В КАРТУ ПРОСИТСЯ КРУПНЫЙ БИЗНЕС
Во вторник состоялось очередное заседание регионального координационного совета, на котором рассмотрены два проекта, претендующие попасть в региональную Карту индустриализации. Примечательно, что впервые на государственную поддержку рассчитывают представители крупного бизнеса.
Центр по ремонту вагонов
Отметим, учредителями компании двух представленных проектов являются иностранные инвесторы из Нидерландов, Германии и России.
Первый проект — центр вагонного сервиса от ТОО «ЦВС «Ескене». По словам инициаторов, они создадут центр по предоставлению комплексных услуг ремонта грузовых вагонов, в которых будут перевозиться нефть, газ и сера. Предполагается делать текущий и деповский ремонт вагонов, газовых и нефтяных цистерн, платформ, также капитальный ремонт грузовых вагонов. Стоимость проекта — около 10 млрд тенге, срок реализации — 2 года. Центр, по словам инициаторов, расположится на станции Ескене в Макатском районе. Численность рабочих мест в период строительства составит 20-30 человек, а при эксплуатации эта цифра возрастет до более 500 мест. Инвесторы надеются получить государственное гарантирование и субсидирование на получаемый кредит от Всемирного банка.
Председатель регионального координационного совета Гумар Дюсембаев и другие члены совета долго расспрашивали претендентов о проекте, о самой компании, о целях участия в Карте индустриализации. Компания с объемом 114 млн долларов, с 10-тысячным парком вагонов, который к тому же на 90 процентов обслуживает железнодорожный транспорт ТШО, просится в карту индустриализации, это показалось странным.
— А если мы вам откажем? — спросил Гумар Дюсембаев, хотя запрашиваемая сумма в 70 млн долларов и входит в рамки финансирования программы (до 3 млрд долларов), но при этом могут недополучить господдержку многие представители малого и среднего бизнеса.
— Ничего не изменится, «точку возврата» мы уже прошли, просто будем обходиться без господдержки, — сообщил представитель компании Олег Литвин. При этом он отметил, что реализация проекта будет способствовать открытию более 500 рабочих мест в Атырау, а в виде налогов бюджет получит более 1 млрд тенге. В перспективе будет построена полноценная железнодорожная станция со всей инфраструктурой.
Посовещавшись, члены координационного совета приняли решение внести компанию в Карту индустриализации при двух голосах «против». Но председатель предупредил, что данное решение не является окончательным, рассмотрение проекта будет продолжено.
Отметим, что проект, имеющий отношение к нефтегазовой промышленности, будет иметь воздействие на экологическую ситуацию. Обнадеживает, что населенный пункт находится на расстоянии 10 км от места дислокации центра — станции Ескене.
Натуральные
соки из Атырау
Второй проект тоже достаточно интересен. ТОО «SP Euro Salda» намерено построить в Индерском районе соковый завод «Бай кола». Стоимость проекта 11 млн евро (2,2 млрд тенге). Доля вложений немецкого бизнеса — 60 процентов, российского — 40 процентов. Проект будет реализован в течение 2012-2013 годов. Будет создано 320-350 мест. Проектная мощность — 8-10 тыс. бутылок вишневого, черешневого, абрикосового, персикового, сливового, грушевого и других соков. Также будут выпускаться овощные натуральные соки, лимонады и безалкогольные напитки из натурального зерна и ячменя. И, конечно, газированная и негазированная вода.
Крупная компания также рассчитывала получить господдержку. Инициатор проекта Байрам-бей Мамедов не пришел на заседание, был в командировке. Но члены совета уже заслушивали его, поэтому было решено включить компанию в Карту индустриализации.
Завершая работу совета, Гумар Дюсембаев отметил то, что, к сожалению, нет проектов от казахстанских предпринимателей, местных представителей малого и среднего бизнеса.
Алма ТУРГАНОВА,
фото
Ануара АБИЛГАЗИЕВА