой — негде приземлиться, особенно ночью. О каких вертолетных площадках может идти речь, когда даже в некоторых селах нет элементарного освещения.

Совместными усилиями врачей областной больницы, перинатального центра, областной детской, инфекционной больницы, областного кардиологического центра только на сегодняшний день квалифицированную медицинскую помощь получили 88 человек. Из них транспортированы 83, получили консультацию на местах трое, прооперированы на местах два пациента.

Динара КАНБЕТОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button